Конкурс проходит при поддержке компании "Автосеть". Помощь в выборе автомобильных шин по телефону и онлайн

Бывают ли путешествия во времени? Фантасты утверждают, что бывают. Если человечество освоит погружение в сон с замораживанием (без вреда для человека), то можно как бы отправиться в будущее. А если кропотливо сохранять старые автомобили, создавать сообщества, проводить фестивали, встречи таких же любителей старины, да еще в обстановке гонок прошлых лет, то можно как бы вернуться в прошлое. В ограниченном пространстве и ненадолго.

Мир Формулы-1

Я еще учился в школе, когда во мне проснулся интерес к гонкам Формулы-1. Толчком послужило, вероятно, то, что в конце 1970-х я побывал на Боровой, где в то время проходили автогонки всесоюзного масштаба. Когда мне, мальчишке, довелось прикоснуться руками к гладкому оранжевому обтекателю гоночного автомобиля "Эстония-18", по моей руке пробежала искра, и она осталась во мне мечтой – сесть когда-нибудь за руль гоночной машины. Я выискивал иностранные спортивные журналы ради хотя бы одной фотографии, платил киоскерам за нагрузку к ним – никем не читаемые бюллетени профсоюзов или вроде того. Большое цветное фото в журнале было как праздник, оно со временем находило себе место на обоях в моей комнате.

При этом автогонки Формулы-1 преподносились нам официальной пропагандой как спорт денег и азарта, в котором человеческая жизнь стоила копейки. "Гладиаторы ХХ века" – так, например, называлась статья о легендарной гонке в популярном журнале. В те годы я понимал, что у меня нет возможности увидеть мир Формулы-1 своими глазами. И я думал, что никогда не смогу этого сделать.

Через много лет мне все-таки довелось не только прикоснуться, но и прокатиться по трассе на машине "Эстония-21". А потом в моей жизни появились гонки. И даже участие в гоночной команде, правда, не пилотом, а механиком. Несколько лет я ездил по трассам Советского Союза, в основном Прибалтики. Так исполнилась моя мечта. Недосягаемой оставалась только Формула-1.

Прикоснуться к мечте

Первый радостный звоночек прозвенел в 1986 году, когда по советскому ТВ показали 45-минутный репортаж с Гран-при Венгрии – впервые этап Формулы-1 проходил в соцстране.

Следующий звоночек случился в 1988-м, когда открылся Рижский автомобильный музей. Я был одним из первых его посетителей. Именно тогда я увидел машину Формулы-1 живьем. Это был McLaren 1974 года.  

В 1992 году на соревнованиях Кубка Европы, куда ездила наша команда, я смог потрогать демонстрационный McLaren MP4 с надписью Senna. И вскоре поездка на этапы Формулы-1 перестала быть фантастикой. Я понял, что главным моим желанием было увидеть все эти машины, прикоснуться к ним. Именно к тем экземплярам, которые существовали на заре моего интереса к гонкам.

Не могу сказать, что совсем уж отказался от мечты побывать на этапе Формулы-1. Я по-прежнему стараюсь не пропускать трансляции, читаю профильные сайты. И если появится возможность съездить на этап – обязательно ею воспользуюсь.

Но Формула-1 изменилась. Машины стали другими: ушла эстетика – пришла функциональность. Гонщики теперь моложе меня, болиды какие-то похожие друг на друга, изменилось звучание моторов. А в моей душе осталась эпоха конца 1970-х – начала 1980-х, когда машины были разные, конструкторы радовали свежими решениями и один гонщик не выигрывал большинство этапов. Но она ушла безвозвратно.

На фестиваль!

Какую-то надежду увидеть машины прошлого оставляли фестивали вроде известного Goodwood. Но это были скорее выставки, чем гонки. Даже если там были заезды, то по парковым дорожкам. Понарошку!

В 2013 году я был в гостях у друзей в Бельгии. И мой друг Жорж приготовил мне отличный сюрприз. Мы поехали на Spa 6 Hours. Это двухдневный фестиваль исторических гоночных автомобилей, в рамках которого проходят гонки на автомобилях, разбитых на классы. И какие это классы!

Автомобиль Гран-при 1950-х

Машины Формулы-1 выпуска 1970-1980-х годов, 1950-1960-х годов, спортпрототипы 1960-х, спортпрототипы 1970-х, легковые спортивные автомобили 1960-х… С близкого расстояния можно рассмотреть автомобили эпохи, охватывающей полвека, с 1920-х годов до 1960-х, уникальные как по дизайну, так и по технике. Гонщики очарованы особым запахом, звуком и острыми ощущениями первопроходцев этого спорта: сражениями колесо в колесо, игрой в кости для определения позиции, сносом четырех колес в поворотах и ​​случайными разворотами – все это создает необычайную атмосферу фестиваля! Это надо видеть!

Кокпит Ferrari 250

Фестиваль Spa 6 Hours проводится Ассоциацией исторических автомобилей Гран-при (HGPCA), основанной в 1979 году группой ведущих энтузиастов исторических гонок, посвятивших себя сохранению зрелищности гоночных автомобилей Гран-при в действии, – Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, ERA, BRM, Cooper, Lotus и многих других.

Памятные камни о выдающихся бельгийцах в автоспорте

В дни проведения фестиваля проходят тренировки и гонки, каждая длится примерно час. Главная гонка фестиваля – 6 часов. Это своего рода имитация гонки "24 часа Спа" – не менее знаменитой, чем "24 часа Ле-Мана". На нее собирается более сотни участников. Для старта, а он дается с ходу, машины выстраиваются на двух прямых старт-финишной зоны и еще на части трассы за 300 м до стартовой решетки.

Легендарная Ferrari 250 GTO

Через несколько кругов первые догоняют последних – и карусель завертелась! Среди участников гонки Spa 6 Hours были спортивные модели Jaguar, Porsche 911 и даже 356, Lotus, Chevron, MINI, Ferrari 250, несколько Ford GT40, была замечена и De Tomaso Pantera. Каждая машина проносилась мимо трибуны со своим неповторимым звуком – и это действительно звучало для меня как музыка! 

На старт гонки Формулы-1 вышли ветераны. Целая россыпь Lotus разных лет, March, Arrows, BRM, Tyrell, Williams FW07 эпохи расцвета команды. Ligier JS11, который был грозным соперником в те годы. И когда эта гонка началась, я вспомнил то время, когда начал интересоваться миром Формулы-1. Звуки, запахи, небывалое ощущение путешествия во времени. В душе наступил праздник. Я радовался как ребенок, торопился снимать увиденное на фото.

Williams FW07

Ligier SJ11

Машины 1970-1980-х выходят на старт

Мой браслет-билет позволял заходить в закрытый парк и боксы, где автомобили готовят к заездам. Атмосфера исключительной доброжелательности и доверия царит в этой зоне. Здесь тебя никто не прогонит, если ты близко подошел к болиду, здесь ответят на твои вопросы, здесь нет никакого высокомерия.

Над машиной работает только один механик!

В боксах одной команды – машины разных типов и лет

Arrows A3 в пивной ливрее

Я поговорил с одним из гонщиков на Jaguar XK. Выразил восхищение его машиной, пожелал ему успеха. Он сдержанно поблагодарил, но в его голосе чувствовалась гордость. Этим людям нравится интерес публики, он их заводит. А публика искренними аплодисментами отмечает награждение победителей! Великое множество фотографий, роликов на YouTube – вот она, обратная связь!

Забраться в кокпит старой гоночной машины непросто

Прототип со снятым носовым обтекателем

Не от мира сего

Люди, которые ищут, находят и реставрируют старинные автомобили, не от мира сего. Люди, которые занимаются гонками на исторических автомобилях, еще более "отмороженные". Они не просто находят и реставрируют старые гоночные автомобили – они возвращают их в гонки. Конечно, борьба здесь скорее демонстрационная, чем реальная, но они увлекаются борьбой на трассе. Разбитые машины, привозимые эвакуаторами после гонки, тому свидетельство. Это спорт и увлечение целых сообществ. К примеру, команда Lotus Historical Racing Team – это боксы с машинами нескольких поколений, машины сопровождения, рекламные агенты… Они живут этой жизнью, играют в гонки прошлых лет и вызывают только восхищение и почтение.

Для посетителей фестиваля работают лавки с моделями автомобилей разных масштабов, литературой по реставрации и истории, реальными рекламными плакатами тех времен. Еще есть лавка, где можно купить непременные атрибуты олдтаймеров – хромированные кнопочки, рычажки, зеркала, болтики, гаечки… Чтобы 60-летний автомобиль выглядел "как тогда". А каждый посетитель в зависимости от билета имеет возможность получить памятный сувенир. В этом году это была губка для мойки авто с логотипом фестиваля.

Уметь хранить историю

В дни проведения фестиваля внутрь автодрома на паркинг пропускают только олдтаймеры и янгтаймеры. Современные машины вынуждены парковаться вдоль обочин подъездных дорог или на очень удаленных паркингах. Мы с другом Жоржем приехали на Fiat 131 – нам можно было проехать на внутренний паркинг. Один из волонтеров, стоявший на въезде, узнал Жоржа, поприветствовал его и меня и отправил на паркинг с более интересными авто.

Там стояли такие машины, что я не мог не пройти мимо каждой. Некоторые модели вообще видел впервые в жизни. Сложилось впечатление, что на выходной день у каждого бельгийца в гараже есть свой олдтаймер, а у некоторых – целая коллекция. В общем, они умеют хранить историю. И она у них не пылится в хранилищах, а ездит и радует глаз. И сворачивает шеи. И конечно же, временами возвращает нас в прошлое, которое запомнилось блистательными спортивными и гоночными моделями, борьбой колесо в колесо, яркими личностями пилотов.

Гоночный MG TF

Мечта увидеть гонки машин моей юности исполнилась. И это вдохновило на поиск новых целей.

Например, после этого с новыми силами и настроением я принимаю участие в традиционном "Олдтаймер-ралли Минск". А еще я давно хотел побывать на Конкурсе элегантности олдтаймеров, и в 2015 году мне это удалось. Захотелось принять участие в ралли олдтаймеров в других странах – и мы участвовали в ралли "Автострада" и "10 озёр" в России. Теперь моя планка – участие в ралли "Ленинград", проходящем во время белых ночей в Санкт-Петербурге. И я возьму эту планку. Мечты надо материализовать, постоянно их представляя себе, делать маленькие шажки к их осуществлению. Или ловить удачу за хвост.

Партнеры конкурса:

Компания WESTMOTORS – подбор и доставка без посредников автомобилей и техники из США, Европы, Канады и Китая.

Bir.by – умный поиск недвижимости по новостройкам города Минска