Конкурс поддерживает компания "Автосеть". Автомобильные шины с бесплатной доставкой по всей Беларуси

Перегон и приключения

В начале 1990-х годов иметь собственную машину, да еще иномарку, оказалось по силам и мне. Волей случая этой машиной стал Wartburg  353W Tourist цвета "Белая ночь", который несколько лет работал в редакции одной берлинской газеты.

Перегон машины был настоящим приключением. Дело было зимой. Получив автомобиль в Польше у границы с Германией, я отправился в обратный путь один. Все шло хорошо, пока коробка передач не заклинила на третьей. Я не мог и представить себе, что в коробке не было масла, оно просто вытекло. В общем, мне крупно повезло, что я как раз проезжал город Лович и увидел знак "Автосервис". Завернул туда, объяснил полякам, что произошло. Они залили новое масло, с трудом, но все-таки расклинили коробку. Поехал дальше, прошел границу уже ночью, а утром радостные родители встретили новую машину, накормили, дали отоспаться. Начался процесс владения!

Машина меня вполне устраивала. Да, двухтактный мотор требовал некоторой подготовки в обслуживании, и мне ее как раз не хватало. Один мотор я загубил неправильным маслом (разумеется, "халявным"!), освоил процесс демонтажа двигателя. К слову, агрегат весит примерно 80 кг, при определенной сноровке его можно снять с машины за полчаса в одиночку.

С эксплуатацией пришел опыт ремонтных работ. Научился менять шаровые опоры (они съемные) без посторонней помощи. Карбюратор довольно простой, но тоже подкидывал проблемы. И если не знал, что за проблема, приходилось затягивать машину на тросе домой. А потом выяснялось, что мотор глох из-за всего-то лопнувшей пружинки рычага ускорительного насоса.

Или как первый раз лопнул трос сцепления? На противоположный конец города по кольцевой меня затащил таксист, взявший двойную плату за пробег и "за работу". Потом я понял, что благодаря обгонной муфте в трансмиссии сцепление можно и не использовать при переключении передач, как в моем случае, только заводиться на передаче стрёмно.

Большую помощь оказали люди, имевшие опыт работы с двухтактной техникой, – моторист Володя и слесарь Лёня. Без их подсказок никогда не нашел бы решение сам. Например, когда вдруг машина перестала развивать тягу, хотя заводилась идеально, кто-то намекнул: а не посмотреть ли внутрь выхлопных труб? И действительно, самая длинная труба, идущая вдоль днища, оказалась на трети четверти забита отложениями масла и грязи. Это следствие работы двигателя на бензине с маслом и того, что трубы давно не менялись. Поменял – машина полетела!

Прошла любовь – и разгорелась с новой силой

В какой-то момент возникло желание от машины избавиться. То ли настроение было плохое, то ли в ремонтах застрял, стал искать покупателя. Встретился со старым другом, который работал в компьютерной сфере. Он приоткрыл мне завесу интернета. Я сел, поискал информацию о Wartburg – и на меня словно водопад обрушился! Оказывается, марка имеет 100-летнюю историю, множество фан-клубов по всей Европе и даже в Америке! Что же, с продажей подождем – и принялся смотреть клубные страницы.

Вскоре мне довелось познакомиться с еще одним владельцем Wartburg Александром. Наши автомобили были почти одинаковыми с разницей в год, оба – универсалы. Пообщались и  решили: надо создавать свой клуб, пусть и пока вдвоем. Потом к нам присоединились люди. Вскоре появилась своя страничка в интернете, а потом и сайт. География расширялась, с нами общались из России, Украины, Болгарии, я вел переписку с американцем, с финнами, немцами, установили контакт с польским клубом Wartburg, английским клубом автомобилей ГДР – мне даже прислали их самиздатовский журнал Knight Rider с тестом одногодок Wartburg.

Машина перестала быть железом для перемещения – она стала центром общения, поводом для него. Я пересмотрел свое отношение к Wartburg. Настала пора осознанного улучшения состояния – кузовные работы, небольшие переделки, встречи с одноклубниками, участие в ТВ-программах. Наша встреча трех клубов Wartburg, Classic Beetle и Porsche попала в выпуск "Автопанорамы", а в 2005-м я замахнулся на участие в московском фестивале "Автоэкзотика"!

Автомобиль участвовал со мной и в корпоративных праздниках, выступая в роли то скорой помощи, то космического корабля. Я активно ездил и на короткие, и на длинные дистанции. Был в Москве, Санкт-Петербурге. Делал фотосессию в ночном Минске. В походах на природу машина была уютной палаткой, ведь с разложенными сиденьями образуется ровная площадка длиной 180 см.

Рамная переднеприводная машина привлекла внимание моего друга, руководителя кафедры дизайна Белорусской академии искусств профессора Игоря Яковлевича Герасименко. У него были замечательные проекты нового взгляда на дизайн автомобилей. Макетирование – важный процесс создания объекта. На чем сделать макет автомобиля, стало понятно профессору, когда я познакомил его со своей машиной. Был найден автомобиль, который некоторое время служил Игорю Яковлевичу, а потом стал основой для ряда дипломных проектов Академии искусств по темам "Дизайн транспортных средств". В концепте ё-мобиля, представленного на автосалоне во Франкфурте в 2011 году, заложены идеи профессора Герасименко, обкатанные на прототипах, которые построены на шасси Wartburg.

Прототип Slider на раме Wartburg

С появлением в нашем мире гибридных автомобилей у меня тоже возникала идея сделать из Wartburg гибрид. Электродвигатель хорошо размещался на задней оси, рама это позволяла. Батарея могла занять пространство между лонжеронами рамы, не отнимая его у кузова. А инвертору нашлось бы место в подкапотном пространстве, там его предостаточно. Сложного согласования работы электродвигателя и ДВС не нужно было, так как в трансмиссии стояла обгонная муфта. Быстро раскручивающийся электромотор просто переводил бы ДВС на холостой ход. Идея была хорошая, но тогда слишком дорогая в исполнении. Компоненты стоили очень дорого. А со временем и идея ушла на второй план, более интересной стала тема ретроралли.

Смена "коня"

Однажды моторист Володя, к которому я регулярно ездил регулировать контакты, сказал, что его "достало" возиться с контактами, и предложил сделать систему зажигания бесконтактной на базе датчиков Холла. Вскоре эта система была установлена и прекрасно работала, а я забыл, что такое распределитель зажигания. Он, к слову, на Wartburg 353 расположен очень неудобно. Работа с зажиганием напомнила, что оригинальные запчасти к этой машине, даже новые, будут с приставкой 30 лет. Поэтому актуальным стал вопрос о выводе машины из повседневной эксплуатации и подготовке ее к выставочно-парадному состоянию. На каждый день был выбран Opel Astra G, а Wartburg ждал обновления.

Переделанный под датчики Холла распределитель

Так регулировалось зажигание

В процессе ожидания машина попала в глупейшую аварию, в результате которой была серьезно повреждена спереди. Несколько лет вялотекущего ремонта – и автомобиль был отправлен на реставрацию к друзьям в Москву. Там оценили состояние и предложили "не мучить зверушку".

Последнее фото перед аварией

Машину забрали на "органы", а мне предложили вместо нее седан Wartburg 353W, выпущенный в 1987 году и прошедший полное восстановление на Тушинском ремонтном заводе благодаря такому же энтузиасту автомобилей ГДР Игорю и его команде. Так я снова стал владельцем Wartburg.

На новом (как звучит!) автомобиле уже была установлена бесконтактная система зажигания, отремонтирован кузов, ходовая часть, доработана система охлаждения, которая стала более производительной. У новой машины сразу появилась цель! Поскольку я регулярно принимал участие в ралли олдтаймеров в Минске и России, новый Wartburg идеально вписывался в эту тему. Он  редкий, в отличном состоянии, он – необычный автомобиль и знаком большому количеству мужчин, прошедших военную службу в Группе советских войск в Германии.

Ралли без тормозов

В 2019 году заявился на "Олдтаймер-ралли Минск 2019" с этой машиной. Для участия в ралли было радикально изменено рулевое управление – я поставил классический кожаный руль Nardi. Это серьезно улучшило управляемость – я так надеюсь! А если серьезно, то стало удобнее рулить, хотя и труднее: руль немного меньше по диаметру. "Родной" руль был от более старой версии, тонкий и скользкий. Этот же просто притягивал руки.

Наш экипаж с Дмитрием Андрюшиным

По регламенту ралли требовалось представить автомобиль жюри. У экипажей на это было три минуты,  после выставления оценок экипаж уходил на дистанцию. Для представления я и штурман Дмитрий использовали образ Мартина Лютера и средневекового замка Wartburg.

Потом началась дистанция. Тут надо сказать, что было не без проблем. Было жарко. Из-за постоянных торможений в центре города перегрелись и неожиданно пропали тормоза. Кое-как добравшись до первого КВ, без тормозов проехав слалом, выдвинулись на следующий КВ в надежде на то, что в тени Степянского лесопарка остановимся и приведем в порядок тормоза. Но неожиданно они снова появились. Едем дальше!

Приз за возраст экипажа и машины

Были поиски нужных поворотов, быстрые расчеты параметров движения, разные испытания на знание ПДД, на умение управлять BMW i8 (радиомоделью, конечно!), гонка за точностью движения. Ралли показало, что в машине нужно доработать, и изменения уже вносятся. При этом автомобиль остается полностью аутентичным. Разумеется, минское ралли не предел мечтаний. Я уже участвовал штурманом в ралли "Автострада-2018" в Калуге и в ралли "10 озёр" в Ленинградской области на другом культовом автомобиле Trabant 601. Есть куда стремиться, и одна из целей – ралли "Ленинград" в 2022 году.

Что дальше?

По сравнению с современными автомобилями Wartburg проигрывает во многом. Но что мне дает эта машина? Ощущения, которых нет в нынешних авто, ощущение владения уникальной машиной, редкой. Wartburg – это моя любимая игрушка. Ее можно разобрать-собрать, можно отложить на время, заботливо отчистить от пыли и грязи, рыться на сайтах интернет-магазинов, чтобы найти оригинальную запчасть. Это ощущение праздника, когда мы собираемся на ретрофестивали и на них рассказываем о машине, о ГДР, об истории марки. И маленькое такое чувство гордости, когда в городском движении водители соседних автомобилей показывают тебе большой палец вверх – оценили состояние! Скоро машине будет 40 лет, и я уверен, что мы еще покатаемся.

Этот автомобиль – часть истории страны ГДР, которой больше не существует. Дети в школах и институтах уже не знают, что такое Восточная Германия. А я, проведя детство в ГДР в 1970-х, как бы тоже был участником "холодной войны". По мне и машине можно изучать целый исторический пласт. И в этом я вижу свою миссию просвещения, рассказывая на выставках про марку автомобиля и страну.

С владельцем бельгийского музея

В планах – создание экспозиции автомобилей ГДР в музее городского транспорта в Минске, если его руководство проявит интерес. Благодаря своей машине я посетил город Айзенах в Германии, где на заводе AWE производились автомобили Wartburg, в том числе и мой. Я побывал в старинном замке Вартбург, в частном музее автомобилей ГДР в Бельгии. И у меня еще есть новая цель – посетить ежегодный международный фестиваль Wartburg Treffen, проходящий в окрестностях Айзенаха. Буду готовиться!

Партнеры конкурса

Компания WESTMOTORS – подбор и доставка без посредников автомобилей и техники из США, Европы, Канады и Китая.

Bir.by – умный поиск недвижимости по новостройкам города Минска