А вот российские коллеги подобных терзаний не испытывают. Оттого инициатива у них бьет ключом, а отношения между автовладельцами и государством постоянно совершенствуются. На прошлой неделе российское правительство внесло в ПДД изменения, направленные на упрощение оформления мелких аварий.

Согласно ныне действующим в России нормам участники ДТП могут сами оформить документы о происшествии для страховой компании или составить схему инцидента и заверить ее на ближайшем посту ДПС. Но это возможно лишь в случае, если обстоятельства аварии не вызывают у них разногласий.

Если же водители не приходят к консенсусу, то они вынуждены дожидаться полиции, до ее приезда автомобили должны оставаться на дороге. В крупных городах по этой причине на проезжей части очень часто возникают серьезные заторы.

Благодаря принятым изменениям в пункты 2.5 и 2.6 ПДД, которые вступят в силу с 1 июля 2015 года, проблема заторов из-за ДТП должна исчезнуть.

Водителей ОБЯЗАЛИ "освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия".

"Как вы себе это представляете?"

Как и следовало ожидать, к принятым изменениям и эксперты, и простые россияне отнеслись неоднозначно.

Координатор общественного проекта "Движение" Андрей Орел положительно оценивает нововведения. "Учитывая, что по новому закону об ОСАГО расширили максимальный лимит выплат по "европротоколу" (с 25 тыс. до 50 тыс. руб., а в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области до 400 тыс. руб. - Прим. ред.), люди будут с большей уверенностью пользоваться возможностью упрощенного оформления, - сказал он "Газете.Ru". - Основная проблема заключается в том, что страховые компании будут придираться к оформленным самими водителями документам о ДТП, всячески пытаясь отказать им в выплатах".

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что пунктом 2.5 ПДД автомобилисты и раньше практически не пользовались, а после внесения изменений не будут и подавно.

"Теперь в случае ДТП с пострадавшими водитель в том числе обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, - рассказал "Газете.Ru" эксперт. - Как вы себе это представляете? Скажем, авария, 25 трупов, приезжает следователь, а машины уже убрали с дороги. Как они стояли, кто кого сбил? Надеюсь, что этот абзац попал в измененный пункт ПДД по ошибке".

"И попробуй сослаться на Медведева"

Пользователи российских форумов сразу высказали опасения в добросовестности некоторых автовладельцев.

"Начнутся новые схемы. Ты знать не знаешь об аварии, да и не было ее, а "подставщик" сделает фотки с правильного ракурса - и все".

"А я за идею. Есть куча аварийных комиссаров, которые замечательно справляются с функциями оформления ДТП вплоть до момента выплаты. И их не надо ждать несколько часов, как гаишников".

"Аваркомов не надо ждать несколько часов? Я один раз ждал. Гаишники быстрее приехали, спустя 4 часа, а этот через 30 мин после них. Так что спорно".

"В итоге нововведений получается два:

  1. Освободить проезжую часть после фото- или видеофиксации. Реально, когда видишь, как сотни машин и общественный транспорт стоят в пробке, это кажется очень разумным. Это не значит, что на ДТП не нужно вызывать полицию.
  2. Право не вызывать полицию и вообще не оформлять ДТП в случае малозначительности и отсутствия взаимных претензий. А что мешает сейчас это делать? Так что это просто приведение ПДД к жизненным реалиям".

"Столкнулся с "европротоколом". Это хорошо, если виновник ДТП - адекватный человек. Мне попался неадекват, быстро все заполнял, вместо поворота налево указал, что поворачивал направо. Я первый раз так заполнял, на нервах был. Еще и дорогу перекрыли, зудили, короче, впопыхах. Я потом с ним созвонился, предложил переписать. Он не отказался, но больше трубку не брал. Вывод: теперь буду стоять и ждать гаишников, даже если просто царапинка. Ну их к черту, эти новшества".

"Неделю назад меня стукнули в задний бампер. Я предложил на месте выплатить 1500 рублей для покраски - мне было сказано, что лучше через ОСАГО. На аварийных комиссаров у владельца 2108 тоже денег не было. ГИБДД ждали 8 часов. По приезде ему выписали 1500 рублей штрафа плюс те штрафы, что он не оплатил, увеличились вдвое - сумма составила 6000 рублей. На будущий год при оформлении страховки он потеряет еще деньги".

Большинство же пользователей сошлись в общем недоверии ко всем и вся: страховым компаниям, чиновникам, нововведениям. "Потом в страховую приходишь, а тебя разворачивают. И попробуй сослаться на Медведева. Нет справки из ГАИ - свободен. Лучше я по старинке оформляться буду, чтобы в страховой претензий потом не было".

По правде говоря, к инновациям, озвученным премьером Дмитрием Медведевым, отношение у россиян всегда было двояким: какими бы заманчивыми и многообещающими они ни казались, замечено, что большинство из них впоследствии отменяют.

"Доказательной базы и так не хватает"

Насколько проблема актуальна в Беларуси, стоит ли ждать, что у нас будет приняты подобные изменения?

В ГАИ МВД abw.by сообщили, что никакой информации по этому поводу нет.

В столичном троллейбусном парке №5, в свою очередь, отметили, что ДТП на минских улицах серьезных неудобств общественному транспорту не доставляют, поэтому проблемы как таковой не наблюдается.

Юрист Павел Латышев тоже выразил сомнения в целесообразности подобных мер применительно к белорусским реалиям: "У нас и так большие вопросы с доказательной базой. В случае возникновения спорной ситуации информации, как правило, не хватает. А если фиксацию ДТП доверить гражданам, то можно с уверенность сказать, что все необходимые следы не будут отсняты".

Изменения в ПДД не первая попытка совершенствования российского законодательства в вопросе регулирования ДТП. В начале августа нынешнего года в РФ уже появился новый институт - автомобильного комиссара. Пока автомобильные комиссары - это сотрудники страховых компаний, которых можно вызвать на место ДТП, если в нем не было пострадавших. В дальнейшем предполагается, что это будет независимая гражданская служба.

Подсчитано, что на сегодняшний день порядка 80% времени сотрудники ГИБДД в Москве тратят на оформление небольших аварий.

При этом практика использования помощи автокомиссаров в других регионах России показала свою эффективность. Так, в Новосибирской области 70-80% мелких ДТП забирают на себя именно комиссары, а за два года работы этой службы в Красноярском крае нагрузка на ГИБДД снизилась более чем на 20%.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото gazeta.ru и из открытых источников

ABW.BY