К слову, первые результаты этого документа мы наблюдаем уже сейчас. Только за июль импортеры ввезли в Беларусь из России больше автомобилей, чем за предыдущие 6 месяцев: за июль - 10,7 тыс., за январь - июнь - 7,8 тыс. автомобилей.

Думаете, хорошо пошли дела у дилеров? Как бы не так. Июльский рывок обещает стать лебединой песней всего белорусского автобизнеса, если действие указа будет продлено. И причиной тому одна лишь норма принятого документа, предусматривающая, что государство позволило само себе отсрочку на 90 дней права на вычет ввозного НДС для организаций, импортирующих и реализующих товары в неизмененном состоянии.

Скорая помощь для белорусской экономики

Последствия этого, казалось бы, незначительного изменения для abw.by прокомментировал директор импортера VW "Атлант-М Фарцойгхандель", председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич:

- Появление указа пришлось на период, когда правительство изыскивало варианты ограничения импорта и оттока валюты из страны. Вы помните, в нынешнем году мы уже пережили возможное введение института специмпортеров. Бизнес-сообщество смогло тогда убедить чиновников не вводить подобный институт. Но, к сожалению, уже без нашего участия и общественного обсуждения примерно в то же время был кулуарно подготовлен и вступил в силу указ №361. Честно говоря, для нас это было как гром среди ясного неба. Понятно, что это очередная форс-мажорная мера, которая якобы призвана спасти экономическую ситуацию в стране. Государство вроде бы как преследовало благие цели и стремилось уменьшить отток валюты из страны. Но при более детальном рассмотрении и подсчетах видно, что принятое решение не улучшит экономическое положение, а только усугубит его. Образно говоря, если больному с высокой температурой назначают горячую ванну, то это может привести к коллапсу. То же самое происходит и с нашей экономикой в рамках действия принятого указа.

Автомобиль виртуальный - расчеты реальные

Такой прогноз дальнейшего развития ситуации Сергей Михневич подкрепил конкретными расчетами на примере автомобильного рынка:

- Если говорить конкретно про автомобильный рынок, хотя указ коснулся всех импортеров, в некоторых случаях - даже производителей, то по нашим расчетам мы вынуждены будем замораживать ежемесячно 20 процентов своих оборотов. И если мы говорим об обороте капитала с периодом один месяц, то за три месяца мы заморозим 60 процентов оборотного капитала. Где взять 60 процентов капитала? В рублях кредитование абсолютно убийственное - 40-процентная ставка не покрывается ни одной маржинальной доходностью. В валюте найти подобные объемы средств тоже достаточно проблематично. В результате самым простым и экономически выгодным решением остается остановка производства и ввоза автомобилей. То есть импортерам проще вообще не продавать.

Действительно, экономическая нецелесообразность реализации ввезенных автомобилей с соблюдением требований указа №361 очевидна на простом примере.

Импортер покупает в России автомобиль за 10.000 у.е. Ввозной НДС, который подлежит уплате в течение месяца, составляет 20%, то есть 2000 у.е. Маржа белорусского дилера при реализации покупателю - 1200 у.е. Розничная цена - 13.200 у.е.: 11.000 цена реализации + 20% НДС от продажи, то есть 2200 у.е.

Поскольку ставки налогов не изменились, эта схема формирования цены товара действовала и до, и после введения указа №361.

Однако коренным образом изменилось финансовое положение импортеров. Первый - ввозной - НДС импортер платил сразу же по факту приобретения товара, второй - при его реализации. Поскольку первый подлежит возврату, он шел в зачет при уплате второго. Это значит, что непосредственно после реализации в нашем примере компания из своей маржи отдавала только 200 у.е. Такая сумма имела приемлемый объем по сравнению с полученной прибылью.

Как только начал действовать указ, импортеры получили иную картину: сначала они должны заплатить НДС при ввозе (2000 у.е.) и в случае продажи в том же месяце - еще 2200 у.е. Получается, что наценка импортера на одной машине составляет 1200 у.е., а государству он отдает 4200 у.е. Конечно, впоследствии часть этих денег импортеру вернут. Но, во-первых, расчет НДС у нас идет в белорусских рублях, спустя 90 дней в долларовом эквиваленте это может быть совершенно другая сумма. А во-вторых, для уплаты налогов в данном месяце компании просто необходимо где-то найти дополнительные средства, поскольку выставленная маржа не покрывает траты на налоги.

Три месяца будем "расхлебывать" три года

- Самое интересное, что даже через три месяца я как импортер не получу свои деньги обратно, - продолжает Сергей Евгеньевич. - Через 90 дней мне позволено этот ранее уплаченный и положенный к возврату НДС взять в зачет новых выплат! А брать в зачет этот НДС мы будем лишь в том случае, если продолжим работать и продавать автомобили. Как уже говорилось, работать мы будем лишь в том случае, если указ №361 прекратит свое действие. Тогда мы вернемся к прежней схеме, когда импортер платит от продажи каждой машины 200 у.е. Получается, что для того, чтобы "выбрать" ранее уплаченные 2000 у.е., компании надо продать 10 машин. Учитывая, что пока действие указа ограничено тремя месяцами, то вернуть уплаченный НДС удастся, продав 30 условных машин. Получаем, что вернуть свои же деньги импортер сможет только спустя 30 месяцев - два с половиной года!

- Конечно, я могу поднять цену на 20 процентов, - рассуждает собеседник, - или остановить производство. Как и в первом, так и во втором случае реакция покупателя будет одна: Смоленск недалеко. Белорусы уже сейчас туда едут, потому что там дешевле. Как показывает практика, как только разница между ценой на автомобиль в Беларуси и России превышает 1000 долларов, покупатель едет в Россию.

Это значит, что из страны физлицо вывозит не те 10 тысяч, которые вывожу я как импортер, а розничную стоимость авто - 13.200 у.е. При этом налог заплатит смоленский дилер в бюджет Российской Федерации.

Я посчитал, что за квартал государство получает от деятельности одного крупного импортера по продаже автомобилей порядка 40 миллиардов рублей, или 4 миллиона долларов, в виде налогов. В результате сворачивания деятельности за один квартал пусть на 50 процентов государству не пойдет в бюджет 2 миллиона долларов. Да, за счет "замораживания" НДС у меня в октябре изымут примерно столько же - порядка двух миллионов. Но эти деньги у меня возьмут как бы в долг. И при этом обычные покупатели вывезут валюты намного больше.

- В целом этот указ стоит рассматривать ни больше ни меньше как экономическую диверсию. Он не был продуман, - заключает специалист. - Мы надеемся, что срок его действия не будет продлен, сейчас это до 31 декабря. Хотя, я знаю, были идеи внести данную норму в Налоговый кодекс. Если бы эти начинания были воплощены в жизнь, многие импортеры закрыли бы свою деятельность в Беларуси и перенесли свои центры в Смоленск. Надеюсь, что мы будем услышаны, продления действия указа на следующий год не допустят. Ведь из-за того, что государство, используя административный ресурс, берет у бизнеса деньги на два года вперед и одновременно играет на курсе, рассчитывая отдать меньше, чем взяло, бизнес просто умирает. А вслед за бизнесом появится проблема и у государства - где брать деньги? Очень жаль, что наши чиновники думают о бизнесе в самую последнюю очередь.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY