Эти и некоторые другие вопросы появились у редакции после письма читателя, в котором он описывает такую ситуацию: "В районе площади Бангалор сотрудник ГАИ предпринял попытку остановить автомобиль с дипломатическими "номерами". Данный автомобиль Audi снизил скорость, дав возможность инспектору рассмотреть "номера", после чего инспектор опустил жезл, а автомобиль поехал дальше. Также наблюдал ситуации, когда автомобили с такими "номерами" нарушали правила остановки и стоянки, а сотрудники ГАИ, видя данное нарушение, игнорировали его".

Поэтому читатель поинтересовался: 

  1. Имеет ли право сотрудник ГАИ останавливать автомобили с дипломатическими "номерами"? 
  2. Могут ли сотрудники ГАИ привлекать авто с такими "номерами" к административной ответственности? 

Для начала мы хотели бы дать законодательное объяснение описанных ситуаций, а затем поинтересоваться у человека, совсем недавно пользовавшегося привилегиями, которые дают "красные номера", как законы реализуются на практике. 

Итак, останавливать автомобили с дипномерами и проверять документы сотрудникам ГАИ законом не запрещено. Нельзя использовать автомобили с "красными номерами" лишь для освобождения проезжей части дороги от ТС, поврежденных при ДТП (п.11.20 Положения о ГАИ МВД). 

А вот в отношении ТС органов внутренних дел, госбезопасности, Минобороны и Госпогранкомитета Госавтоинспекция может осуществлять свои полномочия только в части контроля за соблюдением водителями ПДД. При этом регистрационные и другие документы на указанные транспортные средства не проверяются (п.11.11 Положения о ГАИ МВД).

Что же касается привлечения сотрудников диппредставительств к административной ответственности, то КоАП и ПИКоАП на этот счет содержат следующие нормы:

КоАП, п.4 ст.1.4 
Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

ПИКоАП, п.4 ст.1.3
В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные настоящим Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Это означает, что остановить автомобиль с дипномерами можно, проверить документы - можно, но привлечь к административной ответственности нельзя.

Почему нельзя и что подразумевается под словосочетанием "дипломатическим путем", мы решили узнать у человека, некогда пользовавшегося "красными номерами". Как часто его останавливали, какие документы проверяли, какое решение выносили? И вообще, каким было отношение сотрудников ГАИ к водителю автомобиля с дипломатическими "номерами"?

"Вообще-то я старался не нарушать Правила, - с ходу заявил Александр. - В принципе сотрудники ГАИ могут остановить, даже написать протокол. Просто в дипломатических кругах есть понятие "паритет", в простонародье - "ты - мне, я - тебе". Какое отношение оказывают госорганы других стран белорусским дипломатам, такое же отношение должны оказать госорганы Беларуси иностранным дипломатам".

Дипломатическое право - это отрасль международного права, а там действуют другие законы. Например, в международном праве есть такое понятие, как "обыкновения". Зачастую это негласные законы, исторически сложившиеся правила поведения, доказавшие свою состоятельность по прошествии многих лет. Так вот, дипломатический паритет - это не что иное, как "обыкновение". Это нигде не прописано, за невыполнение этого не предусмотрено ответственности, но все знают, что вот так делать правильно, так делать нужно.

Возвращаясь к разговору с Александром, отметим, что "тормозили" сотрудники ГАИ его нечасто: "За четыре с половиной года меня останавливали 5-6 раз". В предъявлении документов на автомобиль при остановке необходимости не было. "Достаточно было предъявить дипломатическую карточку. Но один раз потребовали техпаспорт, "права" и паспорт", - отмечает Александр.

Говоря о нарушении правил парковки, наш собеседник заметил, что в Минске в этом нет необходимости. Однако и такое с ним случалось: "Бывали случаи, приходилось нарушать. Но это было связано с официальными мероприятиями. Так что выхода не было. Пару раз даже пришлось убрать автомобиль по требованию инспекторов ГАИ". О привлечении к ответственности в тех случаях речи не шло.

Что касается привлечения к административной ответственности, то за время вождения на "красных номерах" на Александра не было составлено ни одного протокола. "Так как я не совершал грубых нарушений ПДД, то инспекторы предпочитали делать устное предупреждение. Обращались они со мной вежливо, с должным уважением к моему статусу", - улыбается Александр.

Популярная уже долгое время тема с "письмами счастья" не прошла стороной и дипломатические представительства. Но в отличие от обычных граждан с дипломатами вопрос решается иначе: "Одного нашего сотрудника по дороге в аэропорт сфотографировала камера. Такие снимки отправляются сначала в белорусский МИД, а уже оттуда "письма счастья" рассылаются по посольствам. Но никакого штрафа мы не платим. Принцип паритета опять же".

И все же не стоит думать, что дипломатический иммунитет - синоним вседозволенности. "По секрету скажу, что однажды за вождение в нетрезвом виде и грубость из Беларуси выслали одного дипломата из одной страны СНГ. Обычно, если кто-то слишком нагло и некорректно себя ведет, МИД вызывает посла и выражает недовольство в жесткой форме. И уже тогда посол соответственно наказывает провинившегося", - отмечает Александр.

Ну что же, для прояснения ситуации комментарии Александра оказались очень ценными. И все же официальная позиция органов смогла бы внести еще больше ясности. С этой целью в МВД и МИД были направлены письма с просьбой прокомментировать описанную ситуацию. Как только получим ответы, дадим знать. 

Роман САВИНИЧ
Фото из открытых источников
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом