В который раз повторю: "Не играйте в азартные игры с государством. Оно все равно вас переиграет". Еще несколько дней назад мой итоговый материал имел бы совершенно иную тональность. Однако сейчас, оглядываясь на уходящий 2014-й, я ловлю в себе отголоски совершенно противоположных эмоций. 

Сначала белорусы дружно переписывали друга на друга штрафы по "письмам счастья", а потом внесли поправки - необходимость в этом отпала. Все пересаживают детей в автокресла. Многие мои друзья обзавелись новенькими иномарками. Это, конечно, радует. 

А вот вторая сторона: в редакцию не раз приходили растерянные автомобилисты, с которых таможенные органы требовали многомиллионный утилизационный сбор. Бензин привязали к доллару, и он все время дорожает, хотя нефть дешевеет. Наконец, эта комиссия…

В общем, 2014-й прошел в качественном лошадином галопе на опережение. Кто кого - мы обстоятельства или обстоятельства нас? Теперь мы все в мыле, но живы. И это главное. 

Abw.by вспомнил самые значимые события уходящего года.

Эта загадочная пошлина

По сути, новый год у автомобилистов начался еще в декабре 2013-го, когда в Палате представителей приступили к обсуждению нового сбора - государственной пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Сам факт введения госпошлины, которую в народе прозвали транспортным налогом, и ее витиеватое название сразу вызвали негодование автомобилистов: "Что за допуск к участию в дорожном движении, если допуском является процедура прохождения техосмотра?" Как только стало известно, что уплату нового платежа привязали к техосмотру, общее недовольство быстро переросло в конкретные проблемы. 

Первый удар приняли на себя станции прохождения техосмотра: вплоть до вечера 31 декабря их атаковали предприимчивые и экономные автомобилисты, а со 2 января СТО пришлось иметь дело с теми, кому не повезло. Потому что до 3 января никто решительно не знал, как и куда следует платить транспортный налог

Но это были, так сказать, цветочки переходного периода. К концу января редакцию abw.by завалили вопросами технического характера на тему госпошлины. Оказалось, что "привязка к техосмотру", которая была так удобна законодателям и исполнителям, имеет вторую сторону, крайне невыгодную автомобилистам:

- Почему при продаже автомобиля покупатель должен платить госпошлину заново, ведь его авто не станет от этого в два раза больше портить дороги?
- Почему пошлину на новые машины обязательно надо платить за два года вперед? А если я хочу машину продать?
- Почему мой отец-пенсионер должен платить за целый год, если эксплуатирует автомобиль только в дачный период?
- Почему за прицеп-дачу я должен платить как за коммерческий прицеп, хотя пользуюсь им от силы 1-2 раза в год?

Мы собрали все вопросы - получилось несколько десятков страниц! - и отправили в Министерство по налогам и сборам. Ответы оттуда мы получили, но чувство справедливости это не восстановило. 

В ответ белорусы решили "партизанить". "Платить не буду!" - таково было общее мнение на форумах. Государство, в свою очередь, ужесточило контроль за прохождением техосмотра и внесло изменения в законодательство (подробнее об этом чуть ниже).

Сказать, что деньги, полученные от госпошлины, пролились золотым дождем на белорусские дороги, тоже нельзя. Да, собранные средства, как и обещали, отправили на дорожное хозяйство (50% - на республиканские дороги, столько же - на местные), но одновременно бюджет сократил собственные отчисления. В итоге выделенные 3 трлн на республиканские дороги в 2014 году - это конечно, не 2,3 трлн в 2013-м, но и не требуемые 6-7 трлн.

Утилизационный побор

Не успели мы как следует привыкнуть к мысли о госпошлине, как на головы автомобилистов свалилась новая напасть - утилизационный сбор. В отличие от транспортного налога все понимали, что эта "синхронизация" с российским законодательством - вынужденная мера, но теплилась надежда, что введен сбор будет еще не скоро. 

Однако с 1 марта утилизационный сбор стал действительностью, и он, скажу я вам, оказался гораздо более коварным платежом. Первыми, как водится, возникли вопросы философского характера: почему ставки на национальный платеж (УС) установлены в иностранной валюте (российских рублях), почему стоимость утилизации одной и той же машины может отличаться в десятки раз в зависимости от того, кто ее собственник - юридическое или физическое лицо? Как водится, этим вопросам суждено было остаться риторическими. 

Но неожиданно начали "вылезать" мелочи, уплата утилизационного сбора стала дамокловым мечом для некоторых автомобилистов. 

Первой на поверхность всплыла ситуация, когда машина приобреталась через договор комиссии. Внутри страны не важно, как происходит отчуждение автомобиля, через договор купли-продажи или через справку-счет. А вот при покупке машины из-за границы это имеет принципиальное значение, потому что в первом случае автомобиль ввозит физическое лицо, во втором - юридическое. 

Потом выяснилось, что могут возникнуть вопросы и по классификации автомобилей. В одной из историй, рассказанных на нашем сайте, один и тот же автомобиль при расчете таможенных платежей оказался легковым (он классифицировался по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза), а при расчете утилизационного сбора - грузовым (для этого использовался иной документ - ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация"). Исходя из формулы, предложенной в ГОСТе, грузовыми (за них утильсбор несравнимо больше) оказались почти все "каблуки" и пикапы. 

Наконец, апогеем историй про утилизационный сбор стал случай, когда белорус купил автомобиль с белорусской регистрацией, а спустя полгода получил иск от ГТК с требованием заплатить УС в размере 48 млн рублей. Оказалось, что лицо, ввозившее машину, имело льготы по уплате УС, а новый хозяин обязан был уплатить сбор полностью, без понижающего коэффициента!

Такая ситуация стала возможной потому, что вносить в техпаспорт пометку в случаях, когда УС не уплачен, ГАИ начала не сразу, а спустя лишь несколько недель после введения УС. Так решено было делать для того, чтобы новые владельцы автомобилей были в курсе, что таит в себе покупка. Однако "первопроходцам", как всегда, не повезло.

Первый аукцион конфискованной машины

В начале 2014 года мы еще отчетливо слышали отголоски 2013-го, когда по "пьяной" статье УК начали конфисковывать автомобили и была организована реализация таких авто через аукцион. 30 января 2014 года с молотка ушел первый конфискованный в порядке ст.317-1 УК автомобиль Fiat Stilo 2002 года, дизельный, с объемом двигателя 1,9 л. Он был выставлен на продажу по цене чуть больше 28 млн рублей. Торги начались с 29,5 млн. В результате автомашину приобрел минчанин за 46 млн.

Увеличение штрафов

Вернемся к госпошлине. Логично, что новый платеж спровоцировал автомобилистов осознанно стать правонарушителями и отказаться от прохождения техосмотра. Ответным шагом властей было внесение изменений в профильные документы. Так, на весенней сессии депутаты решили ужесточить ответственность за отсутствие техосмотра (п.5 ст.18.12 КоАП): вместо предупреждения или штрафа до 2 б.в. виновным теперь грозит штраф 1-3 б.в., "повторное" отсутствие ТО наказывается штрафом 2-5 б.в.

"Предупреждать" перестали и в том случае, если у автомобиля есть неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), негорящие фары и задние габаритные огни (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости). За это теперь предусмотрен только штраф.

Одновременно привели в порядок ситуацию с "письмами счастья" по камерам за превышение скорости. 

Ст.18.13 КоАП дополнили пунктами 5-8. Повторности по этим правонарушениям нет, поэтому у автовладельцев отпала необходимость из страха лишиться права управления "переписывать" свои правонарушения на всех ближайших родственников и друзей.

Улыбайтесь, вас снимают!

Но идея с камерами, видимо, сильно приглянулась органам правопорядка, потому что теперь средства фотофиксации у нас контролируют еще и соблюдение правил остановки и стоянки. К слову, в апреле, когда изменения в законы рассматривались депутатами, никто толком не знал, как это технически организовать и какую аппаратуру применить. Однако уже в ноябре ГАИ начала использовать для этих целей аппаратно-программный комплекс "ПаркРайт".

Изменения в ПДД

Одним из последних значимых событий в автомобильной жизни страны стало внесение изменений в ПДД. Среди многих мелких нюансов были и принципиальные моменты. 

Так, с января 2015-го перевозить детей можно будет только в специальных удерживающих устройствах, а зимой обязательной станет зимняя резина. Остается только поприветствовать наше движение в сторону лучшего. Однако эти поправки оставили чувство недосказанности. Почему, к примеру, не стало обязательным включение ближнего света фар? И что нам делать с наклейками и тонировкой, которые по-прежнему запрещены ПДД, но разрешены техрегламентом? 

***
Каким будет 2015 год? Согласитесь, делать прогнозы в нашей стране занятие неблагодарное. Могу предположить, что в начале года будут вопросы с прохождением техосмотра на предмет все тех же наклеек и тонировки, будут рейды, контролирующие перевозку детей. 

Но я уверена, что будет еще много интересного! Как в моем любимом анекдоте: 

- Как по-белорусски будет "вперед"?
- "Уперад".
- А как "назад"?
- А у белорусов нет слова "назад". Они разворачиваются - и "ўперад"!

С Новым годом, дорогие автомобилисты!

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!