Кто и что обязан

Первое, что вспоминают наши и так неизбалованные водители, - это нормы ПДД. 

В п.87 сказано, что "при выборе скорости движения водитель должен учитывать… интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения".

Снег? Дождь? Учитывай погодные условия! Мороз? Думай о дорожном покрытии! На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно но.

Водитель - мы берем в расчет человека в нормальном физическом состоянии на исправном автомобиле - не единственный субъект в системе дорожного движения. И обладает он не только обязанностями, но и правами. В ПДД есть и такая норма (п.6): "Участники дорожного движения имеют право на обеспечение безопасных и эффективных условий дорожного движения". И уж если по объективным причинам такие условия не выполняются, то водители вправе рассчитывать на получение от государственных органов и уполномоченных должностных лиц достоверной информации о безопасных условиях дорожного движения.

Адвокат: "Кроме записи в протоколе, схемы, фото и показаний свидетелей необходимы данные коэффициента сцепления"

- Любое ДТП стоит рассматривать в системе: водитель - транспортное средство - условия дорожного движения, - говорит адвокат Минской областной коллегии адвокатов Наталья Морозова. - Выяснение причинно-следственной связи между произошедшим ДТП и каждым из элементов данной системы приведет нас к пониманию, почему произошло ДТП. Если водитель знал, что вечером шел дождь, а ночью приморозило, но при этом все равно двигался по шоссе со скоростью 90, - это одна ситуация. Если на транспортном средстве в зимний период стояла летняя резина - другая. Однако я предлагаю рассмотреть иную, наиболее сложную, категорию дел. Бывает, из-за уклона дорожного полотна, дефектов на нем в отдельном месте возникает обледенелый участок. Тонкий слой льда на темном асфальтовом покрытии не виден. При этом за несколько десятков метров до этого дорога абсолютно нормальная. Никаких предупреждающих знаков нет. Водитель, уверенный, что держит ситуацию под контролем, выбирает приемлемую скорость. В какой-то момент при попадании колеса или колес на обледенелый участок дороги возникает разница сцепления колес автомашины с дорожным покрытием, машину заносит, человек получает травмы, машина - повреждения. Кто виноват в данной ситуации? Имеет ли право человек получить возмещение причиненного ему вреда? Имеет. Осталось решить, как это сделать…

Первая задача водителя после любого ДТП - вызвать ГАИ. Следующая - зафиксировать как можно больше обстоятельств произошедшего. Адвокат уверена, что, несмотря на неординарность ситуации и нервное напряжение, действовать надо сразу после произошедшего:

- Автомобилисты часто звонят за консультацией, когда прошло несколько дней после ДТП. В этом случае как-то повлиять на ход дела нет никакой возможности. Погодные условия могут измениться уже через пару часов, и водитель просто не сможет представить никаких доказательств, подтверждающих его невиновность.

- Что конкретно должен предпринять водитель? Сделать фото, записать данные свидетелей?

- Фотографии и свидетельские показания в данном случае не могут выступать как доказательство, безоговорочно фиксирующее ненадлежащее состояние дорожного полотна. По фотографиям на глаз трудно, как правило, что-то оценить, а показания свидетелей носят субъективный характер. Первое, с чего следует начать, - это настоять на том, чтобы в протоколе по делу об административном правонарушении было записано, что на проезжей части имелся участок, покрытый льдом, как говорят специалисты - имел зимнюю скользкость. Обозначить протяженность, размеры и состояние, то есть расположение скользкости по всей ширине полосы или только по полосам наката, этого участка, дорожные условия на смежных площадях - в противоположном направлении и до начала ледяного покрытия. Если сотрудники ГАИ отказываются выполнять свои обязанности, то водитель сам в специальной графе может оставить свои замечания, заявить ходатайство о внесении сведений о состоянии дорожного покрытия в протокол осмотра, схему ДТП - на отдельном листе, представить фотоснимки, подтверждающие его доводы. Кроме того, в интересах водителя проследить за тем, чтобы схема ДТП была составлена максимально подробно и точно в отношении размеров, с указанием конкретного адреса места ДТП - километр плюс метры. Важно также знать, что в случае причинения вреда участникам дорожного движения в связи с неудовлетворительными дорожными условиями на место дорожно-транспортного происшествия в обязательном порядке вызывается представитель владельца автомобильной дороги. Эта обязанность возлагается на органы ГАИ.

- А какие доказательства могли бы точно дать представление о том, что на дороге был лед?

- Самым весомым в данном случае был бы расчет коэффициента сцепления на данном участке и последующее проведение автодорожной экспертизы для разрешения вопроса о соответствии автомобильной дороги в месте происшествия требованиям безопасности дорожного движения, а также о наличии причинной связи между произошедшим ДТП и дорожными условиями, - говорит Наталья Морозова и признается, что в ее практике замеренный коэффициент сцепления при "гололедных" ДТП ни разу не фигурировал в материалах дела. 

Эксперт: "Нет нормативов, нет приборов и нет методик"

И это неудивительно. Оказывается, проблема изучения причин ДТП на льду с точки зрения расчета технических показателей - белое пятно и в теории, и на практике.

- Начнем с того, что на данный момент в белорусских нормативных документах коэффициент сцепления на дорогах в зимний период практически отсутствует. Хотя в ранее действовавшем СТБ 1291 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" были закреплены два норматива: для лета - 0,3, для зимы - 0,35, - рассказывает Дмитрий Селюков, кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором дорожных исследований ЛСАТИ НИИПККиСЭ Министерства юстиции

Дмитрий Дмитриевич написал несколько десятков научных работ и досконально изучил проблему технических причин ДТП, в том числе на скользком покрытии. Он уверен, что в данном положении дел водитель практически лишен законодательной защиты своих прав, ведь ДТП при зимней скользкости содержит много скрытых негативных обстоятельств, связанных с дорожным фактором, недостаточным правовым обеспечением дорожного движения. 

- Все геометрические элементы автомобильной дороги рассчитываются без учета воздействия водителя на органы управления транспортным средством, на скорость одиночного транспортного средства при благоприятном состоянии покрытия и метеорологических условиях и т.д., то есть без учета реальных условий дорожного движения, в которых водителю приходится управлять транспортным средством. На самом же деле вариантов может быть масса, каждый требует индивидуального подхода. Это же касается и техники для проведения экспертиз: нельзя все ТС, имеющие разные конструктивные особенности и эксплуатационное состояние с разными характеристиками, уравнять под тележку - автомобильную установку ПКРС-2, применяемую для измерения коэффициента сцепления дорожного покрытия, - определенной массы. 

Измерять коэффициент сцепления для режима равномерного или равноускоренного движения и непрерывно по полосам наката прибором ПКРС-2 нельзя, для этого предложены приборы по измерению требуемого, фактического и реализуемого коэффициента сцепления, технические решения которых защищены патентами на изобретения и ждут очереди на изготовление и внедрение. Данные, полученные с их помощью, позволяют установить долю влияния "водителя", "транспортного средства" и "дороги" на возникновение ДТП на дорожном покрытии, в том числе и при обледенелом состоянии покрытия. 

Теоретически проблемы приводят к сложностям на практике.

- Если говорить непосредственно про коэффициент сцепления, то возникает и такая проблема: чем его измерять? - продолжает ученый. - Часть приборов нельзя использовать для измерений в зимний период, прибор ПКРС-2, прибор ППК у нас не включен в единый регистр, хотя в России он успешно применяется для подобных целей. 

Есть проблемы и с проведением автодорожной экспертизы.

- У следователей нет методики, определяющей признаки дорожных условий в месте ДТП при зимней скользкости, а у экспертов нет четко разработанного алгоритма проведения судебной экспертизы. В итоге мы получаем, что никакой возможности произвести изучение ситуации, основанное на научном подходе, нет.

Обвинять безоговорочно водителя при ДТП данной категории нельзя, полагает Дмитрий Селюков. Получается, что дорожники, когда не могут решить задачи, связанные с негативными дорожными обстоятельствами, перекладывают их решение на водителей.

- Может ли водитель на глаз определить коэффициент сцепления? Конечно нет. Водитель должен быть информирован о безопасной скорости движения при помощи дорожного знака 3.24 "Ограничение максимальной скорости". При его отсутствии некорректно с технической точки зрения считать, что водитель выбрал небезопасную скорость движения.

Проконтролировать работу служб легко - привлечь к ответственности сложно

Справедливости ради стоит отметить, что реальная жизнь расставляет свои акценты. Да, в "гололедных" ДТП водитель, как правило, обвиняется в нарушении п.87 ПДД (см. самое начало статьи), но и дорожные службы привлекаются к ответственности в случае, если обработка данного участка не была проведена вовремя. 

- Сейчас вся техника дорожных служб оснащена GPS-датчиками. Проверить, выполнялись ли требования законодательства, не составляет особой сложности. Естественно, все обстоятельства ДТП и характер дорожного полотна указываются в протоколе по делу об административном правонарушении, - сообщили в ГАИ. 

Правда, случаи возмещения вреда, причиненного в результате ДТП на локальном скользком участке, все-таки редкость. Для этого административное дело в отношении водителя должно быть прекращено. А чтобы это произошло, водитель должен доказать, что выбранная им скорость была правильной, ДТП произошло по не зависящим от него причинам. Замкнутый круг.

Разорвать его, уверены эксперты, можно только при тщательной проработке технических и законодательных норм. А начинать следует со смены приоритетов: не "водитель априори виноват, потому что сел за руль", а "каждый случай подлежит объективному и всестороннему исследованию".

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

ABW.BY