По сути, этот многострадальный документ давно готовили и ждали. Еще в 2012 году на нашем МАЗе хлебом-солью встречали российскую делегацию, вели переговоры с казахстанскими партнерами. Белорусская сторона настаивала на том, что на территории наших государств к транспортным средствам должны предъявляться единые требования, одинаковый подход должен быть и к перечню документов, необходимых для регистрации транспорта.

На деле же получалось, что Российская Федерация де-факто защищала свой внутренний рынок, позволяя местным производителям выпускать ТС, оснащенные моторами Евро-3 и Евро-4, тогда как для импортной продукции, укомплектованной моторами ниже Евро-5, въезд был закрыт. 

Немало было и бумажной работы. Как рассказывал в 2012 году первый заместитель генерального директора МАЗа по финансам и экономике Сергей Ивлев, чтобы продавать свою технику в России, МАЗу приходится получать российский паспорт транспортного средства (ПТС) на границе, хотя таковой уже давно не существует.

Паспорт транспортного средства - документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках ТС, идентификационные данные агрегатов, сведения о собственнике, постановке и снятии с учета. В ПТС, как правило, указываются идентификационный номер (VIN), марка, модель, наименование и категория транспортного средства, год изготовления, модель и номер двигателя, номера шасси и кузова, цвет кузова, мощность, рабочий объем и тип двигателя, разрешенная максимальная масса, масса без нагрузки, а также сведения об изготовителе, страна вывоза и таможенные ограничения.

- В итоге получалось, что белорусские производители хотя поставляли на российский рынок ТС высокого качества, но не выдерживали конкуренцию по цене, - говорит председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрий Харитончик

Парламентарий рассказал нам, как изменится ситуация с введением в действие единого электронного паспорта транспортного средства (ЕПТС), кто этот паспорт будет получать и как технически теперь будет организован процесс оформления документов.

- Для начала отмечу, что Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов касается только новой продукции, произведенной на территории Евразийского экономического союза, - говорит Дмитрий Иванович. - Весь рынок б/у автомобилей под действие этого документа не попадает.

При этом в сферу документа войдут все новые ТС с объемом двигателя более 50 куб.см общего и специального назначения, а также шасси ТС.

По словам депутата, основная цель соглашения - привести к единому знаменателю не только требования к качеству ТС, но и перечень необходимых для их регистрации документов. 

- Соглашение предусматривает несколько этапов его реализации, - поясняет Дмитрий Харитончик. - На первом этапе, который, по сути, действует на данный момент, Российская Федерация выдает нашим производителям необходимое количество бумажных бланков ПТС. Это уже значительно экономит время и ресурсы. На втором этапе под руководством Евразийской экономической комиссии будет сформирован реестр производителей. Впоследствии они получат доступ к системе электронных паспортов транспортных средств и смогут самостоятельно присваивать данные произведенной продукции. В итоге мы придем к электронной форме единого документа. То есть белорусские производители получат абсолютно равные условия торговли на внутреннем рынке ЕАЭС. 

- Вы говорите, что механизм, предусмотренный в соглашении, уже начал работать. В какой степени? Что мы имеем на данный момент?

- Данное соглашение уже сейчас временно применяется. И сегодня РФ обеспечивает выдачу необходимого количества ПТС российского образца по заявкам каждой из стран. Далее должна быть утверждена единая форма ПТС, каждая из стран будет самостоятельно выпускать необходимое количество ПТС для своих производителей, обеспечивая при этом необходимые требования по безопасности, учету бланков и др. Данные ПТС должны будут беспрепятственно приниматься во всех странах Таможенного союза. С 1 января 2015 года должен был начаться второй этап, но, по моим сведениям, он еще не полностью начал работать.

- Если выдача единых бланков уже идет, нет ли с этим проблем? Все ли получают нужное количество паспортов от Российской федерации?

- Таких проблем нет, насколько я располагаю информацией.

- По итогу мы должны прийти к тому, что выпущенный в Беларуси автомобиль сразу с конвейера будет иметь возможность беспрепятственно продаваться-покупаться на территории Беларуси, России и Казахстана?

- Да, если предприятие-изготовитель будет состоять в Едином реестре.

- А насколько сложно будет попасть в реестр производителей? Нужно будет соблюсти какие-то требования?

- Действующим белорусским производителям это не составит сложностей. Наша продукция и так поставляется на российский рынок и соответствует предъявляемым требованиям. Если же в стране будут появляться новые организации, им придется пройти те же этапы подтверждения соответствия выпускаемой техники требованиям технических регламентов, через которые прошли все участники рынка.

- Я так понимаю, в этом документе заинтересованы прежде всего наши крупные производители?

- Соглашение касается абсолютно всех. Для этого и формируется Единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Таможенного союза и организаций - изготовителей ТС, самоходных машин и других видов техники, оформляющих ПТС, и электронных ПТС. Но, да, для МАЗа, БЕЛАЗа, МТЗ российский и казахстанский рынки особенно важны. 

Соглашение о введении единой формы паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов было подписано 15 августа 2014 года, временно применяется по истечении 60 дней с даты подписания, вступает в действие после ратификации всеми государствами, подписавшими соглашение. В соответствии с положениями соглашения электронные паспорта ТС должны начать оформляться с 1 июля 2015 года.

Страны-партнеры - Россия и Казахстан - уже ратифицировали документ. Планируется, что и белорусская сторона сделает это в течение нескольких недель. 

Антикриминальный эффект

Единый электронный паспорт ТС, по мнению экспертов, будет препятствовать и преступлениям в автомобильной сфере. Поскольку копия документа будет храниться в единой электронной базе, это позволит вычислять владельцев незарегистрированной техники и пресекать случаи контрабанды авто.

Алексей Гуляев, генеральный директор дивизиона "Химки", отмечает, что основное преимущество электронного ПТС перед бумажным - прозрачность содержащихся в нем данных. В едином реестре будут содержаться все сведения о транспортном средстве. Электронная система позволит вести автоматизированный статистический контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации автомобиля и сделает импорт деталей более прозрачным. То, что действие документа будет распространяться на страны Таможенного союза, облегчит процедуру пересечения границ государств и позволит отслеживать местонахождение авто. При этом с помощью единой электронной базы можно будет вычислить владельцев незарегистрированной техники. Помимо этого, сократятся случаи мошенничества: попытки подделки ПТС, преднамеренное указание меньшего количества владельцев авто или ложного срока эксплуатации на территории РФ при восстановлении ПТС, махинации с продажей кредитных машин, находящихся в залоге у банка.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Фото из открытых источников