С чего все началось

"В декабре 2017 года к нам на СТО обратился автовладелец для планового обслуживания автомобиля, – вспоминает представитель СТО Tyre Plus Павел Иваницкий. – Подобрать комплектующие сложностей не составляет: "вбил" на сайте поставщика информацию об автомобиле – и получай результат, вариантов предостаточно. Предпочитаем выбирать соотношение цены и качества и предлагаем своим клиентам сделать выбор в пользу того или иного бренда. 

В данном случае по VIN автомобиля программное обеспечение предложило масляный фильтр MAHLE OC196, который был в наличии у поставщика – компании "Шате-М Плюс". Необходимый ремонт мы произвели, клиент с СТО уехал. В марте 2018 года, через три месяца, этот же клиент сообщил, что в его автомобиле проблема – загорелся датчик давления масла. Мы предложили доставить автомобиль к нам для диагностики, но автовладелец предпочел поехать на официальный сервис Hyundai, причем своим ходом, что, кстати, запрещено ПДД при такого рода неисправностях".

Из акта осмотра транспортного средства на официальном сервисе:

"В ходе первичного осмотра автомобиля нашими специалистами на предмет течи моторного масла со стороны двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС)  было выявлено, что на транспортное средство установлен масляный фильтр, не предусмотренный заводом-изготовителем для данного типа ДВС".

Каталог предложил для определенной марки авто конкретный масляный фильтр. При этом неудивительно, что из-за возможной ошибки двигатель вышел из строя, в результате чего предстоял дорогостоящий ремонт. Но кто его оплатит?

Нужно понимать, что потребителю по большому счету все равно, что и кто устанавливал на его автомобиль. Организация обязана оказать услуги надлежащего качества, как следует из закона о защите прав потребителей.

В нашей истории дело дошло до суда, который постановил взыскать с ремонтной организации в пользу автовладельца и общественного объединения "Региональное общество защиты потребителей", куда автовладелец обратился для представления его интересов в суде, около 15.000 рублей. 

Что сказал эксперт

Без экспертизы, как обычно бывает в подобных спорах, дело не обошлось. Вот ее вывод:

"Использование масляного фильтра MAHLE OC196 (KNECHT OC196) на двигателе внутреннего сгорания автомобиля Hyundai IX35 не допускается по причине наличия неисправности перепускного клапана. Исходя из определения термина "брак" как продукции, передача которой потребителю не допускается из-за наличия неисправности и конструктивного недостатка перепускного клапана, масляный фильтр MAHLE OC196 (KNECHT OC196) относится к производственному браку".

При этом эксперт также отметил в заключении, что и масляный фильтр MAHLE OC196, и масляный фильтр Hyundai/KIA Motors 26300-35504, на необходимости установки которого настаивали "официалы", имеют одинаковую конструкцию и размеры присоединительных резьбовых отверстий и уплотнительной прокладки. Признаков установки масляных фильтров с другим диаметром прокладки не имеется.

Можно сделать вывод, что установленный на СТО масляный фильтр соответствовал конструкции двигателя автомобиля Hyundai IX35. Поломка двигателя произошла из-за производственного брака самого фильтра, а не потому, что была установлена неправильная запчасть.

Однако у представителей "Шате-М Плюс" была иная позиция. Вот что было сказано на судебном заседании:

"Видно, что неверно подобран фильтр. По оригинальному номеру вы подбираете либо по TecDoc, либо по оригинальному сайту или оригинальным каталогам. Они в принципе не предоставляют фильтр ОС196, он идет на совершенно другие автомобили. Фильтр выбран некорректно. 

Второй момент – тот, кто его устанавливал, может сравнить эти фильтры. Они отличаются геометрическими размерами в принципе полностью. Здесь ошибка в подборе. Факт того, что фильтр приобретался у нас, не оспаривается".

Как следует из информационного письма ООО "МАЛЕ РУС" (производитель фильтра MAHLE ОС196. - Прим. ред.), использование фильтра ОС196 в автомобиле Hyundai IX35 "является нарушением условий эксплуатации авто, что может повлечь выход из строя элементов двигателя. В связи с вышеуказанным компания ООО "МАЛЕ РУС" не может признать данный случай гарантийным". Главное в позиции производителя – заключение эксперта нельзя признать объективным, а фильтр – ОС196 бракованной продукцией.

Кто заплатит в итоге

Мнений в этом деле много, причем они диаметрально противоположные. С ремонтной организации, как мы указали выше, взыскали сумму ущерба, но никто не опроверг заключение эксперта, в котором написано, что установленный на Hyundai IX35 масляный фильтр имеет производственный брак, что и привело в итоге к негативным последствиям.

В феврале в Экономическом суде города Минска был рассмотрен иск ООО "Торговая шинная компания" (СТО Tyre Plus) к ЧП "Шате-М Плюс". По его результатам решено взыскать суммы вреда с поставщика. Суд признал выводы эксперта и факт поставки бракованного фильтра в ремонтную организацию. Данное решение было оспорено ответчиком ЧП "Шате-М Плюс" в апелляционной инстанции, однако решение суда первой инстанции было оставлено без изменений и вступило в законную силу.

"Подобные дела, как правило, сложные и длятся долго, – пояснил адвокат Игорь Коротченя, представлявший интересы ООО “Торговая шинная компания”. – Да, по закону о защите прав потребителей ремонтная организация несет ответственность за причиненный потребителю ущерб. Однако данный ущерб, как было установлено судом, возник в результате поставки ремонтной организации бракованного фильтра, а не по иной причине.

При этом, используя базу запчастей с сайта ответчика, истец при поиске совместимого масляного фильтра выбрал MAHLE OC196 (KNECHT OC196), так как взаимозаменяемость фильтров подтверждалось информацией (скриншотами) с самого сайта ответчика, о чем мы указали в апелляционной инстанции. Поэтому в порядке обратных требований мы имели законное право и обратились с иском к поставщику о взыскании суммы ущерба". 

Размер имеет значение?

Остается один факт, который нас заинтересовал: сравниваемые фильтры различаются по внешнему виду и размерам – имеет ли это значение? С данным вопросом ремонтная организация обратилась на кафедру "Двигатели внутреннего сгорания" БНТУ. Там ответили, что "различие в габаритных размерах фильтров различных производителей при полной идентичности технических характеристик фильтров существенной роли не играет".

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.