Так или иначе, но закон об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь затронет многие сферы деятельности граждан, в том числе и автовладельцев. Что нам предложил законодатель на этот раз?

Мы рассмотрим основные изменения, коснувшиеся Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел". Что сразу бросается в глаза – фразы "Из абзаца №... слова "Республики Беларусь" исключить", которые встречаются не единожды. Например, статья 6 закона об ОВД звучала так: "Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах о свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь". Теперь слова "Республики Беларусь" исключены. Это касается и других позиций закона об ОВД. 

Досмотр транспортных средств, которого нет?

Сразу отметим право сотрудников милиции досматривать транспортные средства (ст.25 закона об ОВД). Оно имелось и раньше, до изменений, но что такое "досмотр" в юридическом плане и чем он отличается, допустим, от осмотра или обыска, мы так и не узнали.

К примеру, административное законодательство, а именно ст.11.10 ПИКоАП, говорит нам о том, что осмотр (не путать с досмотром) проводится для обнаружения следов административного правонарушения. Применительно к транспортным средствам (ч.6 ст.11.10 ПИКоАП) осмотр проводится в присутствии собственника или водителя. Если же их нет, то либо в присутствии двух понятых, либо с применением звуко- и видеозаписи.

В уголовном законодательстве присутствуют понятия "осмотр" и "обыск", они там раскрыты по своей сути и содержанию. То есть понятно, что это, в каких случаях допускается и кто эти действия осуществляет.

Досмотр, как следует из закона об ОВД, применим к задержанным на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательными актами. Например, задержание (административное) состоит в фактическом кратковременном лишении свободы лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст.8.2 ПИКоАП), и применяется для: пресечения противоправной деятельности, составления протокола, установления личности, обеспечения участия лица в рассмотрении административного дела, пресечения сокрытия или уничтожения доказательств, обеспечения исполнения постановления о наложении взыскания.

Но при административном задержании действуют нормы ПИКоАП, в котором есть такая официальная процедура, как осмотр (транспортного средства), личный обыск (задержанного физического лица), перечислены требования к документам, составляемым при проведении такого процессуального действия, требования к его участникам и прочее, а вот "досмотра" нет.

А что есть тогда досмотр? Непонятно, предусмотрены ли тут, как при осмотре, понятые, ведение протокола, требуется ли ведение звуко- и видеозаписи, присутствие собственника автомобиля.

Является ли вообще "досмотр" процессуальным действием, если в процессуальном законодательстве его нет? И зачем он нужен как понятие, если существующие законы позволяют в отношении гражданина провести личный обыск (п.2 ч.1 ст. 8.1 ПИКоАП), а в отношении транспортного средства – осмотр (ч.6 ст.11.10 ПИКоАП) с соблюдением всех требований и правил, которые четко прописаны в законе?

Получается странная ситуация, при которой закон у нас дает правоохранителям полномочия на проведение досмотра, но что это такое и каков порядок его проведения, не раскрывается.

У российских же правоохранителей досмотр, в том числе и транспортного средства, имеет четкую правовую трактовку и содержится в ч.1 ст.27.1 КоАП РФ "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении". А ст.27.9 этого документа раскрывает само понятие "досмотр транспортного средства", как, с составлением каких документов и кем он осуществляется. У нас пока иначе. 

Ответственность за причиненный сотрудником ОВД вред

Новая трактовка:

Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия осуществлялись в соответствии с требованиями настоящего Закона.

До этого такая правовая норма звучала таким образом (ст.26 закона об ОВД):

Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если:

  • им не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда ненасильственными способами это сделать невозможно;
  • он действовал во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением случаев совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;
  • он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.

Применение боевой техники

Ранее ст.30 закона об ОВД имела следующую трактовку: "Боевая и специальная техника применяется органами внутренних дел в случае защиты граждан от нападения, освобождения заложников, отражения вооруженного нападения, подавления сопротивления вооруженных лиц, обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения".

После изменений эта статья дополнена формулировкой "пресечения массовых беспорядков", что расширяет сферу применения оружия и спецтехники.

Запрет на фото- и видеосъемку

Одним из пунктов ст.25 закона об ОВД "Права сотрудников органов внутренних дел" правоохранителям разрешалось:

временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности.

В настоящее время этот пункт дополнен фразой "запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки".

Были правила, а теперь?

Было:

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя (ст.28 закона об ОВД).

Стало:

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником органов внутренних дел с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.