Но чем больше машин, ездящих от розетки до розетки, тем лучше должна быть инфраструктура. В этом году Совмин принял постановление №213 "О комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 годы" и назначил Министерство промышленности ответственным заказчиком данной программы. Документ объемный, поэтому мы выбрали самое интересное и важное. Как же будут улучшать и облегчать жизнь электромобилистов в нашей стране?

"Наполеоновские" планы?

В качестве базовой модели развития электротранспорта положениями программы предусмотрено создание системы (дословно из документа):

"... объединяющей решение задач по организации промышленного производства, соответствующего современным требованиям стандартизации и оценки соответствия, транспортного и инфраструктурного обеспечения, основанных на опережающих исследованиях и разработках, по использованию мощностей белорусской энергосистемы, удовлетворению спроса населения на качественное и эффективное транспортное обслуживание. Стратегия развития электротранспорта основана на использовании имеющейся развитой производственной базы, конкурентных преимуществ отечественных производителей, а также транспортно-логистического и транзитного потенциала, наличии мощной энергосистемы, компетенций научно-образовательной сферы".

О каких "опережающих исследованиях и разработках" или о каком "конкурентном преимуществе отечественных производителей" идет речь применительно к электротранспорту, пока понять сложно. Хотя нужно помнить, что комплексная программа – это лишь платформа, теория. Дальше все будет сложнее, особенно когда дело дойдет до финансовой части данного вопроса, а это удовольствие не из дешевых.

В программе предлагается опираться на международный опыт. Например, "в 2019 году количество легковых электромобилей (включая гибридные) в мире увеличилось на 40 процентов и достигло 7,2 млн единиц. Последнее десятилетие ежегодный прирост количества электромобилей превышал 50 процентов". Составители документа уверены, что "в дальнейшем рынок будет расти по мере падения цен на батареи и повышения удельной плотности энергии, развития инфраструктуры и распространения продаж на новые регионы". В развитых странах на долю электротранспорта (электромобили, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда) приходится половина перевозок пассажиров

Как следует из совминовского документа, главное преимущество Беларуси на этом фоне – экономическая модель: "прямая постоянная связь фундаментальной науки, прикладных исследований, производства, образовательной сферы на основе кластерных форм и проектных принципов достижения конечных результатов".

Чтобы слова не расходились с делом, составители программы предлагают разработать отечественные тяговые электродвигатели и системы управления, модульные системы накопления энергии для электромобилей, интеллектуальную систему зарядки автомобилей, технологии переработки литий-ионных ячеек, процесс восстановления и вторичного использования отработанных аккумуляторных батарей, а также многое-многое другое. Справимся?

Что с "зарядками"?

Без них электромобилисты далеко не уедут, поэтому предлагается активно развивать зарядную инфраструктуру. Оператор для создания такой сети – "Белоруснефть". На момент утверждения программы в стране насчитывалось 288 "зарядок", основное их количество находится в Минске.

Государственная сеть ЭЗС работает на базе двух моделей: городской (медленные и быстрые ЭЗС) и трассовой (быстрые ЭЗС). Медленные ЭЗС оборудуют разъемами Type 2, быстрые – CCS Combo 2 и CHAdeMO.

Льготы будут?

Напомним, что владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога до 31 декабря 2025 года. Хотя на практике казусы порой случаются, о чем мы писали не так давно. Однако для электромобилистов и юрлиц указом №92 предусмотрены и другие послабления:

  • инвестиционный вычет юридическим лицам, которые покупают и ездят на электромобилях;
  • нулевой НДС при ввозе на территорию страны электромобилей для личного пользования;
  • возврат НДС при покупке электромобиля на территории Беларуси.

А как с финансовой привлекательностью приобретения электромобиля? В этой части законодатель планирует улучшить условия кредитования при приобретении электромобилей и развитие лизинговых схем. Кроме того, планируются и другие бонусы:

  • бесплатная парковка;
  • право на движение по полосе, выделенной для маршрутных транспортных средств;
  • запрет парковки автомобилей с ДВС в местах для зарядки электромобилей. 

В общем, программа достаточно амбициозная. Потенциал есть, финансирование для реализации программы предусмотрено, но что будет к 2025 году (конечный срок реализации программы), покажет время. Осталось три года.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.