Вопросы вместо помощи

Делать это Виктор Михайлович не собирался и обратился по электронной почте в налоговую инспекцию с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. 

Виктор Михайлович заполнил форму, отправил ее и дождался ответа, но налоговая его удивила – не разобрались. На двух листах ответа были перечислены статьи Налогового кодекса, из которых следовало, что поскольку в ГАИ мотоцикл числится за конкретным владельцем, то и платить придется именно ему.

Цитата из ответа налоговой

Виктор Михайлович в своем заявлении не просил налоговую инспекцию снять с учета мотоцикл или сделать это путем запроса налогового органа в ГАИ. Он просил "разобраться в моем конкретном случае".

Предложение налогового органа обратиться в Госавтоинспекцию для снятия с учета транспортного средства выглядит в данном случае странным, поскольку мотоцикл был конфискован по решению суда. Это означает, что мотоцикл, скорее всего, был продан через специализированные организации, соответственно у транспорта, вероятно, есть владелец, который на вполне законных основаниях приобрел мотоцикл и эксплуатирует его для своих целей.

Допустим, мотоцикл можно снять с учета в утиль, если он в течение трех лет не "светился" по базам данных ГАИ и прочим учетам (п.42 постановления Совмина №1849). Но тогда предполагаемый законный владелец мотоцикла при встрече на дороге с инспектором ГАИ узнает, что ездить на данном мотоцикле нельзя, поскольку официально он утилизирован. Продать такой мотоцикл также не получится, поскольку регистрационные действия с утилизированным транспортом не осуществляются, что указано в п.3 постановления Совмина №1849.

Держать в уме нужно еще один документ:

Указ №63 "О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства"

236. Не допускается дальнейшая государственная регистрация в ГАИ транспортных средств, переданных на промышленную переработку (утилизацию) или реализованных для использования в качестве запасных частей, в том числе в неразобранном виде.

Почему в базе данных мотоцикл числится за Виктором Михайловичем, ведь после конфискации сведения об этом должны были внести в базу данных? Техническая ошибка или некомпетентность должностных лиц? Вопрос, с которым нужно было разобраться, как и просил заявитель в письме в налоговую инспекцию, а не отправлять его в ГАИ, откуда при подобных обстоятельствах его также могут отправить куда-нибудь разбираться.

Как должно быть? 

Развитие событий после обращения заявителя в налоговую должно выглядеть следующим образом.

В соответствии со ст.14 Закона об обращениях граждан и юридических лиц "обращения граждан считаются рассмотренными по существу, если изучены все изложенные в них вопросы и приняты надлежащие меры по обеспечению реализации прав и свобод граждан и их интересов. Письменные ответы, должны быть обоснованными, мотивированными, со ссылками на нормы законодательства и содержать конкретные формулировки" (ст.18 Закона).

Извещение о транспортном налоге составляет и направляет владельцам транспортных средств налоговая инспекция, в задачу которой входит в том числе обязанность законно и правильно исчислять налоги (п.4 Положения о Министерстве по налогам и сборам, постановление Совмина №1592 от 31.10.2001).

В этой части считаем, что в рамках рассмотрения обращения заявителя можно было направить запрос в суд, который принимал решение о конфискации транспортного средства. Сроки хранения дел в зависимости от их категории разные. В том числе есть возможность обратиться в органы, которые работают с имуществом, обращенным в доход государства, – можно получить сведения там и направить их в ГАИ для внесения изменений в базу данных. Варианты есть, было бы только желание их использовать.

Поэтому рекомендуем Виктору Михайловичу обжаловать поступивший ему ответ на основании ст.20 Закона об обращениях граждан и привести вышеуказанные аргументы. Тогда дело сдвинется с мертвой точки, бремя налога за давно конфискованный мотоцикл с него снимут.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.