Первый "улов"

Долго ждать не пришлось – поступило сообщение, что по льду озера ездят автомобили. Точные координаты звонивший в милицию не сообщил, но Александр Галковский нашел предполагаемое место дрифта с первого раза. 

Любители заносов на льду не стали разбегаться, увидев автомобиль ГАИ. Инспекторы спросили, кто водители машин на льду, и поочередно пригласили дрифтеров в служебный автомобиль для разбирательства. Пока шел административный процесс, мы поговорили с любителями экстрима. На вопрос, зачем им это, они ответили так:

"Кто-то выпивает, кто-то в шахматы играет, а мы спортом занимаемся. Хотя каким спортом? Так, бюджетная копия профессионального спорта, скорее время просто проводим не впустую, а с пользой для себя. Можно, конечно, и на специальные площадки для дрифта выезжать, но там не то, да и платить нужно. Здесь же трасса получилась хорошая – сами посмотрите".

"Нас, наверное, рыбаки "сдали", – продолжает участник событий. – Один тут все время жаловался, мол, рыбу ему разгоняем. А я вот не пойму, насверлят лунок и сидят днями. Ладно бы рыбу действительно ловили, а так пару мальков словят за день, но все равно сидят, мерзнут. Ради чего? Мы хоть какую-то пользу от своего занятия получаем, а эти – не понимаю. Еще и жалуются. Кстати, лед тут сантиметров двадцать, водоем неглубокий, течений нет, все проверяли, тем более знаем владельца водоема и спрашивали у него разрешения погонять. Если будете о нас писать, не называйте, где это место находится, а то понаедут сразу "конкуренты".

Пятеро дрифтеров на первый раз отделались предупреждениями по ч.4 ст.18.30 КоАП. При повторном подобном нарушении их может ждать уже составление протокола и штраф.

Статья 18.30. Нарушение порядка пользования автомобильными дорогами общего пользования

4. Въезд на автомобильную дорогу общего пользования транспортного средства и съезд с нее либо прогон животных через такую дорогу в неустановленных или необустроенных местах – влекут наложение штрафа в размере от двух десятых до одной базовой величины.

"Думал, что вы слишком далеко"

Едем дальше и, пока есть возможность, говорим о специфике работы ГАИ в Минском районе.

"Вот смотрите, для города, допустим, характерны такие нарушения, как проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, нарушение разметки, неправильное перестроение, парковка и прочее, – рассказывает Александр Галковский. – В районе же светофоров – раз-два и обчелся, пешеходных переходов тоже немного. Здесь наша основная задача – безопасность участников дорожного движения и снижение травматизма. Поэтому мы обязываем пешеходов, идущих вдоль проезжей части, носить фликеры. В деревнях и небольших населенных пунктах пешеходы порой в нетрезвом виде или домой, или за "добавкой" идут. Какая уж тут безопасность, если некоторые вообще в невменяемом состоянии? Один человек не так давно в состоянии алкогольного опьянения дорогу, например, не переходил, а переползал, так как идти не мог, и проезжавший автомобиль его сбил. От удара мужчина лишился головы, ее нашли потом в 150 метрах от места ДТП. Такая вот глупая смерть.

Пьяные за рулем – это отдельная тема. Законодательство в их отношении ужесточили по полной, но сказать, что их меньше стало, я не могу. Как были, так и остались. Вот останавливаем очередного водителя, видим, что нетрезв, начинаем протокол составлять, а он спрашивает: "А сколько мне штрафа будет, рублей 500?" Уже сколько об этом говорят, в том числе и в СМИ, что пьянка за рулем влечет не только лишение "прав" на длительный срок, но и огромные штрафы. Если алкоголя больше 0,8 промилле, то это для водителя пять лет в режиме пешехода и 6400 рублей штрафа (200 базовых величин. – Прим. редакции). Если от 0,3 до 0,8 промилле, то поменьше – 100 базовых и три года без руля. Но это все равно много. Чем люди думают, не знаю. Когда им реальные размеры штрафа называешь, то за голову берутся. Но раньше думать надо было, до того, как за руль сели в нетрезвом состоянии".

Тем временем подъезжаем к одному из перекрестков в Сенице.

"Вот смотрите – главная дорога уходит налево. Для тех водителей, кто едет справа, стоит знак "Движение без остановки запрещено". Тем не менее водители в этом месте часто его игнорируют", – говорят инспекторы.

Удивительно, но первый же автомобиль, подъехавший к перекрестку, поворачивает направо без остановки, притом что не заметить экипаж ГАИ на перекрестке сложно. Включается "люстра", по громкой связи водителю приказано принять вправо и остановиться.

Водителя Volvo оштрафовали сразу за два нарушения: по ч.8 ст.18.13 КоАП за невыполнение требований дорожных знаков или разметки и по ч.2 ст.18.11 КоАП за тонировку.

Интересуемся у инспекторов, обычно водители признают свои нарушения или спорят.

"Как правило, признают, скажу даже больше: практически всегда признают. С чем спорить-то? Регистратор в патрульном автомобиле, суть нарушения тщательно разъясняем, показываем, где и как нарушили, да водители и сами об этом знают и идут на нарушение умышленно, и знаки хорошо видят, и разметку. Неповиновение требованиям инспектора ГАИ встречаются редко, как и применение спецсредств или табельного оружия. Повторюсь: абсолютное большинство понимает, что совершили правонарушение и не спорят".

Едем дальше, и инспектор Галковский подмечает: "Впереди нас Peugeot, он сейчас будет нарушать – обгонять там, где это запрещено".

Честно говоря, мы думали, что второй раз интуиция не сработает, да и водитель идущего впереди автомобиля каких-то резких движений не совершал, чтобы можно было судить о его намерениях. Тем не менее Peugeot, повернув налево, действительно стал обгонять другой автомобиль в зоне пешеходного перехода. Водитель не видел машину ГАИ сзади?

Прибавляем "газу", останавливаем и спрашиваем. Оказывается, видел, но думал, что экипаж ГАИ достаточно далеко сзади и не заметит нарушение. Эта уверенность водителя подвела, в результате чего в/у инспектором изъято, составлен протокол. Дальше предстоит рассмотрение дела в ГАИ. Удостоверение изъяли потому, что ч.9 ст.18.13 КоАП за нарушение правил обгона предусматривает лишение "прав" на срок до одного года. На ровном месте, как говорится.

Отъехав буквально метров 50 от места предыдущей остановки, водитель патрульного авто вновь включает световую сигнализацию.

"Вот как так? – сетует инспектор. – Машина затонирована пленкой практически полностью, неужели водителю так ездить удобно? Неужели он не понимает, что это просто небезопасно, особенно в пасмурную погоду или темное время суток?"

Инспекторы высказывают такое мнение: "Парень молодой, машина презентабельная – и это, на наш взгляд, основная причина, а не защита от солнечных лучей".

Патрулирование подошло к концу, напоследок мы задали инспекторам несколько вопросов про особенности патрулирования в районе и типичные нарушения.

"Яжемамы" за рулем

"Странно видеть, как водители-женщины (девушки) пристегивают детей ремнями, но при этом те перевозятся не в бустерах или специальных сиденьях. Ремень безопасности на шее ребенка висит! – рассказывает Дмитрий. – Таким водителям мы разъясняем, для чего вообще ремень нужен, что будет "если что" и насколько это опасно для ребенка в таком положении. Не могу сказать, что девушки-водители скандалят при общении с инспектором в отличие от мужчин, в основном это редкое явление. Хотя в этих вопросах я бы не разделял водителей по половому признаку".

О "лете" зимой

"Вы, наверное, удивитесь, но чаще мы встречаем автомобили с зимней резиной летом, чем на "лете" зимой, – отвечает на наш вопрос о шинах Александр Галковский. – Есть случаи езды в зимний период на летней резине, но сказать, что это распространенное явление, я не могу". 

Про помощь на дороге

"У нас нет понятия "необязательная помощь", – говорит Александр. – Если мы видим, что машина стоит на дороге, то сами останавливаемся и спрашиваем, что случилось. Вот недавно пожилой мужчина пытался поменять пробитое колесо, а погода та еще. Остановились, колесо помогли запасное установить. Промокли, замерзли, но внутреннее удовлетворение от того, что помогли, осталось. Бывало, что и за топливом ездили на ближайшую заправку – водитель с канистрой на обочине стоял. Подвезли, заправили. Из кювета машины вытягивали, завести автомобили помогали в морозы, все было. Люди после благодарят". 

Про "чуйку" на нарушителей

"Я не называю это "чуйкой". Просто с опытом все приходит уже на подсознательном уровне. В разных местах складывается так, что водители ведут себя как-то однообразно. Как правило, я редко ошибаюсь".

О взятках

"Не предлагают, говорю, как есть, про себя. Понимают, видимо, что за это будет, и мои коллеги понимают. Мы просто делаем свою работу, а "приключения" нам не нужны, в том смысле что мы не примем сомнительных предложений, даже если таковые и поступят".

Сколько нарушителей обнаружили?

Результатом рабочей смены экипажа ОГАИ Минского района стало выявление 27 различных правонарушений. Такой показатель считается обычным, как и 300-350 км пробега служебного авто за рейд.

Редакция Автобизнеса выражает благодарность Госавтоинспекции Минского района за помощь в подготовке материала. 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.