Данила, 21 год, велостаж – с раннего детства:

MTB (Mountain bike) – велосообщество любителей горных велосипедов (и не только их) – ребята, которые поддерживают и развивают велодвижение в Беларуси. Как вид спорта МТB зародился в 2000-х в Америке, а в нашу страну пришел только в 2008-м, поэтому он относительно молодой и малопопулярный.

В мире в целом велосипед востребован и как вид спорта, и как форма и отдыха. Во многих странах дети начинают осваивать велосипед с трех лет, сначала на беговелах, а потом и на великах, и в этом им помогают родители. У нас, к сожалению, такой велокультуры еще нет. Хотя это отличный отдых для всей семьи: по лесной тропинке приехать на пикник или даже просто покататься в парке. Полагаю, это перспективный способ рекреации, кроме того, велосипед дает хорошие кардионагрузки, что полезно для сердца и сосудов. Этот вид спорта подойдет для каждого.

А что касается взаимодействия всех участников дорожного движения на пешеходном переходе, то максимальное замедление при подъезде к самому переходу и движение на нем со скоростью пешехода, о которых говорится в ПДД, – фактически одно и то же, что и спешивание.

На скорости 3-5 километров в час велосипед полностью стабилен, если человек имеет базовые навыки и умеет держать равновесие. Для автомобилистов и велосипедистов лучше, когда велосипедист, снизив скорость, переезжает пешеходный переход. Не тратится много времени, никто не нервничает из-за ожидания. Чтобы не попасть под колеса автомобиля даже на пешеходном переходе, нужно притормозить и – самое банальное – посмотреть налево и направо».

Дмитрий, 21 год, велостаж 3 года:

«Я всегда слежу за тем, что происходит на тротуарах и велодорожках. Когда переезжаю дорогу, обязательно смотрю, чтобы не было лихачей. Не раз был свидетелем ситуаций, когда пешеходам уже загорелся зеленый свет, а машина летит чуть ли не 120, проносясь мимо.

Почему случаются ДТП с участием велосипедистов? Я считаю, что чаще всего из-за невнимательности и тех и других: водитель мог не увидеть велосипедиста, а велосипедист – приближающееся авто. У меня есть «права», поэтому на эту ситуацию смотрю с двух сторон. Считаю, что не совсем правильно, что традиционно пешеход всегда прав. Конечно, уровень отвественности, когда ты за рулем автомобиля, намного выше, но ведь бывают ситуации, когда нетрезвый пешеход буквально бросается под колеса, а водитель уже ничего не может сделать».

Егор, 26 лет, велостаж 5 лет:

«Однажды попал в легкое ДТП: ехал по велодорожке и во время пересечения съезда во внутренний двор немного отвлекся, опустил голову вниз. Поднимаю голову – передо мной уже машина. Успел среагировать, и с автомобилем встретились «мягко». Обошлось без повреждений. Но признаю, что это случилось по моей невнимательности.

Что касается движения со скоростью пешехода на переходе, полагаю, что у многих велосипедистов с этим могут возникать проблемы. Велосипед более устойчив, когда движется со скоростью 10-15 километров в час. И для тех, кто недостаточно владеет техникой езды, я бы, наверное, порекомендовал все же спешиваться, чтобы не «завалиться» на проходящих пешеходов. Эта проблема решается, когда на переходе есть велоразметка. Но возникает другая: очень часто пешеходы на эту разметку не обращают внимания и преграждают путь велосипедисту».

Кстати о велоразметке. Наши собеседники неоднократно упоминали о том, что многие проблемы пересечения потоков пешеходов и велосипедистов возникают из-за недостаточно обозначенной разметки. Велодорожка, выделенная цветом тротуарной плитки, не всегда является сигналом для разделения потоков: пешеходы идут по велодорожке, а велосипедисты едут среди пешеходов. И конечно, и на дороге, и на тротуаре все должны уважать друг друга.

Инспектор ДПС Заводского РУВД Максим Шестовец отметил, что «летуны» бывают не только среди автомобилистов, значительная часть ДТП происходит из-за невнимательности водителя одно- и двухколесного транспорта, особенно когда у автомобилиста ограничена обзорность. Но виноват будет, конечно, последний:

«Считаю, что разрешение велосипедистам переезжать пешеходный переход без спешивания достаточно спорное. Для самих велосипедистов безопаснее спокойно перейти дорогу, ведя велосипед рядом.

В настоящее время мы много внимания уделяем проблеме непропуска велосипедистов и владельцев средств индивидуальной мобильности, потому что в ДТП с участием велосипедиста или человека, управляющего средством индивидуальной мобильности, без телесных повреждений не обходится.

Скорость пересечения велосипедистами пешеходного перехода также контролиуется. Конечно, с радаром никто не стоит, но ведь и визуально можно определить, движется велосипедист со скоростью пешеходного потока или едет с большей скоростью. И конечно, в случае нарушения пунктов 150 и 151 ПДД к нарушителям применяются меры административного воздействия».

Из ПДД Республики Беларусь:

Часть 1 пункта 150: «Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться».

Пункт 151: «При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода».

Наш вердикт

Как видите, даже среди велосипедистов мнения разделились и по поводу спешивания, и по поводу скорости при пересечении проезжей части. Кроме того, достаточно часто на пешеходном переходе с графически обозначенной велодорожкой происходят столкновения пешеходов и велосипедистов: одни, как ни в чём не бывало, идут по велодорожке, а велосипедисты вынуждены лавировать между людьми, невольно создавая аварийные ситуации. Но все едины во мнении: главное на дороге – взаимоуважение всех участников дорожного движения.

Есть тема для редакции? Стали очевидцем ДТП или интересной ситуации на дороге? Пишите на Viber +375 29 689 88 93 или Telegram @abwochevidets