В редакцию ABW.BY обратился наш читатель, который услугами общественного транспорта пользуется на регулярной основе. Оплачивает он эти услуги так же исправно и регулярно. Контролеров он видел не раз, но таких – впервые.

Вадим: «21 мая 2024 года в районе десяти часов вечера ехал с работы на автобусе №87. Как обычно, «пробил» талончик. На остановке «1-й Наклонный переулок» зашел контролер. Я предъявил талончик, но контролер сказала, что я не оплатил проезд, мотивируя это тем, что не видит на нем отметку валидатора, и мне необходимо оплатить штраф за безбилетный проезд. На мои доводы о том, что талон закомпостирован, она не реагировала, после чего, чтобы не усугублять конфликт, пришлось выйти вместе с ней по ее требованию. Минут 15 ждали, пока приедет наряд милиции.

Прибывшие сотрудники милиции подтвердили, что мой талон на проезд был должным образом отмечен валидатором. Контролер даже не извинилась. Может, стоит таким контролерам за счет Минсктранса выдавать очки, чтобы они могли рассмотреть отметки валидатора, а тем, кто обслуживает эти устройства, сделать так, чтобы отметка была хорошо видна? Думаю, мой случай не единичный, и в такую ситуацию попадали и другие пассажиры».

(талон на проезд с отметкой об оплате, о котором идет речь)

Первое, что хочется сказать по этому поводу, это то, что пассажиру «пришлось выйти по ее требованию». Прежде всего, ставим под сомнение законность такого требования. Недавно мы писали о том, что контролеры общественного транспорта не имеют права задерживать пассажиров, пусть даже «зайцев». Это вправе осуществлять сотрудники милиции, к которым контролеры обязаны обратиться в случае обнаружения пассажира-безбилетника.

«Выйти по требованию» – значит ограничить свободу человека, то есть, по-сути, это уже процедура задержания. Если пассажир сделал это добровольно, чтобы не усугублять назревающий конфликт, то это его право, но если по требованию, то уж извините.

Также отметим, что перевозка пассажиров – это услуга, на которую распространяется действие Закона о защите прав потребителей (ст. 2 Закона). Согласно ст. 1 этого закона, проездной документ (билет) является документом, подтверждающим факт оказания услуги, в том числе по перевозке пассажиров.

Оказать услугу означает перевезти пассажира из точки «А» в точку «Б», то есть туда, куда ему нужно. Проездной билет в наличии, отметка валидатора есть – хоть и «перекошенная», но есть. Тем не менее пассажира высаживают из автобуса, а значит, оплаченную заранее услугу ему не оказывают, причем по инициативе перевозчика (контролера). По факту это уже нарушение закона о защите прав потребителей, что в перспективе может повлечь за собой требование возмещения платы за услугу, а также возмещения морального вреда, который оценивается определенной суммой по усмотрению потребителя (ст. 18 Закона).

Понятное дело, что в нашем случае речь идет не о больших деньгах, а о принципе, на который невиновный пассажир может пойти на основании положений законодательства.

А если предположить, какие убытки человек может понести из-за таких действий контролера? На работе могут наказать за опоздание, в том числе и материально, человек может опоздать на поезд или самолет, испортив себе отпуск, или не успеть, например, к родному человеку в больницу. Да мало ли какие последствия могут быть из-за незаконного требования выйти. Все это впоследствии можно истребовать от перевозчика или в суде как возмещение убытков, понесенных в связи с недостатками оказанной услуги. Оценка ущерба в силу закона – это право потребителя (ст. 31 Закона).

Ну ведь рассмотрел же прибывший наряд милиции отметку в талончике? Да. Так почему контролер не рассмотрел? Это к вопросу выдачи «специальных очков» контролерам, выходящим на линии в поисках безбилетников. Сказано с иронией, но все же…

Хотя, скажем откровенно, всякое бывает: мог контролер и не рассмотреть, мог и усомниться, например, из-за того, что у пассажира рука дрогнула в тот момент, когда он талончик в валидатор вставлял. Тогда впору просто извиниться за свою ошибку, и всё. Этого в нашей истории, увы, не произошло. И теперь пассажиру решать, наказывать виновника буквой закона или простить и забыть.