Читатель ABW Константин рассказывает: «Свою машину Seat Leon 2002 года выпуска я решил продать через комиссионный магазин, т.к. заниматься этим самостоятельно у меня времени нет.

Все выглядело достаточно серьезно: провели осмотр машины, составили документы, заключили договор, по которому комиссионер обязался в течение 60 дней машину продать.

В конце июля мне позвонил работник «комиссионки» и сообщил, что в моей машине имеются неисправности, которые не были обнаружены до заключения договора, т.е. до передачи авто на комиссию. «Слетели тяги МКПП» – так поломку описал сотрудник. Мол, поэтому включается только первая передача. Мне это показалось странным, ведь на своей машине я приехал самостоятельно, никаких поломок при проверке ее технического состояния не было.

Но комиссионер продолжает настаивать на том, что это скрытый дефект, который невозможно было обнаружить при заключении договора, и перекладывает ответственность на меня. Говорит, что я должен отремонтировать машину, иначе сроки ее продажи могут затянуться надолго.

Я с этим не согласен. Полагаю, что машину повредили сотрудники комиссионного автомагазина, возможно, при совершении пробных поездок с потенциальными покупателями.

Пригрозил жалобами в контролирующие инстанции, но реакции не последовало. Так и стоит моя машина на их стоянке без движения. И без ремонта. Подскажите, что можно сделать в данном случае».

Проверка технического состояния

Начнем с того, что должен знать каждый, кто сдает машину на продажу в комиссионный магазин. Прежде чем заключить с клиентом договор о принятии товара на комиссию, представители «комиссионки» обязаны провести проверку технического состояния автомобиля. Для этого создается специальная комиссия, в состав которой должен быть включен и сам автовладелец или его представитель.

Результаты осмотра должны быть отражены в специальном акте, составленном в 3-х экземплярах. В акте в том числе отражается состояние коробки переключения передач.

Постановление Совмина №744 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами».

П. 29: В акте проверки и оценки технического состояния транспортного средства указываются марка, модель, наименование (тип) транспортного средства, год выпуска, пробег по данным спидометра, рабочий объем двигателя и его состояние, тип коробки передач (трансмиссии), цвет кузова (кабины), его идентификационный номер и внешнее состояние (с указанием дефектов), номер шасси (рамы), наличие и состояние заднего и переднего моста, коробки передач и сцепления, рулевого управления, карданного вала, электроприборов, систем питания и охлаждения, аккумулятора, шин, состояние тормозной системы, комплектности салона, инструментов, запчастей. В акте также указывается заключение комиссии о техническом состоянии транспортного средства. Акт подписывается членами комиссии, в том числе комитентом или его представителем.

В нашей истории в акте состояние коробки было четко оценено – «в норме».

И, конечно, «комиссионщики» не могут не знать о том, что предпродажная подготовка транспортного средства – это обязательная процедура, о чем указано в постановлении Совмина №703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».

Кто ответит

А теперь главное. В соответствии со статьей 888 Гражданского кодекса Республики Беларусь, комиссионер отвечает перед комитентом (автовладельцем, передавшим товар на комиссию) за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

Если имущество автовладельца повреждено после заключения договора, то продавец (комиссионер) обязан принять меры к охране прав комитента. Простыми словами, продавец должен восстановить машину до того состояния, которое отражено в акте проверки, т.е. до состояния «в норме».

Константину для начала нужно заявить претензию: например, сделать запись в книге жалоб и предложений. Надо четко прописать суть претензии и указать требование об устранении недостатков за счет комиссионера.

Да, учитывая возраст Seat Leon, принадлежащего Константину, поломка могла произойти по естественным причинам – от старости узлов и деталей. Подергал потенциальный покупатель рычаг МКПП – и все, «слетело». Как бы там ни было, это все равно сфера ответственности комиссионера.

Следует сказать и о судебных перспективах, если до суда дойдет. Это гражданско-правовой спор, по которому каждая из сторон должна предъявлять доказательства. Константин, например, покажет акт проверки, в котором о состоянии коробки передач черным по белому написано – «в норме». А вот комиссионеру в данном случае предъявить что-то будет очень сложно.