27 сентября 2024 года ГАИ проводит единый день безопасности дорожного движения под девизом «Не будь невидимкой – засветись в темноте». В связи с этим редакция ABW вместе с сотрудниками спецподразделения по безопасности дорожного движения ГАИ Минской области отправилась в рейд по выявлению нарушений, совершаемых пешеходами.

Мероприятие было направлено на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с уязвимой категорией участников дорожного движения, пропаганду использования световозвращающих элементов и жилетов повышенной видимости пешеходами, велосипедистами, возчиками гужевого транспорта.

Инспектора спецподразделения капитан милиции Владимир Дружков и его коллега лейтенант милиции Александр Пляхин в составе наряда выбыли на вечерний рейд – и мы вместе с ними.

Несмотря на то, что основное внимание уделяться будет пешеходам, про других участников дорожного движения никто, понятное дело, не забывал. И пример не заставил себя долго ждать. На пешеходном переходе в районе школы один из водителей белого Haval не пропустил ребенка. Включаем проблесковые маячки и догоняем водителя-нарушителя.

Естественно, первым делом узнаем причину его поступка. Она банальна: «Справа ребенка, переходящего дорогу, видел и пропускал, а налево не посмотрел. Так получилось». Так как водитель ранее в нарушении ПДД уличен не был, инспектор ГАИ выносит предупреждение. Да, несмотря на то, что правонарушение опасное по своим возможным последствиям, но законодательство в области безопасности дорожного движения, как выразился Владимир Дружков, направлено в большей степени на то, чтобы не карать, а учить и предотвращать.

«Пешеходы – это наиболее уязвимые участники дорожного движения. Если вокруг водителя автомобиля «железо», то у пешехода ничего, чтобы его защитить, нет», – продолжает инспектор. Фликеры в темное время суток пешеходы в основной своей массе стали носить, но многие делают это абы как. Спереди, например, повесят, и фликер как-бы есть, такого пешехода не накажешь, но если машина едет с ним в попутном направлении, то пешехода в темноте видно очень плохо.

По опыту скажу, что без светоотражающего элемента пешеход в темное время суток подвергает себя серьезной опасности. Это изучено на практике. Буквально вчера проводили разбирательство с водителем, который не пропустил на пешеходном переходе подростка. «Вышел из неоткуда, из темноты, заметил поздно», – так он пояснил, но если бы у пешехода был фликер, подобного бы с большой долей вероятности не произошло. Водитель бы его вовремя увидел.

Всякое бывает, и наезды на пешеходов, в том числе, когда эти пешеходы под влиянием алкоголя на дороге прилегли отдохнуть. И наезды на электросамокатчиков, велосипедистов и прочих. И с травмами, и без. Ясно одно, заботиться нужно о своей безопасности самостоятельно, но многие это игнорируют».

И тут видим, как две молодые девушки идут вдоль дороги (находимся в поселке Ратомка) – со стороны просто два серых «пятна».

Инспектор делает замечание и раздает каждой из девушек по фликеру. Но если одна из них извиняется и говорит, что осознает свою ошибку, то другая, как говорится, уходит в «глухую оборону».

«А чего вы обо мне заботитесь? Я сама хозяйка своей жизни и сама принимаю решения, что мне носить, а что нет», – странный монолог. Инспекторы проверяют девушку по базе и выясняют, что более года назад она уже предупреждалась о подобном нарушении. Но так как срок в год прошел, повторности нет. Инспектор снова предупреждает нарушительницу.

«В основном пешеходы-нарушители на замечания реагируют адекватно, извиняются, понимают значимость наличия светоотражающего элемента, – говорит инспектор. – Эта же «мадам» скорее исключение из правил. Но надеемся, что до нее все же дошло.

Как-то ребенка, идущего вдоль дороги, увидели. В темной одежде, в темное время суток, ну хоть бы фонарик какой ему родители дали, так нет же. Останавливаем, просим набрать по телефону родителям. Я поговорил с ними, объяснил, что они подвергают жизнь и здоровье своего ребенка опасности, разрешая ему выходить на улицу без фликеров. Ответили, что поняли, учтут. Ребенка домой отвезли, чтоб беды какой не случилось».

И снова наблюдаем – вот пара, уже «не дети» по возрасту, идут в темноте вдоль дороги и не понимают, что они подвергают себя опасности. Обозначение себя светоотражающим элементом в темное время суток – это не хотелки ГАИ, это требование, прописанное в ПДД, которое пешеходы, как участники дорожного движения, обязаны соблюдать. Некоторые об этом не знают. Мы напоминаем и предупреждаем.

И тут происходит курьезный случай. Навстречу экипажу ГАИ выезжает подросток на электросамокате со светоотражающей лентой, обернутой… вокруг шеи. Правил, получается, он не нарушает, но такой креативный способ ее использования удивляет. Все же лучше на руку, хотя закон и не говорит о том, каким именно способом пешеход должен размещать на себе фликер.

«Почему не обозначили себя светоотражающим элементом?» – инспектор останавливает очередного нарушителя. «Нету, темнеть рано стало, не привык еще», – оправдание из разряда не очень.

«Вот вам фликер, носите. Он же копеечный, что мешает приобрести? Он же не дороже вашей жизни!» – пешеход, как показалось, понял свою ошибку после короткого диалога.

Наш вердикт

Констатируем: в результате рейда с ГАИ Минской области стало ясно, что пешеходов, передвигающихся вдоль дорог и по ним в темноте и не обозначающих себя должным образом согласно ПДД, достаточно много. Такие пешеходы просто не думают о последствиях, подвергая себя опасности.

Те же, кто светоотражающие элементы носит, делают это вполне сознательно, сознавая, что это необходимость. Правда, не всегда правильно. То есть с одной стороны такого пешехода видно, если фликер висит только спереди, а сзади – нет. Пешехода должно быть заметно со всех сторон – об этом нужно помнить.

Что еще неприятно удивило? За непродолжительное время шесть водителей получили предупреждения за то, что не предоставили преимущество пешеходам на пешеходных переходах. «Разговаривал по телефону по громкой связи, увлекся», «После работы, устал, не заметил», «Налево посмотрел, направо нет, извините», «Не знаю почему, виноват»… Оправдания разные, но суть одна: ПДД говорят о том, что водитель на дороге должен быть внимательным постоянно. Цена ошибки слишком велика, чтобы об этом забывать.

Цена фликера для пешехода? Копейки! Как выразился инспектор Владимир Дружков, «он не дороже жизни».

Итоги подводит начальник УГАИ Минской области подполковник милиции Сергей Бондаренко:

«Сейчас как никогда актуально сконцентрировать усилия по работе с пешеходами, которые в темное время суток игнорируют требования ПДД в части обозначения себя светоотражающими элементами. Темнеет уже рано, а скоро, вообще, на работу идешь – темно, с работы – тоже.

Как некоторые говорят, спасение утопающего – это дело рук самого утопающего. Но позиция Госавтоинспекции иная: мы должны разъяснять пешеходам, что наличие фликера в темное время суток – это необходимость, направленная на сохранение жизни и здоровья самого пешехода. Это должно стать нормой в обществе, привычкой.

Если вопрос касается детей, то разговаривать нужно с их родителями (опекунами), чтобы они уже в свою очередь дома объясняли своим детям, что есть правила, которые нужно соблюдать. И о последствиях несоблюдения данных правил обязательно нужно говорить.

Наша концепция – не наказать за нарушение, а предотвратить негативные последствия нарушений ПДД. Люди должны заботиться о себе самостоятельно, этому мы и пытаемся научить. Благо многие начинают понимать это после подобных мероприятий ГАИ.

Социальное государство – это не только бесплатное образование, например, или медицина, но и наша обязанность обеспечить людям безопасность дорожного движения. Чем мы и занимаемся ежедневно 24/7.

Вот, например, произошло ДТП с пешеходом, водитель не виноват, но все равно потерпевших двое, один травмы получил, а водитель через себя всю ситуацию пропускает, и семья его тоже, как и родные пешехода-нарушителя. Страдают все стороны. Поэтому работе с пешеходами ГАИ уделяет значительную часть своей работы.

Каждый человек должен сделать для себя правильный выбор – цена фликера или цена его жизни и здоровья. И главное, нужно научить людей просчитывать последствия принятых решений не только для себя самого, но и для близких людей.

Статистика

Так, с участием пешеходов за истекший период с начала года на территории Минской области произошло 107 ДТП, в которых 22 человека погибли, 92 – получили травмы. 51 ДТП произошло в темное время суток, из них в 29 ДТП, где пешеходы не были обозначены световозвращающими элементами.

По вине нетрезвых пешеходов совершено 10 ДТП, в которых 3 человека погибли и 7 – травмированы.

С участием велосипедистов за указанный период на территории Минской области произошло 58 ДТП, в которых 5 человек погибли, 55 – получили травмы. 5 ДТП произошло в темное время суток, из них 2 ДТП, где велосипедист не позаботился об оборудовании своего велосипеда должным образом.

Госавтоинспекция обращается ко всем участникам дорожного движения: если вы видите вблизи проезжей части пешехода (велосипедиста), находящегося с характерными признаками опьянения, явно представляющего опасность для движения, просим вас незамедлительно сообщать в дежурную часть либо на телефонную линию 102.

P.S. Редакция ABW благодарит ГАИ Минской области за помощь в подготовке материала.