- Знаешь, как легко и просто растаможить подержанный мотоцикл? Найти приграничного "гонялу", и он сделает все чуть ли не за "мешок сала" - у них там все схвачено, прихвачено, везде знакомые. Каждый раз, когда стоял в очереди на границе, периодически подходили такие "коллеги" и предлагали растаможить "все по 500". Честно говоря, если бы вез себе и один раз, так бы и сделал. Но у меня бизнес основательный и надолго, поэтому решил не рисковать, делать все по закону. На свою голову…

Формально все просто: подержанная мототехника растаможивается от стоимости, к которой сначала прибавляется НДС 20%, а затем берется пошлина в зависимости от объема двигателя. По итогу суммарный платеж выходит от 41,6 до 42,8%. Однако есть одно но - начисление платежей происходит от таможенной стоимости, и вот как раз с ее определением порой начинаются сложности, о чем и расскажет нас собеседник:

- Поскольку мототехника - это просто один из многочисленных видов товара, которые мне приходится доставлять из-за границы и растаможивать, я поначалу и не подумал, что могут возникнуть какие-то сложности. Ведь есть же четкие ставки, взяток таможенники у нас уже давно не берут, тем более что и суммы платежей у меня относительно небольшие. В общем, я был уверен, что все будет как обычно: привез, оформил, оплатил, отвез заказчику… Ан нет! В первой партии таможеннику не понравилась стоимость привезенной мототехники, он просто так увеличил стоимость каждого мотоцикла на 150 евро. В принципе разница получилась не сильно большая, я позвонил заказчику в Москву, он дал добро - оплатили, растаможили, доставили.

И следующие несколько партий оформлялись примерно по той же схеме: некоторые мотоциклы таможня пропускала по той стоимости, что была заявлена, некоторые - по повышенной, но ненамного. Меня, конечно, смущала эта путаница с "ценообразованием", но заказчика все устраивало - работа продолжалась. До тех пор, пока в очередной партии цену не завысили… в два раза! Естественно, вопрос встал ребром, ибо есть разница - платить пять тысяч долларов за растаможку или все десять! Пошел разбираться к таможеннице. Выяснилось, что она выставила цены, указанные в каталоге "Супер Шваке". Но ведь я привез свои мотоциклы из Италии, а там совсем другие цены, чем в той же Германии. Чтобы доказать это, я сделал распечатки с Mobile.de и парочки итальянский сайтов. Реакции ноль: типа у меня вот каталог, а у вас какие-то бумажки. Хорошо, говорю, тогда, если уж выставляете цены по каталогу, выставляйте их по итальянскому каталогу - это будет справедливо и профессионально. "А у нас такого нет", - последовал ответ. Это получается, раз на таможне нет такого каталога, я должен заплатить еще пять тысяч сверху?

Позвонил заказчику. Тот поднял все свои связи и каким-то чудом достал итальянский каталог: купил в Италии за 300 евро, быстро организовал его доставку в Беларусь. Прихожу на таможню, где все это время стояли мотоциклы, а за их хранение "капали" деньги, причем не такие уж маленькие, показываю каталог той же таможеннице. Сказать, что она испепелила меня взглядом, - не сказать ничего, однако, нужно отдать ей должное, цены внимательно изучила, все сверила - и по итогу мне все же не пришлось платить в два раза больше таможенных платежей. Аллилуйя!

И дальше с каталогом все вроде как пошло по накатанной: заявляем цену как в каталоге минус 15-20 процентов - и никаких вопросов у таможни это не вызывает. Единственный момент - цены в каталогах рассчитаны на технику до 10 лет, поэтому, если какой-то экземпляр оказывался старше, тут мы снова зависели от воли и настроения таможенника. Некоторые разбирались сразу: мотоцикл, судя по каталогу, дешевеет примерно на 200-300 евро в год, и если ему было больше 10 лет, они просто считали по тому же "графику" - и их вполне устраивала наша цена. Но бывали и такие, кто считал, что если цена не прописана в каталоге, то ее просто не существует, и тогда доходило до того, что одинаковые мотоциклы 2000 и 2003 года (последний год, указанный в каталоге) мы растаможивали с одинаковой таможенной стоимости, потому что так захотел таможенник…

Но один раз каталог все же не помог: мы привезли очередную партию, где были модели и моложе, и старше 10 лет. То есть цены в каталоге были указаны только на 4 модели, остальные нужно было "досчитывать". На таможне нам опять попалась девушка, мы снова оказались в той же ситуации, что и в прошлый раз: она выставила цены из "Шваке" и ни в какую не хотела даже смотреть в наш итальянский каталог! Пошел к начальнику - тот же результат. Я им - распечатки с белорусских сайтов, где такие же мотоциклы иногда стоят даже дешевле той таможенной стоимости, которую мне выставили, а они: если хотите, жалуйтесь в региональную таможню, там рассмотрят вашу жалобу в течение 30 дней.

В общем, я даже рад, что сезон закончился, да и у заказчика в Москве настроение уже не столь оптимистичное на следующий сезон. Честно говоря, устал ходить на таможню и гадать, нормальный попадется таможенник или опять будут придирки на пустом месте. Ведь, как показала практика, ничто не может гарантировать, что мотоцикл будет растаможен от его реальной стоимости. У таможни есть свой "справочник Потолоцкого", как шутят мои друзья, цены там реально могут взять с потолка, а ты потом бегай, доказывай, доплачивай… Поэтому, когда знакомые интересуются у меня, сколько будет стоить привезти тот или иной мотоцикл, я отвечаю: "Это целиком и полностью зависит от таможни. От компетенции или настроения таможенника". Ну а тем, кто очень хочет наверняка и недорого, я советую обращаться к приграничным "гонялам" - они каким-то образом научились "доказывать" свои цены, растаможивая "все по 500". Но мне такой вариант не подходит: хочется жить по закону и спокойно работать…

ABW.BY

 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!