Скажу я вам, что ездить в дождь при температуре около +8 на мотоцикле - те еще ощущения. Мотокуртка, мотоштаны, перчатки, шлем, специальный ошейник-защита от ветра плюс привычные резиновые сапоги: низкую обувь заливает, а высоких мотосапог в этом сезоне у меня не случилось. С учетом количества и вида экипировки мотоцикл перестал быть транспортом на каждый день, поэтому 300 первых "обкаточных" километров растянулись на 2 недели.

Тем интереснее было подглядывать из окна за соседями по двору, которые останавливались у байка и обсуждали новую модель Минского мотозавода. Выглядит мотоцикл и правда эффектно: вариация на тему бээмвэшного "гуся" получилась красивой, гармоничной. Дизайн создавался не в Минске: TRX, по сути, версия китайского Zongshen для рынков Беларуси и России. Оба мотоцикла отличаются деталями декора и мелкими узлами. Не готов говорить, что это плохо: компания Zongshen начала продавать эту модель в США, что говорит о качестве продукта. А смогут ли в Минске сделать мотоцикл "американского качества" с чистого листа?

Нет.

Это долгий разговор, но мое мнение: лучше работать с азиатскими партнерами, чем умереть. Помните марки "Восход", "ИЖ"? Их нет, они исчезли, теперь российский мотоцикл - это Patron, Irbis, Stels. И если белорусам удалось сохранить название бренда, удалось хотя бы шины поставить с надписью M1NSK - уже хорошо. А что до отечественного инжиниринга, отечественных запчастей… В приватных беседах заводчане озвучивают такую цифру: любой компонент лучшего качества можно купить в Китае на 30% дешевле, чем произвести на заводе или купить у белорусского поставщика. Это с учетом доставки, растаможки и прочего.

Да, чуть не забыл: все белорусское рождает проблемы. Весной я как-то рефлексировал на тему, что купил бы D4 125 просто потому, что его собрали белорусские руки. Теперь стал осторожнее в оценках: лето в седле "дэшки" (прочитать можно здесь) показало, что наши руки плохо держат ключи. Иначе как объяснить недожатые болты и гайки?

Здесь можно увлечься долгой лекцией о том, что даже за минимальную зарплату нужно работать яростно и честно, а философия "если они думают, что они платят, пусть думают, что я работаю" рождает тысячи и сотни тысяч лентяев. Мое мнение такое: в любой области, в сфере услуг, в качестве менеджмента, в качестве рабочих рук - белорусам еще учиться и учиться. Не ныть, что платят мало, а работать, учиться, самосовершенствоваться. Если что-то не нравится - увольняться, памперсы возить из Польши, делать что угодно, но делать качественно, а не на отцепись. Это и вправду долгий разговор. Я лишь могу констатировать, что сборка TRX удалась заводу лучше, чем D4 125. За две недели езды ничего не открутилось. В целом мотоцикл производит солидное впечатление: заметно, что качество и цена комплектующих выше, чем у бюджетных моделей.

Очень радует наличие трех штатных кофров. Сделаны на совесть, но объем небольшой: ну как так, что в верхний шлем не помещается? Это явная недоработка, верхний кофр нужно увеличивать. Да и для дальнобоя такие ящички не годятся: что там увезешь?

С другой стороны, плоские боковые кофры хорошо защищены мощными дугами.

Ну что же, начнем эксплуатацию? За несколько дней холодных поездок ничего толком не почувствуешь и не расскажешь, но кое-что понять можно.

Мотор - корни его уходят в двигатель Megelli от спортбайка R250, который был весьма капризен: из-за нескольких конструктивных просчетов у некоторых владельцев долго он не выхаживал. Потом мотор модернизировали, убрали "детские болезни" - и вот он в раме туристического эндуро. Сразу скажу, что спортбайковские корни не скроешь: "низов" мало, на оборотах меньше 4000 мотор дергается в конвульсиях, тянуть как трактор на холостых не хочет. Поэтому оптимальная зона работа - от 5000 и выше. Тогда двигатель шустр, бодр, весел.

Да, к слову, это первый белорусский инжекторный мотоцикл! Ни тебе "подсоса", ни карбюратора - впрыск топлива. Запуск даже при температуре около 0 всегда был уверенным, с первых оборотов стартера. Расход топлива пока не замерял.

Про кофры уже писал: плохо, что маленькие, но очень хорошо, что есть. В городских поездках распихивается все: и ноутбук, и бутылка красного с сыром на вечер.

Больше всего претензий возникло к панели приборов. Точнее, к информации, которую она показывает. Разбираться буду весной, а пока констатирую: спидометр безбожно врет, завышая истинные показатели примерно на 15 км/ч. Указатель уровня топлива в баке тоже живет своей жизнью: "сдувается" до ноля, когда в баке еще прилично топлива. В чем причина, пока не знаю - выясню весной.

Радует общая продуманность аппарата: пульты, ручки, вся мелочовка сделаны качественно. И оснащенность - "все включено". Помимо кофров есть мощные дуги "по кругу", поэтому от падений мотоцикл надежно защищен.

К слову, о комплектующих: на С4 250 стояли отвратительные китайские шины (прочитать можно здесь). TRX оснащен приличными колесами Mitas: они не сдались и при околонулевой температуре, работали нормально. Да и на песке держат неплохо - словом, хорошие универсальные шины.

Переднего тормоза "маловато": один диск не справляется с весом мотоцикла, хочется большей эффективности и остроты.

А так, для езды по городу… Даешь глобальное потепление: мотора для обычной езды вполне хватает, подвески позволяют прыгать по бордюрам. При этом мотоцикл высокий и узкий, поэтому для городской езды хороший получился аппарат. Нет в нем излишеств: он не слишком мощный, не слишком неуклюжий - гармоничный. С работы на работу, а на выходные махнуть в Карпаты - такой посыл. Поэтому, если бы в январе было хотя бы плюс 10, я бы, наверное, продал машину.

А пока уже в ноябре приходится предельно утепляться и думать, что хорошо иметь поздней осенью не слишком мощный мотоцикл. Было бы хотя бы 50 л.с., ездить пришлось бы напрягаясь: "газ" резко не открывать, сбрасывая, "травить" сцеплением и прочие трудности мощного аппарата. А так едешь себе и едешь - "Минск" верен своей концепции отличной вещи для новичков.

Но в ноябре на мотоцикле прохладно. Единственное, чего хочется в подарок, - подогрева ручек руля, и все.

На разбитых дорожках радуют подвески TRX. Ходовая часть сделана с запасом. Хотя работа задней мне не нравится: слишком жестко, опять же весной буду регулировать и разбираться.

Итог на 9 ноября 2014 года: первые 300 км пройдены, мотоцикл в гараже, совместно ждем весны. Тогда сделаем первое ТО с заменой масла и попробуем разобраться с отмеченными проблемами. Какими будут "отношения" с TRX, я и сам не знаю. С4 250 запомнился надежностью и неубиваемостью, отличная модель. у D4 125 слишком много мелких "болячек". Как покажет себя TRX - никто не знает, в Интернете никто пока не накатал больше 2000 км.

Поэтому остается только ждать и ложиться в зимнюю автомобильную спячку.

Всем лета, пацаны!

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора
ABW.BY