- Чем удобен велопаркинг?

- Во-первых, освобождается место в квартире, что особенно актуально в районах с "хрущевками", - рассказывает Артем Ковалев, директор ООО "Парвелио". - Во-вторых, не нужно доставать велосипед с балкона, спускать его вниз. Кому-то в магазин на пять минут нужно съездить, и что, ради этого спускать велосипед с пятого этажа? А тут вышел из подъезда, достал из ячейки - поехал. По сравнению с другими похожими конструкциями здесь для каждого велосипеда - одно закрытое место. Например, в ТС "Зеленый Бор" в торце зданий установили велопарковки под навесом с решетками. Но там есть проблема с кражами. Опять же достаешь велосипед - можно задеть другой, кто-то твое место может занять. Плюс там уже не хватает мест… 

- Безопасно ли хранить велосипеды в этой конструкции?

- Она разработана таким образом, что взломать ячейку не так-то просто. Каркас велопаркинга сварен из металлической профильной трубы со множеством перемычек, с таким расчетом, что при повреждении наружной обшивки извлечь велосипед из ячейки невозможно. Установлены "антисъемные" штыри, препятствующие снятию двери при повреждении петель. Есть вторая дверца, на которую можно поставить второй замок. Плюс конструкция закрытая - велосипеды не видно, что тоже влияет на безопасность хранения. В городе постоянно растет количество велосипедных краж из подъездов жилых домов. За первые пять месяцев этого года зарегистрировано 1294 подобные кражи, что на 65,9 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безопасность хранения велосипедов - это актуально.

- Сколько стоит поставить во дворе велопаркинг? 

- Установка бесплатна. Аренда нижних ячеек при круглогодичном хранении - 150 тысяч, верхних - 120 тысяч рублей. При сезонном хранении: летом - 190 тысяч верх и 220 тысяч низ, зимой - 90 тысяч и 110 тысяч соответственно. Дорого ли это? Учитывая стоимость конструкции и аренду земли, это недорого. Но у нас выбирают то, что модно. Когда-то стало модным ездить на велосипедах. У нас не зазорно тратить бешеные деньги на автомобили, кто-то моет их чуть ли не через день. Вот и я надеюсь, что велопаркинг тоже станет "модным".

- Окупится ли ваш проект?

- Будет сеть парковок для велосипедов - будет окупаемость. Проблема в том, что пока нет понятной схемы, как получать землю под эти цели. Поэтому пока проект немного "подвис", общаюсь с властями. Кстати, администрация Фрунзенского района идею приняла на ура. Но для реализации проекта надо выйти на уровень города - этим и занимаюсь. Хотелось бы, чтобы можно было устанавливать велопаркинги в рамках процедуры "закрепления земли для благоустройства". Делают же экопарковки и парковочные места на металлических эстакадах. Даже если можно было бы брать землю в аренду, то при действующих ставках для торговых объектов размер арендной платы за площадку для размещения самого маленького велопаркинга на 24 велосипеда равняется 3.000.000 белорусских рублей, или в пересчете 125 тысяч на каждую ячейку. Сейчас стоимость аренды ячейки в велопаркинге составляет 120 тысяч рублей в месяц… Если же арендная плата будет в два раза больше, люди не смогут и не захотят пользоваться велопаркингом. Поэтому хотелось бы получить поддержку от городской администрации, и тогда Минск будет первым в этом начинании. Аналогов как минимум в странах бывшего СССР проекту нет. 

- А как удалось установить первый велопаркинг?

- Начал я с товарищества собственников на Бурдейного, 37. Это одно из очень немногих товариществ в городе, где в пользовании которого земля находится не по отмостку дома, а выходит за эту территорию. Поэтому здесь появилась возможность поставить велопаркинг.

- А сколько стоит сама конструкция?

- Ее я сам конструировал и делал. Нанимал людей, заказывал материал. Поскольку это был первый опыт, пришлось потратить очень много времени, и я не могу сказать точно, во сколько она мне обошлась. Не меньше 5000 долларов. 

- Сложно ли спускать велосипед с верхних ячеек?

- Если взяться за раму и за вилку, то никаких проблем. Это намного удобнее, чем тащить его по лестнице.

- Но спрос есть, правильно?

- Да. Хотя пока что конкретно эта конструкция наполовину заполнена велосипедами. Я думаю, просто еще не привыкли к услуге. Раньше новые машины по КАСКО не страховали, теперь это делают многие. Спрос есть. Пишут письма из других белорусских городов. Общаюсь с Литвой, звонили недавно из Питера. На телефон моего сайта звонят, звонят, звонят. Но я пока не могу ничего сделать - нужна поддержка со стороны властей. В районной администрации приняли идею очень хорошо, пошли навстречу, помогли. 

В Минске почти 500.000 велосипедов, каждый год их становится на 10 процентов больше. Чтобы разместить хотя бы 1 процент минских велосипедов в велопаркингах, нужен миллион долларов. Кстати, по данным БАЭС, первой проблемой в развитии велодвижения минчане считают хранение самого байка (около 68 процентов опрошенных). На втором месте - отсутствие инфраструктуры.

- А почему выбран серый цвет для велопаркинга?

- Цвет может быть и желтым. Серый и синий я выбрал, потому что это цвета дома. Можно предложить другие цвета. По проекту есть скамейка, но здесь не очень удобно конструкция стоит, жильцы от скамейки отказались.

- Сколько может быть велосипедо-мест?

- Среди предлагаемых вариантов - модули на 24, 28, 32, 40, 56 и даже 68 велосипедов. Но в разработке конструкция с ячейками для двух велосипедов - так семьям будет выгоднее хранить свои велосипеды.

- А в Европе есть что-то подобное?

- В Европе нет такой проблемы. У них похожие конструкции существуют, но в качестве перехватывающих стоянок. У них что-то похожее есть, но небольшое по размеру. Поэтому для наших спальных районов велопаркинг - отличное решение проблемы. 

- Есть ли проблемы с вандализмом?

- Да, были. Кто-то краску разлил, пришлось снимать, дети отрывают наклейки на ячейках. 

- Не будет ржаветь велопаркинг?

- Профнастил из стали с полимерным покрытием, ржаветь конструкция не должна. По соли она ведь не ездит. 

- Не было ли проблем с перевозкой конструкции?

- Велопаркинг состоит из двух частей, поэтому с перевозкой проблем не было. 

- Какие планы на будущее, перспективы?

- Все зависит от того, разрешат ли ставить подобные конструкции по упрощенной схеме. Если разрешат, то со временем можно будет найти инвестора. Да, это может стать выгодным бизнесом. И удобным местом хранения велосипедов для минчан. Хотя, конечно, придется попотеть. 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Если вы хотите рассказать о своем бизнес-проекте в автомобильной сфере, пишите по адресу hladchuk@abw.by