Своя байкерская жизнь есть и в Беларуси. В нашей стране существует около 30 больших мотоклубов. И, пожалуй, один из самых известных – «Ночные волки». Мы провели три дня бок о бок с гомельским клубом, увидели разные стороны жизни байкеров и попытались понять, что же это такое – мотокультура.

Строили из «Урала» «Харлей» и подражали Америке

Мотодвижение в Беларуси берет свое начало с 90-х годов. Тогда люди более массово смогли познакомиться с мотоциклом: одни сами собирали его с нуля, у других была возможность купить импортный. Но всех объединяла одна общая страсть. В 1996 году в стране появился первый официальный мотоклуб – «Железные братья». Уже тогда его участники проводили мотопробеги, открытия-закрытия сезона и другие мероприятия. И вот вокруг всего этого в то время крутилась байкерская часть Беларуси. Но в регионах люди тоже не сидели на месте. Свой массовик-затейник был и в Гомеле – это основатель и руководитель местного мотоклуба «Ночные волки» Павел Канин.

– В Гомеле группа мотоциклистов начала организовываться примерно в 1997–1998 годах. Мы тогда жили по американскому образу, который нам показывали: отсутствие каких-то рамок, полная свобода, езда без шлема и правил. А еще косуха, кожаные штаны, бандана – и вперед покорять километры. Только в наши 90-е иногда было сложно даже на еду заработать, не то что на мотоцикл. Поэтому мы строили свои самостоятельно: пилили рамы, делали длинные вилки и пытались сделать из «Урала» «Харлей». Нам же хотелось куда-то поехать и удивить весь мир. Вот в этом и был смысл нашего мотодвижения в то время. Но стоило нам окунуться в американскую культуру глубже, как мы поняли: что-то здесь не так. Начало приходить понимание, что ездить без шлема как минимум холодно, особенно когда это глубокая осень. А если ехать в дождь, то кожаные куртки и штаны непрактичны, потому что намокают и становятся тяжелыми. Вместе с тем изменилось отношение к правилам дорожного движения и к собственной жизни. И вот так, постепенно, вместо подражания начала формироваться мотокультура нашего пространства.

По словам Павла, особое впечатление на гомельских байкеров произвел московский клуб «Ночные волки». Еще по телевизору ребята увидели московское байк-шоу, сам клуб. И все это их, конечно, жутко заинтересовало.

– Именно в Москве мы узнали, что это такое – большой клуб, как он живет и как к этому относятся люди. А главное – там уже была сформирована идея о том, что мы должны жить и созидать пространство вокруг себя. И что байкеры – это не стереотипные американские плохиши или антисоциальные люди, а те, кто работает вместе с обществом, за него и ради него. Здесь же пришло осознание, что от нас, как от представителей мотокультуры, будет зависеть будущее движения: как потом будут жить молодые мотоциклисты и что они будут нести. Понимая эту ответственность, мы изменились. Переработали ту американскую культуру, которую мы видели в 90-х, и взяли из нее только лучшее. Поэтому наша мотокультура и байкерская жизнь сегодня – это не езда без правил, вечеринки и драки. Это спорт, кастомайзинг, путешествия, фестивали, концерты, обучение и многое другое. И хотя все это продолжает двигаться вокруг мотоцикла и его любителей, поменялись смысл и наполненность движения.

Продал квартиру, чтобы сделать клубный дом

В 2000 году Гомельский мотоклуб «Ночные волки» получил официальный статус общественной организации. Новая идеология созидания требовала нового уровня отношений как с обществом, так и с государством.

– Если мы хотим работать с обществом, значит, мы работаем по правилам, которые выдвигает государство. К тому же мы хотели открыть подростковую мотосекцию. А работа с молодежью – это очень важный момент. Прежде чем чему-то учить детей, мы должны были показать, кто мы, что мы делаем и что мы этим детям можем дать. Вместе с тем возник вопрос о юридическом адресе. Потому что раньше клубным местом был мой дом. Но с учетом нового статуса такой вариант больше не подходил. Ведь нам хотелось такое место, где могли бы собираться мотоциклисты, где можно было бы проводить мероприятия, где была бы мастерская. А еще – чтобы в этом месте можно было встречать гостей и им было где остановиться. При этом мы не бизнесмены, а обычные ребята. Особого понимания, где найти деньги на такое помещение, не было. Поскольку я был тем, кто горел этой идеей, то сам принял решение продать свою двухкомнатную квартиру. И уже на эти деньги мы купили наш клубный дом. Помню, что, когда я привел сюда свою маму в первый раз, она посмотрела и даже немножко слезу пустила. Но все равно поддержала меня в этих начинаниях.

Сейчас в Гомельском мотоклубе «Ночные волки» официально состоят 14 человек. Среди них есть представители самых разных профессий: менеджеры, инженеры, артисты фаер-шоу, грузчик, врач скорой медицинской помощи, протезист. А сам Павел работает педагогом дополнительного образования в Ветковской мотосекции. При этом причастны к жизни клуба десятки человек.

– Быть в клубе – это ежедневная ответственность. Начиная с обслуживания самого помещения – заканчивая сбором средств для различных мероприятий. Но когда люди сами приходят к нам, когда у них есть желание что-то делать – мы не прячемся и никому не отказываем. Даже если человек не особо связан с мотоциклом. Ведь для нашей работы важен и ценен любой вклад. Кроме этого, поскольку мы являемся мотоклубом, большой кусок нашей жизни связан с ремонтом и обслуживанием мотоциклов. Мы сами работаем здесь механиками и стараемся привить эту грань мотокультуры людям. Потому что, помимо «сесть и поехать», нужно еще понять, как и что здесь устроено. И очень часто именно так люди и попадают в клуб. Они приходят к нам, мы даем им место, инструменты, наш опыт и наши знания. Я за это и выступаю – чтобы человек и мотоцикл как-то общались.

«В ДТП на мотоцикле очень мало случайности»

Другое важное направление в работе «Ночных волков» – это общение с детьми. Гомельские байкеры посещают школы, санатории, мотосекции в области и прививают детям правильное отношение к мотоциклу и своей жизни. Например, буквально на прошлой неделе клуб приехал в детский лагерь отдыха «Сожский берег» на закрытие созыва.

Сказать, что ребята были под впечатлением, – это не сказать ничего. Конечно, их поразила колонна байков, рев мотора и весь антураж в целом. Каждый хотел посидеть на мотоцикле, погазовать и сделать памятное фото. Но показать мотоцикл – это одно, а рассказать про все плюсы и минусы – другое.

– Если мотоцикл попадает в аварию, то, скорее всего, человек остается с инвалидностью или вообще погибает. Когда мы начинаем разбираться, почему произошло ДТП, случайностей там очень мало. Обычно это нарушение каких-то правил или неумение вести себя в экстремальных условиях. Поскольку дети – это наше будущее, очень грустно смотреть, когда молодые мотоциклисты ведут неправильный образ жизни и в конечном итоге просто разбиваются. Поэтому, на наш взгляд, работа с еще юными мотоциклистами может очень сильно повлиять на мотокультуру в целом. Их изначально надо учить вести себя в городе и на дороге, что в результате повлияет и на их выживаемость. В этом плане очень много чего хотелось бы сделать хорошего, но не на все есть ресурсы и возможности. Поэтому какие-то проекты сейчас немножко притормозились. Но осталось то главное, с чего мы и начинали, – работа с подростковыми мотосекциями. А что такое мотоциклетная секция? Это езда летом по песку, зимой по льду и т.д. В целом это развитие навыка вождения мотоцикла. И потом этот навык поможет спасти жизнь.

Причем, по словам Павла, мотоциклетная секция – это не только про навык вождения. Это планомерное, глубокое и правильное вовлечение ребенка в мотожизнь.

– В мотосекции молодежь учится безопасному вождению, изучает ПДД и сдает по ним тесты. У нас также есть отдельные занятия по оказанию первой помощи при ДТП на мотоцикле, которые проводит наш врач-реаниматолог. Разговариваем с ребятами и про культуру в целом. Ведь один человек, возвращаясь домой в 2 часа ночи, может ехать тихо, с глушителем и без музыки, а второй специально выезжает ночью, катается без глушителя, зачем-то газует и будит всех вокруг. Вот в этом тоже мотокультура – живи сам, не мешая другим. И даже если при всем этом ребенок просто научится ездить и уйдет, мы все равно будем знать, что какая-то часть задачи выполнена. И будем надеяться, что он станет хорошим человеком. На это сейчас тратится очень много сил. Мы ищем сподвижников, спонсоров, в целом заинтересованных людей, которые хоть как-то в этой работе могут поучаствовать.

«В Гомеле нет территорий под мотоспорт»

Забота о будущем мотокультуры искренне волнует гомельских байкеров. На это уходит много сил, денег и времени. Но, как и в любом деле, без сложностей здесь никуда. Как признался Павел, камень преткновения в вопросе с подростковыми мотосекциями связан с поиском места для занятий.

– Проблема в том, что в Гомеле сейчас нет территорий, которые по своему целевому назначению подходят под мотоспорт. Такого места нет и у ДОСААФ. А для занятий нам нужно, чтобы в одной локации была сама площадка, закрытый гараж, кабинеты и раздевалки. Раньше такое место было, но его забрали. Поэтому сейчас мы пытаемся сделать подобную площадку своими силами. Уже одну более-менее подходящую локацию нашли. Но там нужно все строить с нуля: огородить территорию, сделать кабинеты, раздевалки, организовать трассу. И все это за свой счет. Также для занятий нужна техника – хотя бы минимум еще 6 питбайков. Сейчас собираем деньги на китайские GMS. Мы уже испытывали их, они сильно дешевле других марок, но при этом готовы к спортивным нагрузкам. И вот в этом также заключается наша клубная идея. Мы хотим, что таких мест, площадок, секций было как можно больше. Поэтому активно работаем по этому вопросу с ДОСААФ и с допобразованием.

Если вы испытываете страсть к мотоциклам, интересуетесь байкерской жизнью или просто хотите поучаствовать в белорусском мотодвижении – знайте, что «Ночные волки» не кусаются.

– У нас есть ворота, в которые можно заехать. У нас есть телефон, по которому можно позвонить. У нас даже есть социальные сети. Мы открыты. Всё, что нужно, – ваше желание чем-то заниматься, что-то новое узнать и не бояться задать вопрос.