Должны решать специалисты

Само собой, новость о "сто двадцать на МКАД" стала одной из наиболее обсуждаемых в соцсетях и на профильных автомобильных форумах. В общем, высказывание президента по данному вопросу нашло самый живой отклик у общества. Но до "народного вече", конечно же, дело не дойдет.

"Нельзя это переводить в плоскость референдума, общественного мнения. Вопросы организации дорожного режима - это как медицинские вопросы. Какая разница, что об этом думают дилетанты, если решать должны специалисты? Проблема в том, что вопрос повышения скорости стоит не в контексте безопасности. Люди думают не о тех последствиях, к которым может привести изменение режима, а о том, что в случае повышения "планки" они не столкнутся с контролем и не понесут наказания", - заметил как-то в одном из интервью нашему изданию председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник.

Этот разговор происходил более года назад и касался другой инициативы, но ответ эксперта остается актуальным и для данной новости. Рядовой водитель не будет (да и не в состоянии) разбираться в том, насколько изменение скоростного режима повлияет на безопасность дорожного движения и будет ли от этого какая-то социально значимая польза, - это требует знаний, исследований и расчетов. Его интерес заключается в том, что "разрешат", и это главное. А кому интересны нюансы?

Главный плюс от повышения скоростного режима - это экономия времени, что дает свой экономический эффект, особенно в сфере грузоперевозок. Водитель меньше времени находится за рулем, следовательно, ниже риск появления утомляемости (с другой стороны, управление автомобилем на более высокой скорости требует большей концентрации внимания). Кроме того, увеличивается пропускная способность дороги.

С другой стороны, вместе со скоростью возрастает расход топлива (следовательно, и вредные выбросы в атмосферу), увеличивается шум, издаваемый транспортом при движении (а это также "экология"), но главное - изменяются условия, связанные с безопасностью дорожного движения.

Многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах в разное время, показывают, что с ростом скорости возрастает риск возникновения ДТП и их тяжесть. И что особенно важно, в квадратичной степени увеличивается вероятность аварий с пострадавшими и в еще большей (пропорционально кубу изменения скорости) - с летальным исходом. Данное обстоятельство требует особенно тщательного подхода к вопросу о повышении скоростного режима, тем более если предлагается поднять планку выше 90 км/ч.

Наша справка

Строительство Минской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) началось в середине 50-х годов прошлого века и было закончено к 1963 году. В 1980-м дорога была модернизирована, но все равно на большей части имела по одной полосе движения в каждую сторону, включала пересечения на одном уровне и светофорные объекты. Реконструкция МКАД началась в 2001 году, официальное открытие состоялось 7 ноября 2002 года.

Магистраль непрерывного движения, имеющая на всем протяжении по три полосы в каждом направлении, относится к первой категории и имеет обозначение М9. Ее длина - 56,2 км. Первоначально планировалось, что после реконструкции разрешенная скорость составит 120 км/ч, однако многочисленные аварии, прежде всего наезды на пешеходов, привели к строительству дополнительных пешеходных переходов и решению оставить режим "90".

Быстрее некуда

Любопытно, что на данный момент скорости на МКАД и так ниже разрешенных. Как в свое время показали исследования, средняя скорость в первой полосе составляет 75 км/ч, во второй - 85 км/ч, в третьей - около 95 км/ч. То есть в двух первых рядах не выбирается даже тот разрешенный максимум, который имеется сейчас!

Что же мешает водителям ехать быстрее? Например, многие конструктивные особенности и недостатки МКАД как непрерывной скоростной магистрали - остановочные пункты общественного транспорта, короткие (или слишком узкие) полосы разгона-торможения, а во многих местах и их отсутствие.

Впрочем, и наличие "разгонных" полос проблемы не снимает, учитывая национальную особенность белорусских водителей сразу выскакивать в первый, а то и во второй ряд на скорости 50-60 км/ч…

А уж на развязках в часы пик и вовсе творится настоящий хаос. Какие 120 км/ч, когда первый ряд стоит, а во второй в любой момент может выскочить "молодой да дерзкий"?!

Безопасна?

МКАД является магистралью непрерывного движения, выполняющей для города значимую функцию важнейшей транспортной артерии, по которой идет огромный объем трафика. Следовательно, это большая интенсивность движения и высокая скорость. Здесь, как в любом сложном механизме, все должно быть отлажено. Любая небольшая "шероховатость" способна привести к катастрофе.

При этом "детали" нашумевших происшествий ужасают! В стоящий в средней полосе Matiz врезается МАЗ - водитель и пассажир сгорают заживо. Вылетевший с трассы BMW разрывает о столб. Потерявший управление водитель насмерть сбивает мужчину, помогающего достать из кювета автомобиль…

Как правило, в этих случаях виновным признают водителя. Но специалисты указывают на то, что проблема безопасности дорожного движения в большой степени зависит и от инфраструктуры. Уже сейчас, при лимите 90 км/ч, по МКАД на высокой скорости летают "снаряды" весом под тонну в непосредственной близости от столбов и деревьев, которые зачастую не ограждены.

Если отойти от эмоций и ориентироваться на статистику предыдущих лет, то на долю МКАД приходится 15-20% общего числа погибших в Минске. Правда, по объему трафика доля этой дороги составляет добрую четверть всей нагрузки столичных улиц! При этом нужно учитывать скорость, с которой по кольцевой движется поток транспорта, - она существенно выше, чем на городских улицах. В общем, вполне закономерно, что аварий много, зачастую с серьезными последствиями.

Кстати, в свое время специалистами был проведен аудит безопасности движения на МКАД, в результате которого было установлено, что места совершения ДТП на кольцевой распределены достаточно равномерно. Это значит, что явно выраженных аварийно-опасных участков на дороге нет, - об этом свидетельствует статистика. Но это также означает, что точечно решить проблему аварийности на кольцевой невозможно, требуется комплекс мер.

МКАД - это отдельный объект, для него нужно применять отдельные "законы". Для начала дорога должна быть однородной. Если применяется переходно-скоростная полоса, она должна быть во всех необходимых местах и одинаковой протяженности. Если взялись за то, чтобы предотвратить появление пешеходов, значит, этот вопрос нужно решить до конца. Это должны быть крупные системные меры, которые бы распространялись на всю дорогу, а не на какие-то отдельные участки, потому что каких-то "особых" мест нет.

Позиция экспертов понятна. Прежде чем что-то менять, нужно определить, насколько это вообще полезно, необходимо, целесообразно. Да и нельзя просто так взять и поставить "повышающие" знаки, если не обеспечены безопасные условия для движения на более высокой скорости - дорогу необходимо соответствующим образом оборудовать.

Более того, в часы пик, при неблагоприятных погодных условиях, при каких-то непредвиденных обстоятельствах, например - впереди ДТП, нужно уменьшать разрешенный предел - в случае развития интеллектуальной транспортной системы ITS "гибко" задавать скоростной режим позволили бы электронные знаки. Увы, все это вопрос не одного дня.

Резонансные ДТП последних лет, произошедшие на МКАД

20 июня 2010 года в районе Курасовщины Fiat Bravo выехал за пределы дороги, от удара в осветительную мачту автомобиль разорвало на части - все шестеро находившихся в нем молодых людей в возрасте от 19 лет до 21 года погибли.

27 ноября 2011 года с путепровода у д. Зацень упал Volkswagen - погиб молодой водитель, а также находившиеся в машине его мать и малолетняя сестра.

29 апреля 2012 года на 48-м километре МКАД водитель BMW 525 не справился с управлением и врезался в мачту освещения - он и пассажир, чемпион Беларуси по борьбе Заур Исмаилов, погибли на месте.

3 июля 2012 года на 29-м километре внешнего кольца МКАД (район пр-та Дзержинского) двигавшийся на большой скорости BMW 5-й серии выехал за пределы дороги и врезался в мачту освещения - автомобиль разорвало на части, двое пассажиров погибли, водитель госпитализирован.

16 декабря 2012 года, помогая вытаскивать улетевший в кювет автомобиль, погиб известный джипер Степан Трубачев. Он был сбит машиной, водитель которой потерял управление на скользком покрытии и не смог избежать выезда за пределы трассы. Трагедия случилась на внешней стороне МКАД в районе Дроздов.

Вердикт abw.by

Учитывая конструктивные особенности МКАД и все прочие обстоятельства, в том числе высокую интенсивность движения, повышать скорость движения нецелесообразно. Это мнение специалисты высказывали еще несколько лет назад, и с тех пор ситуация в лучшую сторону не изменилась. Прежде чем сделать МКАД скоростной, нужно разобраться с безопасностью. Полос разгона-торможения во многих местах по-прежнему нет, ограждений по периметру тоже, столбы "ловят" и разрывают на части улетающие с трассы автомобили, интеллектуальная транспортная система все также только в мечтах специалистов. А вы говорите "сто двадцать"!

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY