Соответствие машины житейским потребностям конкретного пользователя и условиям преимущественной эксплуатации рассматривается в последнюю очередь, если рассматривается вообще. В результате часто покупается автомобиль, использование которого трудно назвать рациональным, хотя владелец ни за что не признается в этом окружающим.

С выбором техники, предназначенной для того, чтобы облегчить жизнь хозяев приусадебных и дачных участков, та же история. И пусть затраты на покупку культиватора или мотоблока меньше расходов на приобретение транспортного средства, рассмотрим, что нужно знать дачному аграрию, чтобы не пожалеть о потраченных деньгах. Заодно выясним, по каким причинам культиваторы и мотоблоки выходят из строя и что надо делать, чтобы они работали, а не ломались. Как с газонокосилками и триммерами, нашим консультантом опять будет Денис – специалист по ремонту техники для сада и огорода:

- Для начала нужно определиться, что в хозяйстве требуется: культиватор или мотоблок. Иначе деньги на самом деле будут потрачены нерационально или вообще неразумно.

Культиватор оснащен фрезами, которые врезаются в почву, перемалывают землю и одновременно двигают культиватор вперед. Его надо только направлять и придерживать, чтобы не «убежал».

У мотоблока есть колеса с приводом от двигателя и вал отбора мощности, к которому подсоединяются фрезы, косилка, снегоотбрасыватель, щетка. К мотоблоку можно прицепить плуг, прицеп и другое навесное оборудование. То есть мотоблок способен на много большее, чем культиватор. Фактически это уже минитрактор, которому не нужно вгрызаться в землю, чтобы ехать. Есть, правда, модели, по сути являющиеся культиваторами, но в них на место фрез можно установить колеса и зацепить сзади тот же плуг или окучник. Однако в любом случае чем больше функций может выполнять агрегат, тем сложнее его конструкция, тем больше он весит, тем он дороже. Если техника покупается только для обработки почвы весной и осенью, земли под огород на даче в лучшем случае сотки две, как обычно и бывает в садовом товариществе, нет никакого смысла переплачивать за мотоблок. Достаточно взять легкий и маневренный культиватор, с которым удобней управляться на небольшом «пятачке» земли. Если же у вас не дача, а домик в деревне, где в вашем распоряжении оказывается уже не две, а соток 15 и больше, где надо съездить за дровами, вывезти на свалку мусор, покосить траву, тогда появляется смысл в мотоблоке.

Определились, культиватора вам хватит или нужен мотоблок, дальше выбираем марку. Никого ругать не буду, даже китайцев. Они свою технику, как правило, делают под копирку с брендовых вещей, поэтому по конструкции все их культиваторы и мотоблоки копия фирменных. Другое дело, что с качеством не всегда угадаешь. У одних китайских производителей оно стабильное, у других – пляшет. Но все равно никого рекламировать не буду. Есть Интернет: хорошо проштудируйте отзывы – получите вполне объективную картину по маркам. Добавлю только, что люди, которые везут к нам китайские культиваторы и мотоблоки, почему-то заинтересованы лишь в их продаже, но не проявляют никакого интереса, что с этой техникой будет после. Поэтому если что-то сломается, запчастей к «китайцам» у нас не найти. Это явный их минус. Кто торгует брендовым товаром, у тех отношение к сервису лучше.

После того, как остановились на каких-то марках, подбираем мощность. Чем больше площадь обработки, чем тяжелей почва на участке, тем желательней покупка более мощной модели. Но если почва легкая, слишком мощный культиватор может начать закапываться. Придется его поддерживать и подталкивать, что создает неудобство для пользователя. Если у кого-то из соседей есть культиватор и мотоблок, перед покупкой неплохо разузнать, чем они довольны и что их не устраивает.

Что касается поломок, среди того, что их вызывает, на первом месте человеческий фактор. По-моему, наши люди способны сломать все. Кроме рамы. Вот ею мне довелось заниматься один-единственный раз, да и то не ремонтировать, а менять из-за редуктора. Попалась редкая неразборная модель, где редуктор был частью рамы и отдельно его не поменяешь. Так что на ремонтопригодность устройства при покупке тоже надо обращать внимание.

От внешних причин культиваторы и мотоблоки выходят из строя редко. Есть детали вроде свечей или приводных ремней, которые периодически беспокоят, потому что «расходники», но чтобы сломать культиватор по-настоящему, надо постараться. Даже фрезы, которыми культиватор рыхлит землю и которые, как можно подумать, наиболее уязвимы, и те стойко переносят внешние воздействия. Должно произойти что-то из ряда вон. Образно, это как велосипеду на ходу палку в колеса вставить. Нужен сильный удар, а что в культиваторе сломается, предсказать трудно. Может поломаться нож. А может произойти заклинивание, владелец вовремя не выключит сцепление, и тогда обрежет вал, ломает шестерню, рвет ремень. В общем, что слабее, тому и конец.

Некоторые брендовые производители заранее предусматривают в конструкции слабое место. Делают, например, какую-то деталь пластиковой. Показываешь клиенту, что сломалось, – он недоволен. Дескать, ну вот, купил «фирму», а она непонятно из чего слеплена. Объясняю, что вы, наоборот, радоваться должны – деталь копеечная, не дефицит, стоит в наиболее удобном для ремонта месте. Ее заменил и паши себе дальше. Не нравится – купи китайский культиватор. Китайцы копируют, но все тупо делают из металла. Вот в них и шестерни покрошить недолго, а, как я говорил, запчасти на китайские модели – проблема.

В основном же техника страдает от безалаберности хозяев. Хотите свежий пример? Люди купили культиватор. Одна из лучших марок. Работай и радуйся. Но перед тем как работать, надо почитать инструкцию, раздел «Подготовка к эксплуатации». Почитали бы, узнали бы, что сначала в культиватор надо залить масло! Но нет, привезли из магазина и сразу в поле. Что они в нем спалили, пока не знаю – надо разбирать. Думаю, редуктор сгорел.

Или еще пример. Шнур ручного стартера сам по себе расходный материал, а многие владельцы еще и заводят двигатель так, будто с помощью этого шнура хотят запустить культиватор в воздух. И так же резко бросают шнур, как только мотор завелся. Не будете рвать и бросать, шнур прослужит долго, а так, конечно, почему бы ему не порваться.

Почему-то многие твердо верят, что культиватор вообще не надо обслуживать, потому что он используется только два раза в год. А между тем, масло в двигателе, если он четырехтактный, надо менять через 40 часов. Это как раз несколько дней работы. В межсезонье культиватор ставят в какой-нибудь сарай, где полгода будет сыро и перепады температур. Тут и инструкцию читать не надо. Достаточно просто представить, что при этом происходит. Поэтому осенью, как закончили на даче работы, культиватор надо законсервировать.

Из карбюратора следует выработать все топливо. Для этого заводим мотор и не глушим, пока сам не заглохнет.

После этого под завязку, чтобы не осталось воздушной подушки, где может конденсироваться влага, заполняем бачок топливом – и все. Заткнуть промасленной ветошью выхлопную трубу? Ну, если есть желание…

Но ни в коем случае не смазывайте тросы. К смазке прилипает грязь, ее затягивает под оплетку, трос начинает плохо ходить, подклинивать. Тросы должны быть сухими, тогда они служат без вопросов.

Весной топливо из бака удаляем, заливаем свежее, обслуживаем воздушный фильтр и можно приниматься за огород. Двигатели от ударов фрезы по камням не страдают. До двигателя удар не доходит – его демпфирует сцепление. Для двигателя главная опасность – некачественное топливо. Если мотор не от автомобиля, а от культиватора, это не значит, что он будет работать на всем, что горит. Да, горит, но в результате прогорают клапаны, поршни, происходит заклинивание…

Не единичны случаи, когда пахать отправляются вообще без воздушного фильтра. Осенью его зачем-то сняли, куда-то положили, а куда – через полгода забыли. А, и так сойдет. Не сойдет, потому что вы обрабатываете почву и без пыли при этом не обойтись. Еще одна распространенная причина проблем – культиватор кладут на бок. В результате масло из поддона перетекает куда угодно, даже в карбюратор. Культиватор должен всегда находиться в вертикальном состоянии.

Повторюсь, что при грамотной эксплуатации убить эту технику очень трудно. Даже если не угадаете с мощностью, будете мучиться только с тем, что у культиватора с малой мощностью неширокий захват, из-за чего на слишком большую для такой модели площадь обработки будет тратиться много времени. Но культиватор работать будет. По-настоящему убитую технику мне привозят с предприятий. У нее наработка, как правило, сумасшедшая плюс пофигизм тех, кто на ней работает. А в саду и огороде она способна годами работать.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из свободных источников
ABW.BY