В 50-60-е гг. разработчики вовсю экспериментировали с необычными микроавтомобилями, обозначаемых термином “моторная коляска” или просто мотоколяска, за которыми в советскую эпоху прочно закрепилась прилагательное “инвалидная”. На Западе же все было несколько иначе – в трудную послевоенную эпоху мотоколяски стали настоящим хитом в условиях, когда обычные легковушки большинству людей были просто не по карману.

В Германии их называли “кабиненроллерами”, во Франции “вуатюретками”, то есть “автомобильчиками”, но суть от этого не менялась – это были своего рода “гибриды” автомобилей и мотоциклов с необычной конструкцией кузова, мотоциклетным моторчиком объемом от 200 до 700 “кубиков”, обычно с тремя колесами и двумя сиденьями. Внешний вид производимых в Европе мотоколясок был куда интереснее и забавнее по сравнению с детищами советского автопрома: неспроста за многими из них ввиду округлой формы с большой площадью остекления закрепилось еще одно прозвище – Bubble Cars (“пузырь-мобили” или “автомобили-пузыри”).

Типичный “пузырь на колесах” – BMW Isetta, выпускавшаяся с 1955 по 1962 гг. как лицензионная (пускай и изрядно модернизированная) копия итальянской малолитражки Iso Isetta. Каких только прозвищ не было у этой машинки с кузовом в форме большого надутого пузыря с крохотными глазками-фарами – “катящееся яйцо”, “футбольный мяч” или “кувшин с йогуртом”!

Попасть внутрь Isetta можно было только через одну-единственную дверь, которая одновременно являлась и передком. За движение Isetta отвечал одноцилиндровый четырехтактный моторчик объемом 247 “кубиков” мощностью 13 л.с., которых хватало на то, чтобы разогнать Isetta до неплохих 85 км/ч. А все потому, что весила “малютка” всего 360 кг.

Самым известным “кабиненроллером” считается появившийся в 1953 году KR175 (и KR200 после модернизации в 1956 году) разработки.... Messerschmitt! Да-да, того самого Messerschmitt, знаменитого своими грозными истребителями времен Второй мировой войны! Даже кокпит кабины у KR175/200, получившего прозвище “Гроб для Белоснежки”, очень похож на самолетный!

Буквы KR в названии трехколесной машинки, созданной совместно с дизайнером инвалидных колясок Фрицем Фендом – сокращение от Kabinenroller, ведущее колесо тут – единственное заднее. В длину машинка достигала менее 3 м, а высоту была немногим больше метра и на восьмидюймовых колесиках могла разгоняться до 88 км/ч.

Еще одно творение немецкой инженерной мысли, созданное для потребителя разоренной послевоенной Европы – Zundapp Janus длиной 2,68 м. Название такое здесь неспроста – автомобильчик этот практически одинаков спереди и сзади, как тот самый двуликий Янус!

Но самое главное – эта миниатюрная машинка представляла, по сути, небольшой домик на колесах или избушку на курьих ножках, если хотите. В салоне спинка к спинке были установлены два дивана, которые, складываясь, образовывали кровать! Под сиденьями скрывался одноцилиндровый 248-кубовый моторчик мощностью 14 л.с., разгонявший автомобиль до 80 км/ч. Всего с июня 1957 года по октябрь 1958 года было выпущено 6900 единиц “Янусов”.

В Великобритании отношение к мотоколяскам особое – всенародная любовь к ним была поистине великой! Быть может именно поэтому ни один из “пузырь-мобилей” и “кабиненроллеров” не идет ни в какое сравнение с британским трициклом Peel P50 длиной всего 1,35 м! Эта малютка, оригинальная версия которой датируется 1962 годом, и до сих пор удерживает звание самого маленького серийного автомобиля в мире!

Забудьте про пробки – у 59-килограммовой машинки даже есть специальная ручка, чтобы водитель мог собственными руками развернуть ее или тянуть за собой как сумку на колесиках! Мощность двигателя составляла чуть более 4 л.с., но это не мешало машинке развивать максимальные 60 км/ч!

Наглядное представление о габаритах и маневренности P50 дает вот этот видеоролик!

Кстати, у P50 был “братик” – Peel Trident. Эту крошку ласково прозвали “летающим блюдцем” – в том смысле, что для “тарелки” он был все же крупноват! Некоторые эту британскую парочку с моторчиками объемом менее 50 “кубиков” до сих пор считают самым удобным видом транспорта для мегаполиса. Впрочем, рослые водители вряд ли с этим согласятся!

Популярность Bubble Cars и “кабиненроллеров” оказалась кратковременной – с ростом благосостояния европейцев росли требования к безопасности и комфорту автомобилей, поэтому к середине 60-х гг. прошлого столетия мотоколяски практически сошли со сцены и сегодня являются уделом развивающихся и слаборазвитых стран. Тем не менее, нынешняя эпоха – эпоха пробок, загазованности и нехватки мест на парковках – диктует свое: пройдет какая-нибудь пара десятков лет и нас ждет новый всплеск популярности одно- и двухместных городских транспортных средств с малолитражными или электрическими моторчиками!

Максим АБЛОВ
ABW.BY

Фото производителей и из открытых источников