Я окончила автошколу относительно недавно. Мой водительский стаж на сегодняшний день составляет всего два с половиной года. Уже целых полгода я могу позволить себе ездить без знака "70", который на самом деле очень усложняет жизнь новичка. С другой стороны, он действительно предупреждает окружающих водителей о той опасности, что несет в себе только окончивший автошколу водитель.

Что скрывается за знаком "70"

Мне очень хотелось бы поделиться тем, как проходит обучение в автошколе. Может, после этого более опытные водители по-другому будут относиться к выпускникам курсов "взлет - посадка". И очень хочется надеяться, что что-то изменится в лучшую сторону. Хотя установленные по требованию президентского указа видеорегистаторы тут, конечно, ни при чем. Все - в головах. В желании сэкономить на бензине - с одной стороны. В моральной неготовности некоторых управлять транспортным средством, но с огромным шилом пониже спины - с другой.

Сразу оговорюсь, что никого из новичков не оправдываю. Я побывала в этой шкуре и с полной ответственностью могу заявить, что неуч на дороге - это кошмар. Осознание того, что ты всем мешаешь, - невеселое занятие. Хорошо, когда это понимаешь и предпринимаешь попытки исправить положение. Другое дело, когда человек знает, что он неуч, но и ведет себя на дороге соответственно: я учусь, что с меня взять? И всю дорожную ситуацию воспринимает только с точки зрения того, что вокруг все сволочи, никто не хочет войти в его положение, понять и простить. А еще страшно, когда вчерашний выпускник автошколы шпарит по трассе за 100 км/ч, обгоняет, "подрезает" и чувствует себя королем. Но, как говорили в комментариях к моим предыдущим статьям, "дорога все видит и наглости не прощает".

Мои первоначальные попытки обуздать автомобиль можно прочесть в первой части "Дневника "водятела". Тогда я находилась в самом начале становления себя как водителя. Становление продолжается, навыков чуть больше, но все равно еще недостаточно, чтобы считать себя настоящим водителем. Не буду называть школу, в которой училась, по той простой причине, что, на мой взгляд, 90% минских автошкол одинаковы. Я общалась со многими вчерашними выпускниками - подготовка практически нигде не отличается. За исключением одного: орут на тебя в процессе обучения или нет. На меня не орали, и в первую нашу встречу с инструктором я подумала, что мне несказанно повезло с ним, настолько он был спокоен, уравновешен и с чувством юмора.

Теоретические занятия большого следа в душе не оставили - мы просто перечитывали вслух ПДД. По некоторым пунктам было дано объяснение. Единственное, что действительно запало в душу, - первое занятие. На нем мы смотрели фотографии самых страшных аварий в РБ за последние несколько лет. На мой взгляд, это очень наглядно демонстрирует, что за пресловутыми "правами", то есть водительским удостоверением, стоит ответственность за чужие жизни. Не знаю, как на других, но на меня эти фотографии произвели очень сильное впечатление. Может быть, потому, что я их видела с точки зрения родителя, мамы и понимала, что безликие трупы на обочине дороги - это чьи-то дети. Для молодежи это, возможно, не так информативно, но, я уверена, также оставило след в душе. Однако теорию можно выучить и самостоятельно, не посещая автошколу, а вот о практике - отдельный разговор.

Не знаю, как в других автошколах, но в моей, с моим инструктором, одно практическое занятие длилось 50-60 минут. Чаще инструктор объединял два занятия в одно, но проводил его почему-то полтора часа. Он был отец-герой, имел троих детишек-погодков, любил "стрелять" у девчонок из группы деньги на сигареты, а мне очень тонко намекал, что лампочки в фарах очень дорого стоят, а их нужно менять. В то же время он мог забыть прийти на назначенное дополнительное (платное) занятие. Перед началом каждого "урока" давал на подпись ведомость, где уже был расписан весь план нашего с ним обучения. Ну кому охота ссориться с инструктором в начале обучения? Естественно, я расписывалась. До конца надеясь, что "откатаю" положенное мне время. Надежда, как говорится, умирает последней.

И вот я с водительским удостоверением на руках сажусь в собственную машину.

Что же я умею? В первые дни оказалось, что НИ-ЧЕ-ГО.

Все мои занятия проводились в совершенно безлюдных районах. У меня это было или Сухарево утром, когда людей и машин еще нет, или новостройки в районе Кунцевщина - Ждановичи в дневное время, а там никогда никого нет. Проездив все занятия по прямой, при отсутствии пешеходов и встречно-попутного транспорта, я считала себя чуть ли не асом вождения. И только покатавшись самостоятельно несколько месяцев, я как-то вспомнила, что за все время моего обучения у меня был только один (!!!) поворот налево в напряженном месте. Это был перекресток Тимошенко - Одинцова. Там нет стрелки, поворачивать нужно, пропустив встречный поток. Ну и там я здорово "ступила", высунув "морду" за пределы границ перекрестка, но наотрез отказавшись продолжать движение на желтый сигнал светофора, чем вызвала сильный взрыв эмоций у инструктора. Забыла со страху, что, выехав на перекресток, должна закончить поворот, а инструктор только кричал "Едь!", ничего не объясняя. После этого в такие места меня больше не возили, все мои повороты налево были или на Т-образных перекрестках, или в абсолютно безлюдных местах. Когда я выехала в город самостоятельно и поняла, что Минск, как назло, состоит из одних левых поворотов, меня охватил сначала ужас, потом ступор, потому что, кроме теории, за плечами не было ничего.

Что особенно запало в душу уже после получения "прав" - "умение" трогаться с места. В устах инструктора это звучало так: видим запрещающий сигнал светофора, начинаем притормаживать до полной остановки. Остановились, тут же включили 1-ю передачу и сидим, ждем желтый сигнал. Дождавшись, плавно отпускаем сцепление, и когда машина начинает катиться, так же плавно добавляем "газ". Так я проездила все занятия по городу. И очень гордилась собой за то, что умею очень плавно трогаться. Одно только не учла - все занятия я ездила на скорости 30-40 км/ч, не выше третьей передачи. И отношение других водителей к машине с буквой "У" на крыше гораздо спокойнее и деликатнее, чем к авто со знаком "70" на заднем стекле.

Когда я в свой первый самостоятельный выезд "в город" попыталась тронуться таким способом на перекрестке, мой автомобиль просто дернулся и заглох, чем поверг меня в дикий ужас и смятение. Так как другого способа тронуться с места я не знала и даже не предполагала, что он существует, можете представить мое состояние, когда автомобиль глохнет после каждой остановки на светофоре. Было "весело"!

Как оказалось, тормозить правильно я тоже не умею. Инструктор всегда говорил, что тормоз выжимается одновременно со сцеплением. И здесь опять-таки сказалось то, что скорость передвижения учебного автомобиля по городу не превышала 40 км/ч. Никаких пояснений о дальнейшей самостоятельной езде не давалось, а я не спрашивала в силу того, что в тот момент не видела различий между управлением машиной на скорости 40 и, например, 90 или выше.

Везу родителей в гости к родственникам. Могилевская трасса, съезд в сторону Бобруйска. Я уже очень опытная - целых 2 месяца за рулем, уже умею правильно трогаться. В машине 3 пассажира плюс я и полный багажник подарков. Разгоняюсь где-то до 90 (знак "70" сзади, но мы же уже профессионалы). В один из моментов, попав в "колею", решаю притормозить и, естественно, по привычке выжимаю сцепление. Отец, сидящий рядом, в первое мгновение даже не сообразил, почему меня резко унесло в другую полосу, потом вернуло, опять унесло, опять вернуло. Когда он увидел, что моя левая нога выжимает сцепление, а правая жмет на тормоз… Обычно при мне он не ругается. Но благодаря великому и могучему и истошному крику "Отпусти сцепление!" я выровняла машину. Хорошо, что руль держала мертвой хваткой и что на дороге была совершенно одна…

Больше сцепление при торможении я не выжимала. А позже узнала, что его лучше вообще не трогать чуть ли не до полной остановки. Но это было намного позже, уже с другим инструктором, с которым я "каталась" по собственной инициативе следующей зимой и училась с ним в снегопад проходить заносы, ловить машину на льду, выгребаться из сугробов и еще много чему интересному, ради чего собственно и пошла учиться в автошколу именно зимой. Но чего не получила даже приблизительно.

Самое страшное в первые дни самостоятельных выездов - это в темноте, особенно в дождь, определить, в какой полосе двигаются машины позади. Каждое перестроение из полосы в полосу, когда фары следующих позади машин сливаются в одно "северное сияние", я считала личным подвигом и рисовала себе дома "Звезды героя". Ведь за время обучения у меня было только одно занятие в темноте в безлюдном Сухарево. Никаких машин позади не было. Впрочем, впереди тоже. За город мы с инструктором так и не выехали, хотя он обещал. Может, жена не разрешила возить женщин за город?

Жизнь отличается от обучения

Почитав эту статью, можно подумать, что я из тех, кто вечно всем недоволен, зря "гоню" на инструктора и т.д. На самом деле есть много моментов, за которые я ему благодарна. Все занятия на автодроме не прошли для меня даром. И если бы первые месяцы я не пыталась изобрести велосипед и при парковках помнила, чему меня научил Сергей, жизнь была бы намного проще. Потому что все, что я постигала методом проб и ошибок, было сто раз говорено на занятиях, но почему-то выветрилось из головы с получением "прав". А потом вдруг как-то вспомнилось: "Сдавайте назад, пока до стоящей на парковке машины не останется приблизительно полтора метра. Остановились, выкрутили руль до упора в сторону этой машины. Плавно тронулись и поставили машину параллельно припаркованной. При этом постоянно смотрим в оба боковых зеркала, оцениваем расстояние до машин по бокам. Выровняли машину - остановились. Повернули руль на два оборота в противоположную сторону. Плавно заехали на парковку, продолжая смотреть в оба зеркала. Остановились. Вздохнули с облегчением. Выезжаем…"

Все это было сказано столько раз, что помнилось наизусть. Но в первые самостоятельные выезды хотелось заезжать на парковку безо всяких остановок, чуть ли не с разгону, чтобы показать всю свою "крутизну". А выливалось в то, что пыталась заехать 5-10 раз и все равно не попадала в пространство между машинами. Или попадала так, что или самой не выйти, или соседнему водителю не сесть. Или занять сразу 2-3 места. И по 15 минут маневрировать, выравнивая машину. А ведь все так просто: помнить то, чему научили. Смотреть по сторонам и перенимать опыт других водителей. Хотя есть, конечно, опыт, который перенимать не стоит. Но поездив самостоятельно, уже понимаешь, где за рулем водитель, а где недоученный ученик независимо от стажа вождения.

Когда я занималась со вторым инструктором, он как-то, глянув на соседнюю машину, сказал: "За рулем женщина, которая недавно получила "права". Я увидела знак "70" и подумала про себя, что это и так понятно. Потом в другой машине без знака он показал на молодого человека и тоже сказал: "Этот парень тоже совсем недавно за рулем". Знака "70" на машине не было. Я поинтересовалась, почему он так решил. Знаете, что он ответил? Эти люди улыбаются, глядя на учебную машину.

Давайте учиться и учить так, чтобы опытные водители улыбались, глядя на машину со знаком "70". Чтобы этот знак не вызывал неприязни, страха, недовольства, раздражения. Чтобы, увидев этот знак, люди радовались новому члену клуба "Великих посвященных". Чтобы все новички с этим знаком могли с уверенностью сказать: "Я это умею". Чтобы сводки ГАИ перестали каждый день шокировать страшными новостями с участием новичков. Тогда с уверенностью можно будет сказать: знак "70" - это круто. Это своя машина, полет души, открытая дорога до самого горизонта.

Не это ли мечта выпускника автошколы?

Людмила ЛЫСЮК
Специально для ABW.BY
Фото из архива редакции

Материалы по теме

Код доступа к логике женщины за рулем, или Дневник "водятела"

Мадам паркуется по звуку, или Дневник "водятела", вторая часть

"Станция технического обмана", или Дневник "водятела", третья часть

Осторожно, "олени" за рулем, или Дневник "водятела", четвертая часть