Впервые КАМАЗ-53949 был представлен в рамках XVIII Международной выставки средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех-2014" (Москва, 21-24 октября). Бронеавтомобиль разрабатывался по заказу минобороны РФ. Техническое задание предусматривало достижение следующих параметров: полная масса - до 14 тонн; грузоподъемность - 2 тонны; мощность двигателя - 350 л.с.; возможность перевозить до 10 членов экипажа, включая водителя и командира; полный привод; способность преодолевать подъем до 31 градуса и брод до 1,9 м; запас хода - 1200 км; высокий уровень противоминной и баллистической защиты; возможность установки 14,5-миллиметрового пулемета КПВТ с дистанционным управлением; использование боестойких колес с шинами 14.00 R20.

Предполагалось, что самый маленький "Тайфун" (отсюда и прозвище "Тайфуненок", которое автомобиль получил еще на стадии проектирования) будут закупать и сухопутные войска, и ВДВ, и морская пехота. Он мог бы использоваться для охраны и сопровождения колонн, санитарной перевозки, ведения инженерной и радиационной, химической и биологической разведки. Его можно было бы применять как разведывательную и командно-штабную машину, машину огневой поддержки. В общем, КамАЗ-53949 должен был стать базовой моделью, на основе которой могли бы производиться самые различные модификации под потребности армии.

Конструкторы успешно справились со всеми поставленными задачами - в целом KАМA3-53949 понравился военным. Однако проектирование машины начиналось еще тогда, когда никаких антироссийских санкций не было. Поэтому в конструкции "Тайфуненка" широко применялись импортные узлы и агрегаты: двигатель - американский Cummins 6SIBe 350; автоматическая коробка передач - Allison; мосты с независимой подвеской - Timoney (Ирландия), алюмо-керамическая броня - от израильской компании Plasan Sasa; шины - Michelin, оптика - Hella. Опять же вся электроника импортная. Но политическая ситуация в мире из-за известных событий резко изменилась, в результате минобороны теперь отказывается от приобретения нового бронеавтомобиля.

Разработчики предложили заменить часть компонентов на отечественные: например, установить камазовские двигатель и механическую коробку передач, керамическую броню производства НИИ стали. Однако все понимают, что это будет уже совсем другая машина, с другими характеристиками…

Тем не менее "Тайфуненок", видимо, все же пойдет в серийное производство: как сообщает газета "Взгляд", серьезный интерес к нему проявило министерство внутренних дел. Сейчас обсуждается вопрос поставок этих автомобилей во внутренние войска. Правда, уже под названием "Патруль-А".

Тут стоит отметить, что на той же выставке "Интерполитех-2014" демонстрировался просто "Патруль" - "бюджетный" броневик с колесной формулой 4х4 на шасси КАМАЗ-43501, разработанный по заказу ВВ МВД России известным производителем спецтехники военного назначения ЗАО "Астейс". Этот автомобиль проще и не так хорошо защищен, но у него есть другое достоинство - невысокая цена.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото www.arms-expo.ru, ТАСС, Евгений Чесноков/"Русский Блогер"