Надо отметить, что еще в середине января в Интернете появилась информация о том, что украинские военные недовольны бронеавтомобилями "Спартан": мол, конструкция сырая, эксплуатация в реальных условиях вскрыла много недостатков. По СМИ прошелся "список Алексея Мочанова" из 17 пунктов, описывающий имеющиеся проблемы новой техники. В частности, были жалобы на то, что ходовая часть на многих "Спартанах" не выдержала эксплуатационных нагрузок, из-за чего произошли обрывы кронштейнов амортизаторов поперечной устойчивости; что у машин подтекает масло из амортизаторов и отсутствует место для запасного колеса; что невозможно включить передний мост из кабины - для использования полного привода требуется покидать машину и включать его вручную; что у 60% броневиков срабатывает индикатор неисправности двигателя, так как возможности армейского снабжения не позволяют поставлять топливо требуемого качества; что во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары; что техническое обслуживание "Спартанов" возможно только в условиях специально оборудованных СТО, так как для этого требуется ряд специфического оборудования и компьютерная диагностика. Высказывались претензии также к защите и вооружению бронеавтомобилей. Например, лобовая броня была признана недостаточной, так как при первом же попадании осколка или пули машина может выйти из строя. Лобовое стекло не выдерживает второго выстрела из стрелкового оружия. При стрельбе из пулемета, установленного на верхнем люке, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что может привести к поломке двигателя. Конструкция турели делает невозможной прицельную стрельбу в движении.

А в минувший понедельник в украинских СМИ началась уже настоящая паника: "КрАЗы-Спартаны" не выдерживают военных нагрузок! Мол, как только бронеавтомобили в конце декабря поступили на передовую в распоряжение частей ВСУ, бойцы сразу же стали отмечать слабую ходовую часть. И вот меньше чем через месяц один из "Спартанов" и вовсе лишился колеса!

"При всех плюсах шасси Ford F550 не выдерживает нагрузок и увеличенной до 8 тонн массы в результате бронирования, - резюмировало ситуацию авторитетное издание AUTO-Consulting. - Причем это далеко не единственный недостаток "КрАЗ-Спартан". Конечно, такой броневик - это лучше чем ничего, но чтобы через месяц эксплуатации новенький автомобиль встал на прикол - это недопустимо. Необходимо срочно вносить изменения в конструкцию машины".

Через несколько дней после публикации Кременчуг откликнулся… призывом ко всем представителям СМИ "не забывать о профессиональной этике при подаче информации" и к "сдержанности в оценках, уважению к труду и конструктивному диалогу".

"Мы убеждены, что профессионал никогда не станет строить материал на непроверенной информации, взятой из сомнительных источников, тем более подтасовывать факты, - говорится в заявлении ПАО "АвтоКрАЗ". - Шумиху вокруг статьи о якобы ненадежности бронеавтомобилей "КрАЗ-Спартан" предприятие считает некорректной и не соответствующей истинному положению дел. В данном случае наше отношение к высокой ответственности тех, кто информирует общественность, вступает в противоречие с подходом, который демонстрируют отдельные журналисты.

Суть в том, что из российских соцсетей взята фотография броневика "КрАЗ-Спартан" полуторамесячной давности с поврежденным левым передним колесом, имеющая пометку: "Подробности неизвестны". Некоторые украинские СМИ это фото пытаются трактовать как поломку броневика при обычной эксплуатации спустя месяц работы. Более того, на основании этой фотографии пытаются делать системные выводы по этой модели. Хотя даже российские комментаторы отписались в соцсетях под снимком: "… но жизни спасены - задачу свою машина выполнила…"

Очевидно, что поломка техники - это не что-то сверхъестественное. Шаттлы взрывались на старте, истребители падали во время обычного полета, колеса отрываются и на ровной дороге, а тут война.

Нужно дотошно разбираться по каждому конкретному случаю, что мы и делаем. Для этого есть свои механизмы: комиссии с профессионалами, отчеты об эксплуатации, рекламационные акты. Пока из всего этого у КрАЗа только слова благодарности от спасенных бойцов и их командиров.

Уважаемые журналисты! Поверьте, нам очень полезна ваша критика, если она конструктивная, - это позволяет делать нашу продукцию лучше. Но мы не согласны с необъективностью и предвзятостью. Необъективные, искусственно созданные новостные поводы на основе сомнительных источников вредят репутации КрАЗа, болезненно задевают достоинство трудового коллектива Кременчугского завода, который в тяжелейших условиях выполняет оборонные заказы.

КрАЗ, быстро переориентировавшись в сложнейшей экономической и политической ситуации в стране, в 2014 году разработал и произвел около 200 единиц бронетехники. Автозаводцы трудились в две-три смены! Мы не хотим обижать коллег по "бронированному цеху", но статистика говорит о том, что КрАЗ продемонстрировал лучший среди производителей результат. У КрАЗа - свой фронт, и мы, как и любой боец на передовой, ждем от вас поддержки и понимания. КрАЗ делал и делает все для скорейшей победы и восстановления мира в Украине. С уважением, трудовой коллектив ПАО "АвтоКрАЗ".

Что и говорить, мощная отповедь! Особенно впечатлили аргументы в оправдание о шаттлах, которые "взрывались на старте", и о колесах, которые "отрываются и на ровной дороге". Но возникает вот такой вопрос: если "подробности неизвестны" (возвращаясь к фото "Спартана" с оторванным колесом), откуда тогда уверенность, что "жизни спасены"? Можно ли верить всему, что пишут "российские комментаторы" в соцсетях?

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото ПАО "АвтоКрАЗ", AUTO-Consulting