Мишель Ферри - главный комиссар автомобильного клуба Монако, основатель юниорского ралли "Монте-Карло", председатель клубов "Феррари Монако" и "Харли-Дэвидсон Монако", организатор основных автомобильных мероприятий в Монако. 

- Вы являетесь организатором чуть ли не самых зрелищных гонок планеты: это и самый зрительский этап Формулы-1, и олдтаймер-ралли, и первая в сезоне чемпионата мира по ралли гонка "Монте-Карло". Как вам это удается?

- Впервые Гран-при Монако прошло в 1929 году. Тогда это была отдельная гонка, да и Формулы-1 еще не было. В те времена многие считали монегасков безумцами как раз за то, что они согласились проводить гонки на улицах города. Но тогда у нас не было выбора: чтобы попасть в Международную автомобильную федерацию, нужно, чтобы гонка проводилась на территории страны. В нашем распоряжении были только городские дороги. На самый первый Гран-при Монако, кстати, попасть можно было только по приглашению.

- Городская трасса накладывает свой отпечаток на меры безопасности…

- До начала 70-х гоночная трасса отличалась от гражданской лишь тем, что на время гонки убирались припаркованные на ней автомобили местных жителей. Сегодня на время Гран-при используются все возможные меры безопасности. Но они не должны мешать городу. За семь недель до гонки и четыре недели спустя вы не найдете ничего, что напоминало бы о Формуле-1. 

В этом изюминка Монако: каждая гонка - это не только спортивное, но и гламурное мероприятие, где наряду с шикарными автомобилями можно встретить множество звезд и просто незабываемо провести время. Но это никого не удивляет. Удивляет то, что каждый год мы строим все почти с нуля: ограничители, трибуны, телекоммуникационные системы… Если выйти на улицу, можно увидеть небольшие металлические люки - такие встречаются по всему Монако. Под ними находится все что надо. В нужный момент их просто снимают и ставят крепление для ограничителей или трибун. Под тротуарами проходят кабели, позволяющие подключить экраны, компьютеры и другую технику на время Гран-при. 

Кроме того, каждый год мы привариваем люки на время гонки, меняем покрытие одной трети трассы - каждые три года она полностью обновляется. Материал привозят из Англии - это сочетание асфальта и абразива, который помогает снизить скорость на наиболее коварных поворотах, а заодно имеет шумопоглощающие свойства, ведь это все-таки дорога общего пользования! И все же на время Формулы-1 большинство жителей Монако стараются уехать из города. Это весь остальной мир сходит с ума по Гран-при, а для них в такие дни слишком шумно, многолюдно и сплошные пробки. 

- И все равно самые ярые фанаты стремятся посмотреть именно Гран-при Монако…

- Я за то, чтобы Формула-1 проходила по всему миру, не только в Европе. Старый Свет сегодня уже не самое лучшее место для проведения Гран-при. Здесь все тяжелее привлекать спонсоров и новых зрителей - за этим надо отправляться в Россию, Китай, Бразилию, Индию. Там много внимания уделяется спорту и очень много потенциальных зрителей. 

- Однако Формула-1 далеко не единственное ваше мероприятие, не так ли?

- В Монако организуется 7 гонок - это ралли "Монте-Карло", историческое ралли для машин до 1980-х годов, есть гонки для автомобилей, использующих альтернативные виды топлива, и для электромобилей, исторический Гран-при на старых гоночных авто, а в 2015 году у нас впервые пройдет этап Формулы-Е - Формулы-1 для электромобилей. 

Стартовала эта гонка в сентябре в Пекине. Наша трасса будет чуть короче той, что используется в классическом Гран-при, вместо пит-стопов - одна смена автомобиля, а многие пилоты - Ярно Трулли, Ник Хайдфельд, Николя Прост - ранее участвовали в гонках Формулы-1. Это только кажется, что электромобили не такие скоростные, но болиды Формулы-Е разгоняются до 100 километров в час всего за 3 секунды!

Сезон гонок открывает ралли "Монте-Карло" - этап чемпионата мира по ралли (WRC). Именно эта гонка считается одной из самых престижных и самых зрелищных, потому что трасса спецучастков зажата между французскими Альпами и Ривьерой, асфальт сменяется льдом, а крутые "шпильки" следуют одна за другой. Если ты вылетаешь с трассы, то в дерево или скалу, если побеждаешь - значит, помимо пилотирования ты еще неплохо умеешь анализировать постоянно меняющиеся дорожные условия и слушать свой автомобиль и штурмана рядом. Но все же я считаю, что будущее не за WRC с его шумными автомобилями, а именно за Формулой-Е. Я всегда смотрю вперед - в завтра и послезавтра, а будущее - за новыми технологиями.

- Тем не менее вы тепло относитесь и к историческому ралли. 

- Да, историческое ралли Монте-Карло не лишено своего шарма. Участники стартуют из своих городов, будь то Осло, Глазго или Барселона, и встречаются в Монако, где проходит часть трассы, которая затем уходит в сторону Франции. Это настоящая гонка для исторических автомобилей - у нас были "москвичи" и ВАЗы пару лет назад… 

- А "запорожцы"?

- Нет, пока эта модель в наших гонках не участвовала. Но участники из Минска и из России у нас были. К тому же не все приезжают на местных автомобилях. Например, в прошлом году к нам приезжала большая команда из Латвии на Jaguar E 1960-х годов - целых пять машин!

- В вашей жизни есть что-то еще кроме гонок?

- Когда я был молод, участвовал в гонках, но теперь я организатор, поэтому сам участвовать в них не могу. Я компенсирую это тем, что гоняю на автомобилях из своей коллекции. Например, у меня на столе стоят игрушечные модели всех тех машин, которые есть в моем гараже, но уже в реальном размере. Вот Renault ZOE - это так, на каждый день. Mercedes-Benz 300SL Roadster 1962 года я беру, чтобы съездить в Сан-Тропе. Но моя любимица - желтая Ferrari 275 GTB, на ней я езжу в Италию. Что кроме машин? Harley-Davidson, девушки и водка! 

Ольга ЦВЕТКОВА

Фото автора
Специально для ABW.BY