История внедорожника УАЗ Hunter, разработанного в 1972 году по заказу Минобороны СССР, подходит к завершению. В конце 2015 года Ульяновский завод решил прекратить производство легендарного "козлика", он же УАЗ-469, и отметить это событие выпуском лимитированной "Победной серии". Мы решили вспомнить этот легендарный внедорожник. 

Автомобиль известен публике под разными именами: УАЗ-469, УАЗ-3151, UAZ Hunter. Его история началась в конце 1950-х годов - именно тогда приступили к разработке внедорожника. Лендлизовские джипы уже окончательно исчерпали ресурс, а ГАЗ-69 перестал удовлетворять современным требованиям - нужно было что-то новое. Но серийная сборка началась лишь в 1972-м. Долгая разработка оказалась предвестницей долгой жизни. УАЗ пережил всех сверстников - "Волгу", "москвича" и вазовскую "классику".

В конце 50-х требования военных были однозначны: новому армейскому внедорожнику нужна полностью независимая подвеска, клиренс 400 мм, чтобы проходить по танковой колее, и возможность транспортировать до 7 человек или 800 кг груза. Причем кузов автомобиля должен быть унифицированным для любых перевозок, в то время как у предыдущего армейского джипа было две модификации - трехдверный грузовой ГАЗ-69 и пятидверный пассажирский ГАЗ-69А.

Окончательно все было утверждено 1 ноября 1960 года, а в 1961-м был собран первый образец внедорожника УАЗ-469. Машина получила лонжеронную раму, верхнеклапанный 75-сильный мотор, ставившийся также на новую "Волгу" ГАЗ-21, и 4-ступенчатую КПП. Передний привод был спроектирован отключаемым, раздаточная коробка-демультипликатор находилась в одном корпусе с КПП, что выгодно отличало новый внедорожник от ГАЗ-69, где карданная передача между узлами создавала большую часть шумов и вибраций. Было решено применить зависимую мостовую схему подвески, оставив в конструкции колесные редукторы. Клиренс составил 300 мм. 

В 1961 году УАЗ прошел сравнительные испытания с внедорожниками стран НАТО. Средняя Азия, Памир, Каспийское море и назад вдоль Волги - таким был маршрут пробега. Поговаривают, что тесты закончились обездвиживанием иностранных конкурентов. Как было на самом деле, сейчас установить затруднительно, но мы тоже делали что-то подобное…

Совместные учения - сравнительный тест-драйв аbw.by внедорожников УАЗ-469, Hummer H1, Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser 70-й серии.

В начале 70-х "козлик" начали серийно выпускать в двух версиях: военной (УАЗ-469) с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом и упрощенной гражданской (УАЗ-469Б, буква "Б" означала "безредукторный"). До этого с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий.

У гражданской версии автомобиля не было пускового подогревателя и экранированного электрооборудования, а ведущие мосты сопровождались одноступенчатой главной передачей без бортовых редукторов. Дорожный просвет 469Б равнялся 220 мм.

УАЗ-469 мог перевезти 5 пассажиров в салоне, а в заднем отделении - еще двоих на откидных стульях или багаж. На испытаниях машина спокойно брала на борт двоих и 600 кг груза или 7 человек и 100 кг и тянула за собой прицеп ГАЗ-407 с балластом 850 кг.

С историей автомобиля также можно познакомиться в видеосюжете российских коллег. 

Напоследок Ульяновский автозавод вскоре выпустит серию УАЗ Hunter в честь фильма "В бой идут одни "старики". На боковинах прощального Hunter нанесен нотный стан по аналогии с истребителем командира эскадрильи по прозвищу Маэстро. В комплекте с машиной идут армейская плащ-палатка, вещмешок с нашивками, солдатский котелок, топор и лопатка.

Факты об УАЗ-469

  • По узлам шасси и трансмиссии модели 452 (более известная как "буханка") и 469 были унифицированы: имели 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на двух верхних ступенях, 2-ступенчатую раздаточную коробку и отключаемый передний мост. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной, с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины - лонжеронная с поперечинами. Словом, конструкция УАЗ-469 была воплощением не революционных, а эволюционных решений.

  • Но были и нестандартные решения. Прежде всего это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на армейской модификации УАЗ-469. Редукторы позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 до 300 мм, но и усилить тяговые возможности машины. А поскольку колесные редукторы имели передаточное число 1,94, то передаточное число главной передачи было уменьшено до 2,77 (против 5,125 у УАЗ-469Б), что позволило сделать более компактным картер главной передачи.

  • UAZ Hunter, появившийся в 2003 году, получил передние дисковые тормоза и пружинную подвеску, современные мосты типа Spicer, гидроусилитель руля, 16-клапанный двигатель ЗМЗ-409 и 5-ступенчатую коробку передач. Также появились различные пластиковые накладки внутри и снаружи.
  • Владельцы шутят, что главный источник шума в УАЗ-469 - это сам УАЗ-469. Трудно найти в этой машине деталь или узел, которые бы сохраняли тишину во время движения. В нем шумит и гремит практически все.

  • В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4000 метров.
  • В 1978 году гонщик Мартолетти на УАЗ-469 получил награду - серебряный домкрат - за победу в чемпионате Италии по автокроссу.

  • Beijing BJ2020S (BJ212) - китайский внедорожник "Бэйцзин" BJ212, вариант армейского внедорожника, разработанный без участия СССР на основе ходовой части лицензионного ГАЗ-69 и элементов кузова УАЗ-469. На базе данной модели по настоящее время выпускаются многочисленные модификации с разнообразными кузовами (фаэтон, универсал, фургон и пикап) и бензиновыми и дизельными двигателями.
  • Обычный УАЗ-469 установил новый мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместились 32 человека - примерно столько пассажирских мест в рейсовом автобусе. УАЗ-469 с полной загрузкой проехал необходимые 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда.

  • Нужно проехать на УАЗе по любой грязи или колее в поле, чтобы понять, для чего его создали: первые УАЗы сопровождали танковые колонны на поле боя и предназначались для доставки личного состава к месту выполнения боевой задачи. К определенным особенностям УАЗов можно отнести и наличие двух бензобаков. 

  • Одним из особенных качеств УАЗа является его пригодность к доработкам, переделкам и тюнингу. Благодаря достаточно простой конструкции и невысокой стоимости УАЗы позволяют проводить над собой крайне удачные эксперименты в плане улучшения проходимости и ходовых качеств, а также предоставляют неограниченное поле деятельности для тюнинга практически под любые нужды.

Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY
Фото из открытых источников

Технические характеристики УАЗ-469 УАЗ-469Б
Габариты и размеры
Длина, мм 4025
Ширина, мм 1785
Высота, мм 2050
Колесная база, мм 2380
Колея, мм 1448 1442
Дорожный просвет, мм 300 220
Угол въезда, град 52 50
Угол съезда, град 42 40
Радиус переката, мм 1460 1560
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м 6,5
Максимальный преодолеваемый подъем, град 31
Количество мест 7
Максимальная полная масса прицепа, кг 850
Двигатель
Марка УМЗ-451МИ УМЗ-451М
Тип рядный четырехтактный карбюраторный
Количество цилиндров, шт. 4
Рабочий объем двигателя, куб. см 2445
Мощность двигателя при 4000 об/мин, л.с. 75
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 100
Разгон до 100 км/ч, с 80
Расход топлива, л/100 км при 90 км/ч 16
Емкость топливного бака, л 78 (2 х 39)
Кузов
Тип цельнометаллический, сварной, универсальный, четырехдверный, открытый, со съемным тентом и задним откидным бортом, смонтирован на жесткой на кручение лонжеронной раме, ветровое стекло открывается вперед и закрепляется на капоте двигателя
Трансмиссия
Колесная формула 4х4
Коробка передач механическая 4-ступенчатая
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Передаточные числа раздаточной коробки:
- прямая передача 1,00
- понижающая передача 1,94
Общее передаточное число ведущих мостов 5,380 5,125
Передаточное число главной передачи 2,770 5,125
Тормоза колодочные на всех колесах с гидравлическим приводом
Мосты ведущие мосты с двойной главной передачей (удлиненный картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерен с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает) ведущие мосты с одинарной главной передачей
Передняя подвеска зависимая на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия
Задняя подвеска зависимая на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия
Электрооборудование
Номинальное напряжение, вольт 12
Тип экранированное неэкранированное

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!