Автомобиль известен публике под разными именами: УАЗ-469, УАЗ-3151, UAZ Hunter. Его история началась в конце 1950-х годов - именно тогда приступили к разработке внедорожника. Лендлизовские джипы уже окончательно исчерпали ресурс, а ГАЗ-69 перестал удовлетворять современным требованиям - нужно было что-то новое. Но серийная сборка началась лишь в 1972-м. Долгая разработка оказалась предвестницей долгой жизни. УАЗ пережил всех сверстников - "Волгу", "москвича" и вазовскую "классику".
В конце 50-х требования военных были однозначны: новому армейскому внедорожнику нужна полностью независимая подвеска, клиренс 400 мм, чтобы проходить по танковой колее, и возможность транспортировать до 7 человек или 800 кг груза. Причем кузов автомобиля должен быть унифицированным для любых перевозок, в то время как у предыдущего армейского джипа было две модификации - трехдверный грузовой ГАЗ-69 и пятидверный пассажирский ГАЗ-69А.
Окончательно все было утверждено 1 ноября 1960 года, а в 1961-м был собран первый образец внедорожника УАЗ-469. Машина получила лонжеронную раму, верхнеклапанный 75-сильный мотор, ставившийся также на новую "Волгу" ГАЗ-21, и 4-ступенчатую КПП. Передний привод был спроектирован отключаемым, раздаточная коробка-демультипликатор находилась в одном корпусе с КПП, что выгодно отличало новый внедорожник от ГАЗ-69, где карданная передача между узлами создавала большую часть шумов и вибраций. Было решено применить зависимую мостовую схему подвески, оставив в конструкции колесные редукторы. Клиренс составил 300 мм.
В 1961 году УАЗ прошел сравнительные испытания с внедорожниками стран НАТО. Средняя Азия, Памир, Каспийское море и назад вдоль Волги - таким был маршрут пробега. Поговаривают, что тесты закончились обездвиживанием иностранных конкурентов. Как было на самом деле, сейчас установить затруднительно, но мы тоже делали что-то подобное…
Совместные учения - сравнительный тест-драйв аbw.by внедорожников УАЗ-469, Hummer H1, Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser 70-й серии.
В начале 70-х "козлик" начали серийно выпускать в двух версиях: военной (УАЗ-469) с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом и упрощенной гражданской (УАЗ-469Б, буква "Б" означала "безредукторный"). До этого с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий.
У гражданской версии автомобиля не было пускового подогревателя и экранированного электрооборудования, а ведущие мосты сопровождались одноступенчатой главной передачей без бортовых редукторов. Дорожный просвет 469Б равнялся 220 мм.
УАЗ-469 мог перевезти 5 пассажиров в салоне, а в заднем отделении - еще двоих на откидных стульях или багаж. На испытаниях машина спокойно брала на борт двоих и 600 кг груза или 7 человек и 100 кг и тянула за собой прицеп ГАЗ-407 с балластом 850 кг.
С историей автомобиля также можно познакомиться в видеосюжете российских коллег.
Напоследок Ульяновский автозавод вскоре выпустит серию УАЗ Hunter в честь фильма "В бой идут одни "старики". На боковинах прощального Hunter нанесен нотный стан по аналогии с истребителем командира эскадрильи по прозвищу Маэстро. В комплекте с машиной идут армейская плащ-палатка, вещмешок с нашивками, солдатский котелок, топор и лопатка.
Факты об УАЗ-469
- По узлам шасси и трансмиссии модели 452 (более известная как "буханка") и 469 были унифицированы: имели 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на двух верхних ступенях, 2-ступенчатую раздаточную коробку и отключаемый передний мост. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной, с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины - лонжеронная с поперечинами. Словом, конструкция УАЗ-469 была воплощением не революционных, а эволюционных решений.
- Но были и нестандартные решения. Прежде всего это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на армейской модификации УАЗ-469. Редукторы позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 до 300 мм, но и усилить тяговые возможности машины. А поскольку колесные редукторы имели передаточное число 1,94, то передаточное число главной передачи было уменьшено до 2,77 (против 5,125 у УАЗ-469Б), что позволило сделать более компактным картер главной передачи.
- UAZ Hunter, появившийся в 2003 году, получил передние дисковые тормоза и пружинную подвеску, современные мосты типа Spicer, гидроусилитель руля, 16-клапанный двигатель ЗМЗ-409 и 5-ступенчатую коробку передач. Также появились различные пластиковые накладки внутри и снаружи.
- Владельцы шутят, что главный источник шума в УАЗ-469 - это сам УАЗ-469. Трудно найти в этой машине деталь или узел, которые бы сохраняли тишину во время движения. В нем шумит и гремит практически все.
- В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4000 метров.
- В 1978 году гонщик Мартолетти на УАЗ-469 получил награду - серебряный домкрат - за победу в чемпионате Италии по автокроссу.
- Beijing BJ2020S (BJ212) - китайский внедорожник "Бэйцзин" BJ212, вариант армейского внедорожника, разработанный без участия СССР на основе ходовой части лицензионного ГАЗ-69 и элементов кузова УАЗ-469. На базе данной модели по настоящее время выпускаются многочисленные модификации с разнообразными кузовами (фаэтон, универсал, фургон и пикап) и бензиновыми и дизельными двигателями.
- Обычный УАЗ-469 установил новый мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместились 32 человека - примерно столько пассажирских мест в рейсовом автобусе. УАЗ-469 с полной загрузкой проехал необходимые 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда.
- Нужно проехать на УАЗе по любой грязи или колее в поле, чтобы понять, для чего его создали: первые УАЗы сопровождали танковые колонны на поле боя и предназначались для доставки личного состава к месту выполнения боевой задачи. К определенным особенностям УАЗов можно отнести и наличие двух бензобаков.
- Одним из особенных качеств УАЗа является его пригодность к доработкам, переделкам и тюнингу. Благодаря достаточно простой конструкции и невысокой стоимости УАЗы позволяют проводить над собой крайне удачные эксперименты в плане улучшения проходимости и ходовых качеств, а также предоставляют неограниченное поле деятельности для тюнинга практически под любые нужды.
Юрий ГЛАДЧУК ABW.BY
Фото из открытых источников
Технические характеристики | УАЗ-469 | УАЗ-469Б |
Габариты и размеры | ||
Длина, мм | 4025 | |
Ширина, мм | 1785 | |
Высота, мм | 2050 | |
Колесная база, мм | 2380 | |
Колея, мм | 1448 | 1442 |
Дорожный просвет, мм | 300 | 220 |
Угол въезда, град | 52 | 50 |
Угол съезда, град | 42 | 40 |
Радиус переката, мм | 1460 | 1560 |
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 6,5 | |
Максимальный преодолеваемый подъем, град | 31 | |
Количество мест | 7 | |
Максимальная полная масса прицепа, кг | 850 | |
Двигатель | ||
Марка | УМЗ-451МИ | УМЗ-451М |
Тип | рядный четырехтактный карбюраторный | |
Количество цилиндров, шт. | 4 | |
Рабочий объем двигателя, куб. см | 2445 | |
Мощность двигателя при 4000 об/мин, л.с. | 75 | |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 100 | |
Разгон до 100 км/ч, с | 80 | |
Расход топлива, л/100 км при 90 км/ч | 16 | |
Емкость топливного бака, л | 78 (2 х 39) | |
Кузов | ||
Тип | цельнометаллический, сварной, универсальный, четырехдверный, открытый, со съемным тентом и задним откидным бортом, смонтирован на жесткой на кручение лонжеронной раме, ветровое стекло открывается вперед и закрепляется на капоте двигателя | |
Трансмиссия | ||
Колесная формула | 4х4 | |
Коробка передач | механическая 4-ступенчатая | |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая | |
Передаточные числа раздаточной коробки: | ||
- прямая передача | 1,00 | |
- понижающая передача | 1,94 | |
Общее передаточное число ведущих мостов | 5,380 | 5,125 |
Передаточное число главной передачи | 2,770 | 5,125 |
Тормоза | колодочные на всех колесах с гидравлическим приводом | |
Мосты | ведущие мосты с двойной главной передачей (удлиненный картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерен с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает) | ведущие мосты с одинарной главной передачей |
Передняя подвеска | зависимая на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия | |
Задняя подвеска | зависимая на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия | |
Электрооборудование | ||
Номинальное напряжение, вольт | 12 | |
Тип | экранированное | неэкранированное |
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт