Правый или левый?

Полгода назад мы убедились в том, что в условиях плотного городского трафика метание из ряда в ряд не даст существенной экономии времени при условии, что водитель в целом не нарушает ПДД. Очередная дуэль Ивана с Алексеем имеет несколько иные задачи. Главная - проверить, какая из полос все-таки быстрее, крайняя левая или средняя. Правую в расчет не берем из-за предсказуемых помех (общественный транспорт, поворачивающие соседи по потоку и т.д.). 

Ну а суть эксперимента проста. Иван выбирает крайний левый ряд и меняет его только при необходимости - если дальнейшему движению мешает поворачивающий налево транспорт. Алексей выбирает соседний, то есть один из средних рядов (на некоторых проспектах и улицах справа может быть еще одна, а то и две полосы). Оба водителя едут в потоке, не пытаясь опередить идущий впереди транспорт, - так мы действительно сможем увидеть, какой из рядов будет быстрее. 

Маршрут №1

Рабочий день близок к окончанию: на часах 16.40, так что на городских улицах оживленно. В том числе и на проспекте Независимости, с которого начинаем эксперимент. Первый отрезок точь-в-точь напоминает прошлогодний: едем по проспекту от Национальной библиотеки до аэропорта "Минск-1". 

Первые несколько километров оба водителя едут практически наравне: то один ряд чуть быстрее, то другой. Но затем Иван уходит в отрыв: сначала Алексей "застревает" на одном светофоре, затем на другом и…

На финише лидер заезда вынужден ждать и волноваться: куда подевался соперник? Он появляется лишь спустя 5 минут 12 секунд. И это на 11-километровом отрезке прямого, как стрела, проспекта!

Маршрут №2

Следующий отрезок проложен по второму транспортному кольцу - от улицы Володько до пересечения Орловской с проспектом Победителей. Данный маршрут примечателен тем, что сразу на нескольких крупных перекрестках есть поворот налево, следовательно, Ивану придется то и дело покидать свой ряд и перестраиваться вправо.

Так что часть маршрута оба водителя едут по одной полосе: Иван впереди, но и Алексей не так уж далеко… Однако это только до Харьковской. А затем между соперниками вновь растет разрыв. Итог - на промежуточном финише их разделяют 2 минуты 10 секунд. Левый ряд вновь оказывается быстрее!

Маршрут №3

Здесь все еще проще и уж совсем предсказуемо, ведь заключительный отрезок - это внутренняя часть МКАД от проспекта Победителей до Логойского тракта. Причем у водителей, выбирающих крайний левый ряд, имеется значительный бонус: им разрешено ехать на 10 км/ч быстрее (повышающий знак распространяется только на одну полосу). 

А посему Иван моментально уходит в отрыв, в то время как Алексей вынужден "тащиться" в среднем ряду, упираясь в более медленные машины. 

На 12 километрах дистанции Иван выигрывает 1 минуту 28 секунд, что, кстати, заметно меньше, чем на любом из городских отрезков. Ведь здесь разница только в чистой скорости - никаких задержек на светофорах. 

Итак, три раза подряд левый ряд действительно оказался быстрее, так что теория подтверждена, а закон подлости не сработал. Но не все так просто! Давайте-ка послушаем наших водителей.

Есть нюансы

Иван Кришкевич:

"Да, левый ряд быстрее, но с учетом многих оговорок. Во-первых, где-то мне просто повезло: как показывает практика, и в крайнем левом ряду легко упереться в медленного водителя, а грузовики или тракторы здесь тоже далеко не редкость. Во-вторых, и это самое главное, крайний ряд очень сильно замедляют повороты налево. Если этого не предвидеть, можно очень здорово "застрять"!

Вот смотрите. На пересечении проспекта Независимости и Сурганова я едва не уперся в поворачивающий налево автобус. Просто зная об этом возможном "сюрпризе", я заранее высмотрел проблему и успел перестроиться в соседний ряд, а менее дальновидные водители остались стоять позади автобуса…

Поворот на Свердлова осуществляется сразу с двух полос, так что по-хорошему мне стоило перестроиться вообще во второй ряд. Но здесь просто повезло: смог проехать перекресток и по третьему. 

Когда ехали по второму транспортному кольцу, то и дело приходилось перестраиваться в правый ряд, причем заранее, - только за счет этого я не терял время позади машин, стоявших в ожидании стрелки. В общем, выбирая левый ряд, надо быть готовым к тому, что его периодически придется оставлять. А все эти перестроения, как ни крути, тоже потеря времени, плюс повышенная концентрация внимания. 

На кольцевой опять же повезло - движение было не очень напряженным. Порой едешь куда медленнее, чем эти разрешенные 100 километров в час… Да и в этот раз пришлось "упереться" в машины впереди и какое-то время ехать в том же темпе, что и соседи по потоку. Тем не менее, как показывает практика, на кольцевой дороге и загородных трассах левый ряд все же самый быстрый, просто не гарантированно и не всегда". 

Алексей Хвощинский:

"Сменив за свою жизнь несколько съемных квартир в разных частях города, все эти маршруты я знаю как свои пять пальцев. Вот, к примеру, проспект Независимости. Быстрее остальных здесь всегда едут крайние ряды, первый и четвертый. При этом, двигаясь по первой полосе, по которой практически по всему проспекту можно ехать лишь маршрутным транспортным средствам, водители вынуждены постоянно перестраиваться, чтобы не быть оттесненными поворачивающими направо. Законность или моральную сторону в целом движения по этой полосе оставим в стороне: ГАИ не наказывает, водители как бы не замечают знаки. Однако владельцы машин помощнее или просто более наглые всегда по этой полосе движутся быстрее - факт. Я же, заняв третий ряд, спокойно покатился к цели. Что сказать? Удивительно, но только перестав скакать из ряда в ряд, я заметил, что таких водителей на самом деле не так уж мало - точно не меньше вечно рыскающих вправо-влево. В моем случае я никому не мешал, мне тоже не мешали. Специально замерил среднюю скорость при таком ритме - 29 километров в час против обычных 32-33. И что я выигрываю, играя в "шашки" на 10-километровом отрезке?

Движение по второму транспортному кольцу слегка иное. Здесь гораздо больше левых поворотов из двух полос, за этим приходится следить чаще. Упереться в хвост тех, кто хочет покинуть кольцо, - значит потерять два, а то и три "светофора", особенно в час пик. В обычной жизни здесь я выбираю вторую полосу. 

Наконец, МКАД. Здесь я люблю ездить в первом ряду - он менее загружен. Но очень часто им пользоваться сложно: во втором скапливаются люди, не желающие ехать быстрее 80-85 километров в час, и это серьезно осложняет жизнь тем, кто хочет обогнать тихоходов. Вот и сейчас, заняв среднюю полосу, я весь отрезок катился за этой Toyota со скоростью 85. В обычной жизни наверняка обогнал бы, но ради эксперимента сдержался. Много проиграл? Отнюдь. Однако еще раз подтверждаю: в таком ритме ехать гораздо спокойнее". 

Наш вердикт

Левый ряд действительно быстрее, но при условии, что водитель знает город или просто умеет быстро оценить обстановку и заранее перестраивается, чтобы не застрять за поворачивающими налево машинами. Так что цена скорости - более высокая концентрация внимания и необходимость маневрировать. Вам дороже комфорт? Тогда выбирайте средний ряд: будет чуть медленнее, зато спокойнее.

ABW.BY 
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ