Такая моя поездка в ФРГ в 1992 году открыла для меня мир невиданного автомобильного раздолья. Клиновидные Honda, Mazda и Mitsubishi выглядели инопланетными кораблями по сравнению с нашими "жигулями" и "Волгами". Мы, 10-летние мальчишки, оравой подбегали к припаркованным иномаркам, рассматривали их с открытыми ртами и, глядя на спидометр, восхищенно кричали: "Ого, у нее скорость 240 километров в час!" В целом путешествие из вчерашнего СССР в Германию произвело на меня впечатление покруче, чем на Марти МакФлая полет из 1985-го в 2015-й! 

Вернувшись из сытых и спокойных 90-х в лихие, я стал собирать скудную тогда информацию об автомобилях: читал черно-белые "Авторевю", "Клаксон", белорусскую "Автогазету" и другие. Где-то у родителей лежит первый белорусский полноцветный автокаталог с фотографиями автомобилей, сделанными еще в Германии.

С "Пагоняй" на "номере"! Родители считали съемку автомобилей напрасной тратой фотопленки, кстати

Первые колеса в семье, если не считать приводимых в движение мышцами человека, появились, кажется, в 1994 году. Это была ярко-оранжевая "семерка", реэкспортная из Финляндии, с наклейками-"кляксами" в ржавых местах на кузове. По дороге на дачу и обратно я, сидя сначала на коленях у отца, а затем и самостоятельно, ревел мотором, нащупывая чувствительность "газа" и "сцепления", и испытывал щенячий восторг от руления. О чем, конечно, не забывал потом хвастать перед друзьями.

"Твоя вишневая "девятка"… 1997

Потом в 1996-м появилась вишневая "девятка" - экспортное исполнение Hanseat с мотором 1.3 и люком в крыше 1992 г.в., пригнанная из той же ФРГ. 

2004 год

Первая любовь, первые заработки и первая работа, первое и второе ДТП - это все происходило в компании "девятины", которую отец великодушно отдал в мое полное распоряжение в мои примерно 20 лет (спасибо тебе, папа!). 

Primera я привез из Гродно

2007-й стал годом, когда я сам заработал на свой автомобиль - им стал Nissan Primera 1996 года в кузове P11. Что вам сказать про ощущения человека, сменившего ВАЗ на хорошую иномарку? Многие читатели "за 30" и сами испытали это чувство. 

Никакого сравнения с "вазиком"!

Nissan много использовался по работе и при ремонте квартиры, на нем я полюбил путешествовать по родной области… 

Но Nissan, как и подобает 12-летнему "японцу", пусть и собранному в Англии, начинал понемногу, но везде ржаветь… По стране в очередной раз поползли слухи о поднятии пошлин на авто.

Каждые выходные в теплое время года мы с будущей женой вырывались из города и ехали куда-нибудь, где еще не бывали

С места продажи Nissan меня с мыслями о будущем авто увозило такси - синий Passat B3 с пробегом на одометре 700 с чем-то тысяч км. 

Как я попал в VAG-секту

Перебрав по стране много вариантов дизельных универсалов как наиболее подходящих для работы, от Citroёn C5 до Volvo V70, и не найдя в себе желания что-либо из них купить, однажды после безумного трипа в Поставы (за 500 км от Гомеля) для осмотра очередного неудачного экземпляра я открыл сайт объявлений и отобрал варианты только в Гомеле. Audi A6 Avant C5 2000 г.в. с мотором 2.4 V6 (дизелей я все-таки побаивался) сразу зацепила мой взгляд. Пяти минут осмотра мне хватило. Эта чертовка сразила в минуту - ничего подобного я до тех пор не видел! 

Красная ракета с великолепным атмосферным V6

До сих пор в сторону "немцев" я как-то даже и не смотрел. Но тут сыграла свою роль крайне привлекательная цена, составлявшая на тот момент 7700 с учетом торга. Даже сейчас, в пору "автошары" и халявных цен, это небольшие деньги для девятилетней А6.

Спортсменка и отличница - это про нее!

Ураганный по моим ощущениям мотор, высочайшее качество исполнения салона и вообще всего автомобиля поразили в самое сердце. Подсветка и микролифт всего, где это было возможно, идеальная подгонка панелей и соединений, прекрасные материалы оставляли ощущение вещи, сделанной на века. 

Я не учел только вопросов содержания, главным из которых оказался расход топлива. Работа была связана с частыми разъездами, а Audi не знала меры - она просила наливать еще и еще. "Ну что там, - думал я перед покупкой, - на 800 "кубиков" всего больше, чем у моего Nissan с 1.6!" Nissan расходовал в городе 8 л/100 км, за городом - 6. Но "немка" требовала как две "японки": на 100 км в городе она "выпивала" не меньше 14 л!

Уже через месяц Audi обрела нового хозяина. Увы, шапка оказалась не по Сеньке, переплачивать за эксплуатацию там, где нужно экономить, было нецелесообразно.

Но я теперь был не тем, кем был до Audi. До нее я был одним из тех, кто недоумевал, почему Audi в полтора раза дороже, чем, например, Nissan того же класса. После Audi тучи в голове разошлись, небо стало ясным, я прозрел и понял, что снова хочу Audi. Только на этот раз уже дизельную.

Audi пронеслась в моей автомобильной жизни метеором, ослепительно ярким и коротким, оставившим шрам на сердце и часто вспоминаемым до сих пор

"Ни за что не бери мотор 2.5 TDI, - напутствовал меня знакомый механик. - Попадешь на гидрокомпенсаторы!" Поскольку А6 с дизелем 1.9 были для меня недосягаемыми из-за цены и редкости, немного погоревав, я купил "бедного родственника" А6 свой первый Passat - серебристый универсал 2004 года с мотором AVF на 131 силу и "поворотниками" в зеркалах. 

Да, это не роковая красотка А6 в вызывающем красном платье, так вскружившая голову и взбаламутившая меня. Но простая и верная "боевая подруга". Прекрасный рабочий инструмент!

Спустя месяц я понял: вот он - мой идеальный формат! Вместительный, динамичный и качественный… 

По простору салон лишь немного уступает таковому в А6

Сзади как в лимузине!

В багажник без раскладывания дивана поместилась посудомойка

Спустя еще месяц "идеальный автомобиль" начал доставлять мне головную боль: "стрекоза", клапан EGR, колодки, "зашалила" турбина, а "вишенкой на торте" стал полетевший двухмассовый маховик, оставивший (с учетом монтажа) семью без 800 долларов. 

Откуда здесь этот "француз"? Он выручал меня, когда В5 простаивал в сервисе. Хорошее авто, но не мое

Это было время, когда россияне и казахи хлынули на наш рынок за "хорошими дешевыми автомобилями", ввезенными до 2010 года. И это было подходящее время, чтобы "продать старое подороже и купить новое подешевле".

"Бэ-шестой"

"Пятый" Passat, вытянув из меня кучу денег, подарил тем не менее одну важную вещь: я нашел в нем свой идеальный автомобиль, подходящий мне, моему образу жизни чуть более чем полностью. Я понимал, что турбина и маховик не вина модели или марки автомобиля, а беда его возраста, пробега, предыдущего хозяина, наконец… В самом деле, разве машина виновата в том, что у нас хватало денег лишь на покупку подержанной?

В общем, я дал Passat второй шанс… 

Он появился в ноябре 2010-го. Темно-синий универсал 2005 года, так сказать, из первой партии. В комплектации Comfortline, с двухлитровым 8-клапанным дизелем BMP с электромагнитными форсунками Bosch (на форуме по Passat категорически не рекомендовали 16-клапанники с пьезофорсунками Siemens, "вылетающими в самый неподходящий момент", например зимой на трассе). 

Мой Passat продавала милая девушка по имени Мария, пригнавшая его в Беларусь самостоятельно кому-то, кто отказался от покупки. "Небитый, некрашеный" Passat щеголял кое-где окнами разного года выпуска, перекрашенным капотом и неважно работающим стеклоподъемником задней правой двери. Опыт подсказывал, что идеальных машин на "вторичке" нет, идеальные - в автосалонах. 

Хорошая комплектация, цена и неплохая скидка "на недочеты" сделали свое дело - мы ударили по рукам, обменяли "котлету" денег на ключи и расстались. Состав котлеты - 12.600 "баксов" и резинка.

В программе самообучения дилерского персонала сказано, что двухлитровый дизель BMP является усовершенствованным вариантом мотора 1.9 (131 л.с.), то есть такого, как стоял на моем В5. Увеличен рабочий объем, добавлены балансирные валы для уменьшения вибраций и сажевый фильтр для соответствия экологическим нормам Евро-4

По некоторым признакам было заметно, что "небитый, некрашеный" автомобиль побывал в незначительном ДТП. Что и подтвердилось через неделю, когда я случайно откопал в наборе лизинговых документов замечательный "европротокол". Откуда следовало, что герр Томас, проживающий на улице профессора Мессершмитта в Аугсбурге, неумышленно причинил вред моему будущему автомобилю на парковке. Вред, к счастью, незначительный 

"Шестой" Passat после пятого производил впечатление космического корабля. 

Троекратное срабатывание "поворотников", автоматическое увеличение громкости магнитолы с ростом скорости. А дизайн интерьера с толстенными подоконниками на дверях и со скалой подлокотника на водительской? А огромные карманищи в дверях (в передние спокойно вмещается полуторалитровая бутылка, в задние влезают литровые)? А электрический "ручник"? А отсутствие "солдатиков" в дверях, благодаря чему запертую ключом машину руками никак не откроешь? А автоматическое отключение всех потребителей тока (освещение салона, магнитола и т.п.) после закрытия с брелока? А удобнейший круиз-контроль с индикацией скорости на экране? Обшитые бархаткой бардачки и резиновые вкладыши во всех нишах и карманах уже не вызывали удивления - к этому приучил еще "пятый" Passat. Степень продуманности интерьера поразит любого, кто не был знаком с продукцией VAG или премиум-брендами наподобие BMW и Mercedes. 

"Какую шкатулку выбираете - правую или левую?"

Двухзонный климат-контроль работает отлично и по сей день. Температуру можно регулировать по полградуса. 5-ступенчатый подогрев сидений - классная штука: на пятом положении можно готовить яичницу! А вот электрообогрев ветрового стекла спустя пару лет перестал работат, но ветровое стекло "неродное"

Большой бокс в подлокотнике - с охлаждением от кондиционера и подсветкой. Сдвижная шторка скроет перманентную мусорку позади рычага КПП

Впечатление, что перед созданием шестого поколения инженеры не один год откатали на пятом и скрупулезно записывали все его недостатки, не покидало ни на минуту. По всему видно, что создателям небезразличен автомобиль и его пользователь…

На заднем ряду все тот же представительский простор!

Безразмерный багажник!

"Запаски" в моей комплектации нет - вместо нее герметик и компрессор. Зато сюда удобно прятать разную мелочовку, которая всегда болтается в багажнике. Фирменный пластиковый фиксатор для "запаски" в эту нишу стоит меньше 10$

В своем нынешнем Passat я получил все то, что хотел получить в предыдущем: черный интерьер вместо серого, велюр вместо засаливающегося "гобелена". Обычный руль вместо спортивной тугой "баранки" и простые кресла вместо спортивных, из которых неудобно выбираться. 

Кстати о салоне. Passat поколения B6 (оно же 3C5) имел на немецком рынке 4 "предустановленные" комплектации: Trend, Comfort, Sport и Highline. Для них было доступно три варианта сидений, 6 вариантов обивки и множество цветов обивки. Кроме того, клиент мог заказать индивидуальное исполнение интерьера. 

Кстати о креслах. Через пару лет мой Passat стал "поднадоедать". В желании новых ощущений, но не желая менять машину, я решил освежить интерьер. Для этих целей были куплены кожаный салон, кожаный руль от седьмого поколения, алюминиевый декор взамен пластикового, большая магнитола Sony XAV-601BT с камерой заднего обзора, колонки Hertz, шумо- и виброизоляционные материалы для всех дверей. Все устанавливалось собственными руками. И нынче салон выглядит так:

Салон от версии Highline огорчил несколько более жесткими креслами и диваном

Вообще, к "шестому" Passat некорректно применять словосочетание "максимальная комплектация", ибо опций для него предлагалось неимоверное количество! Например, открытие гаража кнопками на солнцезащитном козырьке, сигнализация с датчиком крена кузова, люк со встроенными фотоэлементами, встроенные в задний диван детские кресла, активный круиз-контроль, поддерживающий заданное расстояние до идущего впереди автомобиля. Я молчу о навигационной системе RNS-510 и камере заднего хода, парковочных датчиках, поворотных ксеноновых фарах, датчиках давления в шинах (которые могут быть двух типов: непосредственно от датчиков на дисках или косвенно от АBS).

Моторами шестое поколение тоже не обделили: предлагались варианты от 1.6 до 300-сильного 3.6 в версии R36. Правда, не стало топовых бензинового W8 4.0 и дизельного V6 2.5, как было у "Бэ-пятого". Но не думаю, что об этом стоит сожалеть. Предлагались передне- и полноприводные версии. Кузов был доступен в двух классических вариантах: седан и универсал.

Кто-то из журналистов предложил такой критерий для определения "премиальности" автомобиля: большая разница в стоимости между минимальной и максимальной версиями модели. И в этом есть смысл, ведь каждую опцию и их сочетания нужно придумать, прОдумать, спроектировать, изготовить, подобрав материалы и поставщиков, внедрить, настроить на взаимную работу с другими узлами, протестировать и испытать в разных режимах. Все это требует, во-первых, желания автопроизводителя, во-вторых, больших инвестиций. И если измерять премиальность не количеством "дерева" и хрома, а именно числом версий и опций и глубиной их проработки, то Passat имеет полное право называться премиальным авто. Начиная с пятого поколения с подачи герра Пьеха Passat, как и весь VW, метит в "премиум"! Что и объясняет, кстати, несколько более высокую стоимость этих авто в сравнении с "одноклассниками" из Японии, Франции или Кореи.

И вообще

Среднестатистический портрет владельца Passat, если верить маркетологам VW, выглядит так (цитата из автомобильного журнала): 47-летний обладатель дизельного универсала, глава семейства с совершеннолетними детьми. 

Но это в Европе. Чтобы позволить себе потратить 30 тысяч у.е. на автомобиль (стоимость нового дизельного универсала), на мой скромный взгляд, нужно иметь хороший дом и еще кругленькую сумму на счету или в других активах. Такими ресурсами вполне под силу обладать как раз к указанному возрасту, особенно в Германии. 

Но для исключений существует вторичный авторынок, благодаря которому 20-летнего белоруса можно увидеть за рулем "семерки" BMW, пусть и ровесницы водителя, а 28-летнего - за рулем дизельного универсала из Вольфсбурга, пусть и 5-летнего, как в моем случае.

Ну а что? Сравните их и нашу продолжительность жизни. Я уже молчу про условия. Это им можно расслабиться и получать удовольствие, а нам нужно спешить! На двух работах, в три смены, с подработкой, без выходных, с короткими паузами, чтобы поспать, перекусить и проверить почту. Влезть без очереди, "подрезать" и не пропустить. Догнать, обогнать и перевыполнить. Преодолеть очередной кризис, чтобы вляпаться в новый. Нам простительно.

В адской круговерти из кризисов, битв за урожай и нормальную жизнь важно иметь надежного партнера, безотказный инструмент и верного оруженосца.

Конечно, машина порой требовала к себе внимания. Не буду описывать возможные "болячки", с которыми могут столкнуться владельцы Passat разной степени подержанности, а лишь укажу коснувшиеся именно меня за 5 лет владения и 115.000 км сопутствовавшего им пробега. 

Первым "помахал ручкой" датчик разности давлений выхлопных газов (примерно 60$ тогда, сейчас меньше 30). Второй громко "пропищала" отказавшая кнопка электрического "ручника" (новая стоила 30$). 

Затем "захворал" масляный насос, приводимый специальным валом-шестигранником. Сам шестигранник (около 5$), внемля рекомендациям бывалых, я поменял сразу после покупки автомобиля. Однако разбилось его посадочное гнездо в блоке балансирных валов, машина напугала меня красной масленкой и потребовала эвакуации на дилерский сервис. Это был первый случай, когда внезапная поломка вынудила прервать движение. Благо дело было в родном городе. "Лечение" масляного насоса с работой заняло почти две недели и стоило семейному бюджету около 400$.

Решая проблему трудного включения первой передачи (проездил так более 40 тысяч км), мой знакомый мастер добрался до двухмассового маховика (ох уж они!). Со сцеплением - минус 700$. 

В разное время "ушли в мир иной" три датчика парковки (каждый в среднем 35$). Еще перетерлись как-то несколько проводов в жгуте к водительской двери, став причиной отказа кнопок на двери (10 г олова и 15 см изоленты решили вопрос).

Год назад случилась вторая неприятность, обездвижившая машину прямо посреди дороги, - "испустил дух" подкачивающий насос в баке (100$, поменять легко самому). Хорошо, что опять в городе, а у знакомого этот же насос приказал долго качать в Польше. 

Из деталей, подверженных наибольшему износу, - однажды замененные тормозные колодки впереди и сзади. Подвеска беспокоит не чаще одного раза в пару лет и не тяготит стоимостью ремонта: все сайлент-блоки разъемные, меняются отдельно от рычагов (привет, "Бэ-пятый"!), по всем элементам есть огромный выбор неоригинальных запчастей, да и "оригинал" своей ценой не вызывает дрожи в коленках. 

Фильтры с маслом - каждые 15.000 км. Такое ТО с маслом с допуском VW507.00 и 4 фильтрами хорошего производителя обходится в 60 условных.

Много это или мало? На фоне обесценивания самого автомобиля - ерунда. Дизельный мотор с расходом "около 7" в городе и "до 6" на трассе уже позволил сэкономить (например, по сравнению с бензиновым 2.0 FSI) около 3 тысяч все в той же валюте. 

Об эксплуатации в зимний период: не было такого морозного утра, когда машина бы не завелась. Никаких присадок, в том числе "антигелей", никогда не использовал. "Арктикой" не баловался. С тепловозов/тракторов не заправлял. Никаких дополнительных подогревов не устанавливал. Обычная зимняя солярка - и даже в самый лютый мороз, пусть не с первого раза (если ниже -20°С), но мой "сарай" заводился всегда. Свечи накаливания не менялись. 

Проходимость на высоте в самом прямом смысле - клиренс достаточно высокий. 

За пять лет "сесть на брюхо" я умудрился лишь однажды

Весь Passat, в том числе и моторный отсек, снизу закрыт пластиковыми кожухами, неплохо защищающими кузов от "бяки", в избытке покрывающей наши дороги зимой. 

Итого

Passat В6 - современная, безопасная, комфортная, универсальная, экономичная машина. Расход в городе колеблется от 6 до 8 л на 100 км (обычно я "привожу" домой не более 7 л/100 км). За городом несложно добиться таких цифр, как на фото ниже. Чтобы расходовать более 6 л/100 км, нужно ехать со скоростью 110 км/ч и выше.

При любом удобном случае журналисты проклинали "ядовито-синюю" подсветку фольксвагеновских приборов. А меня устраивает. Отцу, владеющему Golf Plus с белой подсветкой шкал приборов, синяя в Passat нравится больше:)

Значение автомобиля для белоруса в период продолжающейся урбанизации сложно переоценить. Привезти "полкабана" из деревни, "затариться" картошкой на ярмарке, отвезти мотокультиватор на дачу, впятером и более "защемиться" в салон на свадьбе или крестинах, отправиться семьей в автопутешествие к морю - автомобиль для белоруса всегда был почти членом семьи.

В Киеве, 2012

В Кракове, 2014

Друскиникай, 2014, впереди 600 км до дома!

Любимая лошадка, верный Санчо Панса, надежный инструмент, "домик на колесах" для нашей семьи - это все он, "сухой тропический ветер, постоянно дующий от тропиков к экватору", то есть Passat. 

Из Москвы с "хвостом", 2013 

Дачный сезон 2014

VW оказался настолько "моей" маркой, что когда встал вопрос покупки автомобиля для жены… Варианты с другими марками, конечно, рассматривались, но место под окном в итоге занял все-таки VW. 

Та самая "полочка", которой я подкрашивал бампер, когда ABW.BY приехал делать репортаж с гомельского авторынка. Автомобиль поколения 6N2 год назад сменил Polo поколения 9N3 - тоже VW, как вы понимаете.

Простота, изящество и качество продукции VW убедили и моего отца, пару лет назад "оседлавшего" VW Golf Plus. Предвижу массу обвинений в рекламном характере настоящей статьи. Да, VW "подкупил" меня, но не деньгами - скромностью и строгостью, надежностью и универсальностью, качеством изготовления и необременительностью содержания, элегантной простотой и глубиной проработки автомобиля, вниманием ко мне как к автолюбителю. Когда о вас заботятся и оказывают знаки внимания, вы ведь отвечаете взаимностью, не так ли? 

Это была повесть автовладельца, нашедшего свой "идеальный автомобиль". Чего искренне каждому из вас желаю. Ровных вам дорог! И ни гвоздя, ни жезла! 

Юрий ТАШКИНОВ
Фото автора

P.S. Специально для конкурса я смонтировал ролик, в котором рассказал практически все о своем Passat. Приятного просмотра!

Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика - "Свободная тема". Главный приз за лучший материал - сертификат на 6.000.000 рублей на покупку любых шин в любом магазине компании "Автосеть".  Авторы самых интересных материалов получат предложение поработать в ABW.BY!

Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке. Напоминаем, что прием работ уже окончен. Мы получили на порядок больше материалов, чем рассчитывали, а потому продолжим публиковать работы до конца января, после чего подведем итоги конкурса.

Генеральный партнер конкурса:

Сеть торгово-сервисных шинных центров "Автосеть"

Партнеры рубрики "Маршрут мечты":

Магазин автомобильных запчастей и аксессуаров "Территория тюнинга"

 

Официальный импортер Volkswagen в Беларуси СООО "Атлант-М Фарцойгхандель"