"Работник должен любить каждую машину"

– Детейлинг отличается от химчистки вниманием к деталям – отсюда и название. На самом деле в Минске довольно мало студий, которые, называясь детейлингом, действительно его делают. В настоящем детейлинге работник должен любить каждую машину и делать свою работу идеально. Руководителю студии также нужно быть влюбленным в свое дело и вкладывать деньги в материалы, оборудование, освещение. Интересоваться новинками, узнавать что-то новое, учиться у других и делиться своим опытом. При таком подходе химчистка превращается в детейлинг.

Детейлинг-химчистка подразумевает разборку салона, снятие множества элементов. Часа два тратится только на подготовку. Если вам говорят, что приведут в порядок салон за пять часов, – это будет именно химчистка. И под всеми стыками панелей останется пыль и грязь. Качественная чистка салона в среднем, если работать вдвоем, занимает два дня.

Детейлинг – это не конвейер. В Европе и США много студий на одну машину, и у них большие очереди из желающих попасть к конкретному мастеру. Даже в Беларуси есть такие специалисты.

"Суть детейлинга: не переделывать, а сохранить"

Детейлинг – это и работа с внешним видом автомобиля. Детейлинг-полировка подразумевает максимальное сохранение лакокрасочного покрытия. Мы должны сделать машину лучше, а не хуже. Все начинается с правильной двухфазной мойки, затем очистка кузова от битума, металлических вкраплений.

Далее следует полировка. Многие говорят, что полируют машину в три этапа. Первый – крупноабразивная полировка. Она позволяет быстро углубиться в покрытие, но оставляет так называемые голограммы. Второй этап подразумевает использование более мелкой полироли, чтобы убрать риску, оставшуюся после первого этапа, а также придать блеск. Третий – мелкоабразивная полировка.

Зачастую первый этап просто не нужен – достаточно второго и третьего. Либо же при необходимости можно сделать два прохода вторым этапом и один третьим. И получаем хороший результат, сохранив максимальный слой лака. При этом скорость полировки увеличивается, а затрачиваемое на нее время уменьшается. Даже если где-то осталась крупная царапина, которую специально "не допилили", то после покрытия керамикой ее никто никогда не увидит. Либо она не будет никого смущать.

В этом суть детейлинга: не портить, не переделывать, а сохранить. Я считаю, что толщина лака должна оставаться максимальной. И если мы при правильном освещении видим глубокую царапину, которая на улице не бросается в глаза, – убеждаем клиента, что нет смысла пытаться убирать ее полностью и максимально "спиливать" лак. Ведь иначе при новом повреждении элемент придется перекрашивать. Лучше через год сделать еще одну полировку.

Детейлинг кузова продлевает жизнь ЛКП. Поддержка внешнего вида в хорошем состоянии обходится дешевле, чем его восстановление в дальнейшем. Если сделать легкую полировку, покрыть кузов керамикой или другим составом, то вы будете реже мыть машину. При этом она будет защищена от повреждений, которые способны оставить мойщики с маленьким опытом.

"Все хотят подешевле"

Желающих нанести защитные покрытия на кузов – керамику, жидкое стекло, воски – сегодня много. Но все хотят подешевле. Поэтому детейлеру нужно понимать, с какими материалами работать, изучать этот вопрос. Ведь не всегда хорошее покрытие является дорогим. На рынке много всего одинакового, расфасованного в разные банки.

Керамика или воск – каждому свое. Они по-разному наносятся и работают тоже по-разному. Мы используем керамику, которая состоит из трех разных слоев. Первый работает, грубо говоря, как грунт, второй создает тонкий защитный панцирь, третий – дает гидрофоб. Между каждым слоем нужно выдерживать определенный временной интервал. Такое покрытие изменяет структуру лака, впитывается в поры и делает его тверже. Воск поверхностно забивает микроцарапины, придавая блеск. И если нанести его на неотполированную или невычищенную машину, то он просто законсервирует грязь в порах.

"В детейлинг приезжают не только дорогие автомобили"

Ошибочно думать, что в детейлинг обращаются лишь владельцы дорогих авто. Это не так. Около половины машин, приезжающих к нам, абсолютно среднестатистические, которые можно встретить в любом дворе у любого подъезда. Вопрос в том, что дешевые машины часто приезжают крайне "убитыми", работы по ним обходятся дороже.

Материалы отделки старых автомобилей качественнее, чем у современных, но работать с ними сложнее. Например, приезжает какая-нибудь свежая "американка", у нее синтетическая ткань, а под ней пленка. Чистится легко, высыхает быстро. А если взять старую машину с велюром, то грязи в нем будет очень много, отмываться он будет тяжело, а сохнуть долго. Можно потратить часа два на одно сиденье, а на современном автомобиле управишься за 20 минут.

"Каждая царапина чему-то учит"

Детейлинг – это постоянное обучение. Твердость лака на разных машинах отличается. Каждая царапина особенная и чему-то учит.

В этой сфере нужно знать азы химии, понимать, что и как работает, что с чем не работает и какими сочетаниями можно навредить. Банальный пример: известь, которая попадает на кузов на некоторых паркингах, тяжело отмыть. К нам приехал человек, которому не смогли убрать следы от нее на пяти мойках. Хотя все просто: известь убирается кислотными составами – и простой очиститель дисков удалил ее на ура.

Очень важно подобрать правильное оборудование. По своему опыту могу сказать, что долгое время я работал с неправильным оборудованием. Я просто не знал, что есть инструмент, которым пользоваться проще, а работает он быстрее и эффективнее.

То же самое и с качественными материалами. Да, они дорогие, но хороший материал экономичнее, ты добиваешься нужного результата быстрее.

В детейлинге есть определенные правила, и все их дружно нарушают, делая как знают и как удобно. И всех все устраивает – это уровень белорусского детейлинга. Чтобы научиться делать действительно правильно, придется поездить по разным студиям, семинарам, послушать людей, которые реально разбираются в вопросе. Ну и практику никто не отменял.

"Надо относиться к детейлингу как к регулярному ТО"

Самостоятельно без оборудования хорошо почистить салон невозможно. Это как из плохих продуктов пытаться сварить вкусный суп. Нужен хороший моющий пылесос, позволяющий вытаскивать грязь из глубины материала. Остатки химии, особенно дешевой, надо убирать. Если просто побрызгать, почистить и вытереть салфеткой – вы получите чистые на вид сиденья с деревянной по ощущениям обивкой. И на этой обивке появятся пятна после первых попавших на нее капель воды.

Многие ездят, не убирая нормально годами. Они думают, что потом заедут на химчистку и все будет огонь. В итоге такие машины иногда не спасти. Простой пример: грязные джинсы быстро протираются – аналогично и с салоном. Поэтому гораздо проще и дешевле постоянно поддерживать салон и кузов автомобиля чистыми и аккуратными, чем потом тратиться на их чистку и полировку. Пылесос почаще, регулярно протирать пыль. Главное при уходе за салоном – не пользоваться покрытиями на основе силикона. И выглядит ужасно, и пыль на себе собирает.

Чтобы максимально сберечь ЛКП, важно правильно мыть машину. Правильно – это в две фазы. Сначала моем бесконтактно, но этого мало. Статическая грязь так или иначе остается на кузове. Затем прибегаем к мойке в два ведра, в одно из которых налит шампунь, в другое, с сепаратором внизу – вода для ополаскивания губки. Только после этого можно вытирать полотенцем.

Для защиты не помешает использовать хотя бы воски. Кроме них для самостоятельного ухода за автомобилем продаются простые средства, например, спреи-силанты. После мойки побрызгал, располировал – получил блеск и некоторую защиту на месяц-полтора в зависимости от количества моек. Но покупать такие средства желательно от известных производителей и в специализированных магазинах, а не брать первые попавшиеся в гипермаркете.

А лучше относиться к детейлингу как к одному из пунктов регулярного ТО и откладывать на него деньги. Это не так дорого – не надо экономить на себе.