Старожил в этой сфере - Сергей Шуманский, в прошлом директор ЧУП "Автохолдинг", а теперь индивидуальный предприниматель, который стабильно лидирует в данном направлении под брендом usa-auto.by. С Сергеем мы поговорили о его деятельности, истории компании, ее становлении, а также о конкуренции на рынке.

Как все начиналось

- Сергей, когда вы начали заниматься доставкой авто из-за океана?

- Летом 2003 года были доставлены первые машины из Америки. Они были чисто американскими, потому что европейского сегмента тогда хватало. Chrysler, Plymouth, Dodge - такие машины привозили. Тогда, помню, было мало конкурентов в данной сфере, это была экзотика по тем временам. Многие вообще не понимали, как можно возить машины из Америки.

Коробки-"автомат" были редкостью, но практически все машины из США комплектовались ими. В то время привозили как правило объемы от 2,5 литра, а сейчас все скатывается к автомобилям с малообъемными турбодвигателями.

- Многие белорусы тогда хотели настоящего "американца"?

- В то время начинали возить не под заказ, а просто на свой вкус, что-то особенное. Самым популярным был Chrysler Pacifica 2003 модельного года, в его классе вообще не было конкурентов. Как раз с этих машин и начали появляться первые заказы.

- Какие еще сложности возникали на первых порах?

- Как раз в то время невозможно было легализовать деятельность - невозможно было выстроить официальную схему работы. Налоговая система тогда была сложной и однобокой. Не было даже варианта, подходящего под эту деятельность. Так что приходилось искать варианты, чтобы официально работать в данном направлении.

Те времена прошли, все постепенно легализовалось. За годы работы набран огромный опыт в восстановлении авто, правильной оценке повреждений и предоставлении тех услуг, которые не делает никто. О них я уже рассказывал.

- Сегодня еще и льготная растаможка появилась. Как пошли дела после ее введения?

- Очень много машин, 90 процентов именно под 140-й указ. Количество клиентов увеличилось в три-четыре раза, что-то похожее было в 2011 году перед увеличением таможенных пошлин. Звонят не только минчане, но и иногородние - для них, кстати, у нас особые условия: не нужно приезжать в Минск, вся работа идет дистанционно. Намного больше стало покупок автомобилей с мотором от 2 литров и больше. За последнее время только Toyota Sienna с мотором 3.5 покупалась 4 раза, и все это были покупки под льготу многодетными семьями. Люди соскучились по большим моторам. По льготам машину с 2,5-литровым двигателем можно растаможить примерно за те же деньги, что 1,5 литра без льгот.

Когда только вводили этот указ, я не поверил, что такое возможно. Но его утвердили, он заработал - и я был приятно удивлен. И это работает, люди приходят, "таможатся" по удостоверениям. Насколько долго будет действовать указ, непонятно. Но нужно ловить момент.

- Ходовые марки авто из США как раньше, так и сейчас - Ford Fusion и Escape. Что помимо них?

- Много заказов стало появляться по Chevrolet Malibu и Cruze 2016 года выпуска, Honda Fit, CR-V, Civic. Cruze - более популярная и недорогая машина, но не очень дешевая по запчастям. Но, думаю, ситуация будет исправляться, запчасти будут. У нас уже поставлена на поток организация закупок ремкомплектов, в частности к Chevrolet Cruze от 2016 года. Рекомендую присмотреться к этому варианту.

Еще один популярный вариант - VW Jetta. За 7500-8000 машина заходит сюда уже с ремонтом. Автомобиль 2016 года выпуска за такую цену не найти. Это шикарный вариант под льготы. Можно также обратить внимание на электромобили, по льготам довольно выгодно получается.

Стали пользоваться особым спросом Toyota Prius. Это моя любимая машина. Автомобиль 2016-2018 годов можно привезти с ремонтом до 13.500-14.000. Раньше это было нереально.

За месяц помог приобрести и доставить несколько Ford Mustang, хотя раньше спроса на этот автомобиль не было вообще. Были и Chevrolet Camaro, и премиум-сегмент - все под льготы, конечно: BMW X5 и X6, Lexus RX и NX.

Будьте бдительны!

- "Подражатели" у вашего бизнеса есть?

- "Клонов" развелось очень много. Пытаются повторить услуги, которые есть у меня. Одни используют похожее название бренда, другие пользуются похожей информационной частью. Но хочу обратить внимание: название моей организации usa-auto.by и местонахождение в Колодищах остаются неизменными. Филиалов в Минске у меня нет, представители в регионах - только указанные в контактах на сайте.

Недавно решил пройтись по сайтам конкурентов и обратил внимание, что многие работают по 15 и даже 20 лет, хотя о большинстве из них я три года назад не слышал. Это я к тому, чтобы люди были бдительными и, обращаясь за помощью в покупке авто из США, тщательно проверяли информацию о компаниях, предоставляющих подобную услугу. Многие ведь помнят, как люди, которые хотели успеть привезти машину до подорожания пошлин в 2011 году, просто теряли свои деньги или несли дополнительные финансовые затраты из-за неграмотно организованной работы в данной сфере услуг. Поэтому не теряйте бдительность!

- Бывало, что к вам обращались после того, как заглянули к конкурентам?

- Совсем недавно было несколько похожих звонков клиентов, когда они купили авто через кого-то и что-то пошло не так: купили, выставили счет к оплате на такую сумму… На самом деле к ней приклеили около 800 долларов, что позволяло по бюджету клиента, а потом еще и запчасти помогли купить по такой цене, что конечная стоимость автомобиля в Минске перестала быть конкурентной. При этом человек говорит, что до этого звонил мне и просил рассчитать конечную стоимость его авто. Но расчеты той компании оказались более выгодными, он решил работать с ними. Я задаю вопрос: а зачем вы сейчас жалуетесь мне? Ответ: нам вас рекомендовали, но мы решили, что там будет дешевле… Итог наоборот. Просто когда я рассчитываю итоговую стоимость клиентам, я беру статистику ремонтов у нас под ключ, и эта сумма часто расходится с представлением о ремонте с точки зрения дилетанта. Хочу также напомнить, что никто не рассчитывает стоимость ремонта, неся за это ответственность по договору, а у меня такая услуга практикуется уже давно.

Другая похожая история: клиент обращается в какую-то компанию, ему покупают автомобиль, но он довольно сильно поврежден. Изначально клиент сам сомневается в том, что нужно брать именно этот экземпляр. Однако компания убеждает, что ничего страшного нет, мол, цена неплохая, а с запчастями они помогут. Клиент соглашается и в итоге покупается просто хлам. Человек обращается за поддержкой по запчастям, другим вопросам. Его нагружают деталями на 3-4 тысячи долларов. Возможно, в последующем еще и помогают с ремонтом на каких-то партнерских СТО, где компании идет откат. Клиент получает машину за довольно сомнительную сумму, если смотреть по нашему рынку. Мало того что сильно поврежденный автомобиль нужно восстанавливать, так это еще и невыгодно.

Или бывает такое: клиент обращается, организация покупает машину за одну сумму, но счет выставляет на абсолютно другую, гораздо выше. Начинаются объяснения, мол, это из-за продавца, который хочет больше. Тем самым клиента "раскручивают" на дополнительные расходы, которые лягут в карман этой организации.

- Как защитить себя от накруток на цену машины?

- Есть ряд ресурсов, где можно проверить финальную стоимость, тот же autostat. Там можно как посмотреть статистику продаж, так и проверить любой лот на конечную стоимость на аукционе. Все это при желании можно найти в интернете, но не каждый это может сделать.

- Как же оценить надежность компании, которая занимается пригоном авто из Америки?

- В первую очередь это, конечно, отзывы и годы работы компании, где появляется опыт. И немалую роль в этом играют партнеры в США, без которых многие вопросы не решить.

Еще раз об услугах

- Можно еще раз более подробно о вариантах предоставляемых вами услуг?

- Я разработал различные варианты. Кто-то просит просто сделать ставку на определенный лот, ему не нужны от меня информационные услуги - это обойдется в 200 рублей. Другому нужна консультация и подбор вариантов - такая услуга стоит 400 рублей. Для того, кому нужны гарантии и страховка, я расписываю весь ремонт и гарантирую, что неучтенные дополнительные повреждения - это мои проблемы. Стоимость услуги - 1000 рублей. Такую услугу никто не предоставляет, это риск и ответственность с моей стороны, но многолетний опыт позволяет так делать.

А еще до конца лета всем желающим приобрести авто из США предоставляются скидки. Услуга за 400 рублей до 1 сентября обойдется 200, сюда войдет подбор и все консультационные услуги по восстановлению и стоимости запчастей. Услуга за 1000 рублей остается без изменений.

- Индивидуальный подход - это про вас?

- Большинство людей приходит со словами: "Дали ваши координаты знакомые, посоветовали к вам обратиться". После таких обращений понимаешь, что все делаешь правильно. У меня в бизнесе есть главный принцип: если кто-то делает работу или услугу хорошо, то я должен это сделать лучше, иначе все это теряет для меня смысл.

ABW.BY