Сергей Анатольевич Картуль – механизатор с 20-летним стажем, работает с тракторами давно и знает их как свои пять пальцев. Разговорившись, он рассказал про трудовые будни, про коллегу, который раньше работал в Хоре Турецкого, и про то, что на днях его снимали для районной газеты. Первое время, смущаясь, Сергей Анатольевич отказывался от съемки для нашего портала, но, разговорившись, подобрел.
Когда от рассвета до заката ты в поле и техника работает без остановок, случаются чудеса чудесные…
– Как изменилась техника за годы вашей работы?
– И когда я начинал, и сегодня в деревенской местности, конечно же, самой популярной техникой являются трактора МТЗ. Оно и понятно: по цене доступные, обслуживать их мы умеем, можно сказать, что опыт передается из поколения в поколение (смеется). Мне сразу повезло – достался трактор 1523, хороший конь, но самой распространенной моделью, наверное, будет 82-я. Конечно, за последние годы виден прогресс! Теперь на одном тракторе можно и готовить почву под посев, и производить уборочные и транспортные работы. Только прицепные устройства меняй! Да и комфорт какой стал!
– А что можете рассказать про ремонт? Сами все делаете?
– Как говорится, глаза боятся, а руки делают! На моем тракторе из "родного" только кабина да шасси. Все остальное за 18 лет уже несколько раз поменял. Из-за больших перегрузок только двигатель 4 раза меняли. Важно многое уметь делать самому, так как в поле может случиться что угодно, это тебе не по асфальту рулить! Запчасти "уходят" очень быстро. Условия у нас какие? Пыль, грязь, дождь… Ремонт и обслуживание белорусского трактора обходится в разы дешевле заграничного. Да и в случае поломки вопрос с ремонтом решается гораздо легче, так как запчасти найти не проблема. Важно сделать это срочно, потому что нельзя, чтобы трактор простаивал в горячий сезон.
Например, если у вас вышел из строя рабочий цилиндр сцепления с 821-го, то на него можно поставить цилиндр и с 1222-го, и даже с 1523-го. Опытные механизаторы знают "взаимозаменяемость" и пользуются этим. К тому же недавно для себя открыл одного белорусского производителя, который делает цилиндры с улучшенными характеристиками. Первое, что они улучшили, – это пыльник, то есть "встроили" поролоновое кольцо, удерживающее бóльшую часть пыли и грязи от попадания внутрь цилиндра. Я уже установил себе такой цилиндр, правда, еще не было возможности по достоинству оценить, так как самые суровые погодные условия и работа впереди. Вот после посевной можно будет сказать, прошел тест или нет этот новый цилиндр. Но, разобрав цилиндр и сравнив с тем, что стоит у меня, я сразу заметил, что для долгосрочной работы детали помимо уплотняющей манжеты поршень снабдили канавкой, за счет которой лучше задерживается смазка, и дополнительными уплотнительными кольцами, которые не позволяют смазке вымываться. Замечу, что смазки производитель не пожалел, думаю, этот факт доработки оценят многие механизаторы.
![]( https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/_MG_6706_%21.jpg)
![]( https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/_MG_6701_%21.jpg)
![]( https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/_MG_6693_%21.jpg)
![]( https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/_MG_6662_%21.jpg)
Смотрите, среди тракторов производства МТЗ существует множество модификаций, такая же история и у цилиндров. Но есть хитрость: рабочий цилиндр сцепления для 821/921 подходит как тормозной для 922/923. К тому же зачастую отличие между цилиндрами бывает только в комплектности штуцеров и вилок, а по сути, это один и тот же цилиндр. Как, например, в случае с цилиндром на МТЗ 1221В, МТЗ 921/1222/1523 и МТЗ 821/922/ 923: если вышел из строя цилиндр для одного из перечисленных тракторов, то продавцы предлагают три разных цилиндра, цена накручивается из-за комплектности. По сути, можно купить любой цилиндр, который есть в наличии, а штуцер с вилкой можно открутить от старого цилиндра, приказавшего долго жить (улыбается).
Справка редакции
Для главного цилиндра тормозов P2601 существует три комплектации:
Оригинальный номер | Применяемость |
1221-3503550A | МТЗ 1221В |
1522-3503550А | МТЗ 921, 1222, 1523 |
822-3503550A | МТЗ 821, 922, 923 |
Для рабочего цилиндра сцепления P2603 существует две комплектации:
Оригинальный номер | Применяемость |
822-1602550Б / 822-16025550Б | МТЗ 922, 921, 821, 923, 922М, 923М, 1222М, 1222В, 1523М, 1523В |
822-1602550Б-01 | МТЗ 2022 |
– Какие поломки самые частые?
– Как с любой техникой, если вовремя проходить ТО и просто с вниманием относиться к сельхозтехнике, то прослужит она долго и не доставит проблем. Конечно, в связи с большими перегрузками в сезон нередко приходится заниматься мелкими поломками рулевого управления, или, например, сцеплением, или неисправностями мостов. И конечно, порой страдают гидроблоки, которые отвечают за навесное оборудование. Это весьма трудоемкий и дорогостоящий ремонт. Плюс время простоев в сезон – это убытки.
С ремонтом нашей техники вроде должно быть все просто – производится у нас, значит, и детали при замене найти будет легко. Так-то оно так, но ведь и МТЗ многие детали закупает, а не производит самостоятельно. Вот гидроблоки до недавнего времени производила у нас в стране только одна фирма. Спрос, конечно, большой, а так как предложение ограниченное, то и цена соответствующая (смеется). Пару лет назад узнал, что еще одна компания, кстати, тоже наши местные, производит гидроблоки для МТЗ. Но купить было невозможно, поставляли их только на конвейер. А недавно ситуация изменилась, гидроблоки FENOX RG002 стало возможно купить у дилеров запчастей, к тому же они идут сразу с переходными трубками, то есть можно заменить полностью вышедший из строя старый блок. Хотя чаще случается, что требуется замена только электрорегуляторной секции, которая отвечает за автоматическую регулировку глубины вспашки и позволяет навесному оборудованию повторять рельеф обрабатываемой поверхности. Оказывается, и ее уже стали наши производить. Это даже своего рода гордость (улыбается), потому что раньше этот узел поставляли только зарубежные производители, а теперь наши делают! К тому очень удобно то, что каждый элемент гидроблока у этих ребят можно купить по отдельности!
Справка редакции
В Беларуси есть только два отечественных производителя гидроблоков с полным циклом производства. Один из них согласился дать комментарий.
Алексей Бацунов, заместитель директора по развитию FENOX:
– Тесное сотрудничество с Минским тракторным заводом началось почти 10 лет назад, в 2012 году. За эти годы освоили производство цилиндров тормоза и сцепления (T2629, C2602, P2601, P2602, P2603), насосов-дозаторов SU001 и SU002, распределителей RG002 для задней навески тракторов, усилителей сцепления USC001 и USC002. Сейчас совместно работаем по государственной программе импортозамещения, в рамках которой производим электрогидравлический регулятор REG001.
Регулятор электрогидравлический REG001 – совместная разработка компании FENOX и Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, в процессе его создания была разработана конструкция без копирования оригинальной. Разработка осуществлена в рамках программы импортозамещения для МТЗ, получила все необходимые допуски. Этот регулятор мы поставляем нашему тракторному заводу в составе гидроблока RG002. Регулятор электрогидравлический REG001 получил патенты на полезную модель как в Беларуси, так и в России.
Данный блок REG001 управляет глубиной вспашки. Для этого оператор выбирает обработку почвы в "автоматическом режиме". Далее при работе заднего навесного оборудования от датчиков усилия и позиции поступает информация в микроконтроллер, в котором идет сравнение заданных режимов и поступающих фактически. После чего микроконтроллер выдает сигнал на катушки регулятора REG001, и в зависимости от сигнала сердцевина катушек меняет проходное сечение путем перемещения золотника.
На вторичный рынок регулятор мы поставляем в сборе с катушками и патрубками, необходимыми для замены блока – аналога EHPHC1 (производства ARGO-HYTOS, Чехия), который идет в сборе гидрораспределителя Салео РП70-1523.
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/5.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/1.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/2.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/3.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/4.jpg )
– Что можете сказать в целом о белорусских производителях? Многие считают, что иностранная продукция надежнее. Сейчас и Китай активно заходит на рынок.
– Мне порой кажется, что все помешались на импортном. А многие еще и главные причины неудач видят как раз в отсутствии зарубежных агрегатов. Как я уже говорил, при должном и своевременном обслуживании наша техника весьма надежна. Что немаловажно – неприхотлива и не подводит. Если за нашей техникой, как и за любой другой, смотреть и выполнять все рекомендации производителя во время ремонта, белорусская техника прослужит долгие годы.
– А что скажете по поводу белорусских запчастей?
– Опять двадцать пять! Вот тот же регулятор, про который я уже рассказывал: белорусского производства и чешского визуально отличаются. Это может вызвать недоумение или недоверие при замене, но могу сказать смело: белорусский регулятор отлично устанавливается как на гидроблок Салео, так и на FENOX RG002.
Справка редакции
Алексей Бацунов:
– Гидроблок FENOX RG002 состоит из трех рабочих секций, электрорегулятора с катушками, крышки с предохранительным клапаном и является полным аналогом РП70-1523 для трактора МТЗ 1523. Все секции в нашем блоке оснащаются двумя типами золотников: секция с фиксацией в положении "плавающая" и секция с фиксацией в положениях "плавающая" и "подъем".
Секции и крышка изготовлены из чугуна.
В ассортименте FENOX есть отдельные сопутствующие позиции, предназначенные для обслуживания гидроблока RG002: катушки c сердечником MGT001 и без сердечника CL001, регулятор электрогидравлический REG001, предохранительный клапан VAL0001. И скоро появятся отдельно рабочие секции гидроблоков РП70.
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/89.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/91.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/92.jpg)
![](https://static.abw.by/photos/news_photos/2021/04/19/93.jpg )
Желаем удачи Сергею Анатольевичу и возвращаемся в город дышать городским загазованным воздухом.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
KRaschtest
20 Апреля 2021 4:25
Этому дяденьке главным механиком бы работать,но там наверно сидит другой дядя и ему техника не интересна,он просто отрабатывает срок после учебы