Классическое ралли – одна из самых сложных дисциплин автоспорта. В отношении как пилотов, так и техники. Пилот Дмитрий Никозаченко, неоднократный победитель чемпионата Беларуси, уже много лет в гонках и знает всё о том, как готовить технику, чтобы побеждать.

Гоночная карьера Дмитрия начиналась с полулюбительских соревнований вроде Time-Attack, потом были кольцевые гонки, а последние несколько лет он гоняет в классическом ралли.

Сейчас боевая машина Дмитрия – Volkswagen Polo. Он только с виду похож на стандартный и относится к категории R2 по международной классификации. Это автомобили с атмосферным двигателем объемом не более 1600 «кубиков».

– Эта машина нам досталась готовой, но поломанной. Мы ее купили много лет назад разбитую, привели в порядок. Потом обзавелись второй такой же машиной. Она была целая, но в ней пришлось обслужить буквально всё: и двигатель, и подвеску, и коробку передач. Много работы проделано, чтобы эти машины можно было называть раллийными.

Основные доработки коснулись коробки передач и подвески. А вот двигатель практически не изменился.

– Мы ездим на стандартном, по сути, моторе. Двигатель на боевой машине атмосферный, объем 1,6 литра, от версии Polo GTI. Мощность тоже стандартная – 120 лошадиных сил. На второй машине установлена другая итерация этого мотора, с фазовращателями. Его мощность на 5 сил больше. Кто-то может поморщиться: мол, «лошадей» мало. В ралли мощность, конечно, важна, но мы больший упор делаем на надежность. На то, чтобы с гарантией финишировать. Порой это имеет ключевое значение.

«500 граммов масла за гонку – это норма»

Раз мотор стандартный, то никаких изменений по «железу» он не претерпел. Но «мозги», управляющие двигателем, поставлены спортивные. Они позволяют крутить агрегат до 7200 об/мин, недоступных в его гражданской ипостаси. Это намного выше стандартных значений.

– Во время гонки двигатель работает на непривычно высоких оборотах, поэтому его обслуживание требует повышенного внимания. Повторюсь, что в гонке для нас главное – надежность, – говорит Дмитрий.

Именно поэтому особое внимание уделяется маслу. Как часто его нужно менять в раллийном автомобиле и насколько важно качество?

– Было много экспериментов с маслом, и я не могу сказать, что от какого-то мы отказались, потому что оно совсем плохо работало. В любом случае мы использовали какие-то проверенные и надежные варианты. В нынешней ситуации выбор сильно сузился, рынок покинули многие производители. Но выход нашелся. Год назад мы пришли к сотрудничеству с брендом EUROREPAR. Они оказывают нам техническую поддержку, в том числе и маслами.

EUROREPAR – это специальный бренд, созданный концерном Stellantis для того, чтобы обеспечить автомобили старше трех лет качественными запчастями и смазочными материалами. В условиях ухода с белорусского рынка многих производителей запчастей и смазочных материалов EUROREPAR является одним из немногих предлагающих реальное европейской качество. Немаловажно и то, что масла EUROREPAR не числятся в списке подделываемых, так что нет риска приобрести контрафакт.

– В наших боевых машинах мы используем масло EUROREPAR из топовой линейки Premium 5W-40. И заливаем его перед каждой гонкой. Получается, меняем масло хорошее на хорошее, но так надо. Никто не знает, какой ресурс у этого двигателя при таких жестких условиях эксплуатации. Поэтому, чем больше внимания мы уделим таким вот мелочам, тем дольше он проживет. Новый масляный и воздушный фильтры, свежее масло – залог того, что мы доедем.

Богатые команды с большими бюджетами меняют масло в боевых машинах сразу после гонки. Но Дмитрий говорит, что для них такой вариант избыточен.

– Двигатель у нас относительно простой и технически не перегружен, поэтому мы позволяем себе после гонки проехать еще пару-тройку тренировок, а уже перед следующей гонкой заливаем свежее масло. Но без доливки на этапе не обходится. Тут даже не вопрос характеристик масла – EUROREPAR Premium 5W-40 соответствует всем стандартам. Дело в характеристике мотора. На таких высоких оборотах всегда будет расход масла на угар. В какой-то момент кольца просто не справляются с его снятием со стенок цилиндров. Поэтому на гонках у нас всегда есть с собой запас масла, благо с его наличием нет проблем. На промежуточном сервисе мы, естественно, проверяем уровень масла, доливаем при необходимости. Ровно так же, как дозаправляем машину топливом.

Секция в ралли состоит из 20-30 боевых км, порядка 100 км отнимают перегоны в гражданском режиме. За этот пробег машина может «съесть» от 200 до 500 мл масла. Но это нормальная практика в ралли, такой расход не считается «жором».

– Если бы машина ехала всегда в гражданском режиме по трассе, она бы вообще не брала масло. Тут причина именно в высоких оборотах и высоких температурах. Для примера – наша «техничка», она же «прописочная» машина Toyota Tundra, постоянно тягает прицепы плюс гоняет на «прописке». И в ней от замены до замены мы масло не доливаем.

«Бюджет одного этапа – 500-700 долларов»

Если с расходом масла всё понятно, то что с расходом топлива у раллийного автомобиля? Дмитрий говорит, что в боевом режиме скромный 1,6-литровый моторчик потребляет около 30 литров на «сотню». На перегонах в гражданских режимах расход падает до 10 литров.

Несмотря на частые замены масла и нескромный «аппетит» мотора, это не самые затратные статьи расходов в ралли. Дмитрий признается, что проживание, питание, свежие шины съедают значительную часть бюджета. При условии, что ты приезжаешь на гонку на полностью обслуженной и подготовленной машине, бюджет одного этапа в Беларуси составляет 500-700 долларов.

Дмитрий Никозаченко признался, что уже полным ходом идет подготовка нового раллийного автомобиля. Это будет Honda Civic, на котором Дмитрий выступал в кольцевых гонках.

– При кажущейся простоте построить раллийный автомобиль из кольцевого – сложная и очень объемная задача. Одной установкой амортизаторов не обойдешься. По сути, переделывать нужно всё, включая даже элементы кузова. Раллийная Honda Civic относится к тому же классу R2, но ее 1,6-литровый двигатель выдает уже 192 лошадиные силы и крутится до сумасшедших 9.000 оборотов в минуту. Это будет совершенно другой уровень! – говорит Дмитрий.

Масло EUROREPAR – это 54 артикула по классу и спецификации, которые применимы для 85% автомобилей. Полный ассортимент синтетических и полусинтетических масел для автомобилей PSA и других марок. Имеет допуски BMW, Opel, Chrysler, Jaguar / Land Rover, GM, Ford, Fiat, Mercedes-Benz, Renault, Volkswagen.

* на правах рекламы