«Бусцентр 24» на рынке подержанных запчастей уже много лет. В прошлом году разборка сменила локацию, переехав в один из цехов завода «Строймаш» на улице Рыбалко, 26. Место удобное, туда просто добраться как на машине, так и пешком от станции метро «Пролетарская» или железнодорожной станции «Минск-Восточный».

Менеджер по продажам Денис в сфере продажи б/у автозапчастей работает более десяти лет и хорошо знает, как менялся этот рынок.

«А если что?»

– Автомобильный ландшафт меняется этапами. «Бюджетники», которые лет пять-семь назад все покупали новыми, перешли в разряд глубоко подержанных машин, на которые нужны запчасти. Сегодня продается все больше «китайцев», и через 3–4 года уже они заполнят вторичный рынок. Никуда не деваются и машины из Европы и США. Как адаптируются к этому авторазборки?

– Да, и «китацы», и электромобили становятся все более популярными – люди могут себе их позволить. Вопрос в том, что если такую машину сегодня, не дай Бог, ударить – будут проблемы. Если «кузовщину» на китайские авто, те же Geely, еще можно найти – все-таки многие модели уже давно продаются в Беларуси и попадают в аварии, то моторы, коробки передач, радиаторы и прочие запчасти для них приобрести на разборках тяжело.

Покупатели новых автомобилей всегда рассчитывают на то, что купят и будут на них спокойно ездить. Но всегда случаются непредвиденные ситуации. Поэтому я при выборе машины руководствуюсь принципом «А если что?». И таких людей много, соответственно и спрос на машины известных марок из Европы или той же Америки сохраняется. Как и по-прежнему много тех, кто предпочитает давно проверенные модели вроде Opel Zafira или Ford Galaxy, на которые валом любых запчастей.

Естественно, хватает всего и на те модели, которые пользовались у нас высоким спросом, будучи новыми. Все эти Kia Rio, Sportage, Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Renault Logan, Duster, Captur и т.д., которые собирались в том числе и в России – на них есть абсолютно любые запчасти по доступным ценам. Передний бампер можно купить буквально за сто рублей.

Будет ли так же с «китайцами»? Не факт. В Европе они почти не продаются, а в Китае, насколько я слышал, аварийные машины, вместо того чтобы разобрать и продать, просто утилизируют. А еще вопрос, насколько просто вывезти запчасти из Китая в Беларусь.

«Электрички» – отдельная история. На те же Tesla запчастей достаточно, да и сервисы, которые ими занимаются, тоже есть. А для электромобилей из Поднебесной справедливо все сказанное про «китайцев».

Поэтому автомобильный рынок действительно меняется, но как на происходящие сейчас изменения отреагирует рынок б/у запчастей спустя пару лет – сказать сложно. Одно можно утверждать с уверенностью: этот рынок жил, живет и будет жить. Мне кажется, что пропадет он только тогда, когда люди вместо машин пересядут на что-то летающее. А пока есть машины – будут востребованы запчасти.

«Неужели на этом еще кто-то ездит?»

– Какие запчасти сегодня пользуются максимальным спросом?

– На этом рынке есть определенная сезонность. Если весной все начинают искать детали кондиционеров, то конкретно сейчас они никому не надо. Зимой часто выходит из строя электрика, поэтому обращаются за стартерами, генераторами, катушками зажигания и т.д. Также высокий спрос на элементы подвески. Интересно, что в прошлые годы зимой активно уходила «кузовщина», но в этом сезоне спрос на нее не вырос – сложно сказать, почему, может просто ездить стали аккуратнее.

Также активно покупают ноускаты (от англ. Nose Cut – отрезанный носприм.ред.) – передние части машин, включающие бампер с усилителем, оптику и радиаторы с «телевизором».

Естественно, стабильным спросом всегда пользуются двигатели и коробки передач.

– Можно ли выделить марки и модели, для которых моторы и «коробки» покупают чаще всего?

– Нет. Иногда берут такие экспонаты, что ты сам задаешься вопросом: неужели на этом еще кто-то ездит? Недавно купили 2,4-литровый бензиновый мотор 1992 года на Opel Frontera.

Покупают и дорогие позиции – те же 4,4 BMW. Есть спрос на моторы для коммерческого транспорта, хотя они очень дорогие, двигатель на Transit года эдак 2015-го стоит более 15 тысяч рублей.

– Если от свежих машин перейти к «раритетам»: Passat B3, Golf II и все остальное, что до сих пор активно эксплуатируется в регионах, – на них есть запчасти?

– Более чем. Такие запчасти мы возим из Германии – там их еще много, а вот в Англии их уже почти не найти. Причем многие немецкие детали и узлы в шикарном состоянии, двигатели реально приезжают как новые. «Кузовщина» тоже отличная. Не знаю, как они это делают, может, у них менталитет другой, и они так хорошо обслуживают. Ведь климат у них абсолютно обычный, примерно как у нас. Так что вторые «гольфы» можно эксплуатировать еще очень долго.

– А более редкие марки, например, Volvo или Saab?

– Конечно, на них запчасти и машинокомплекты приезжают не так часто, как на популярные марки, но и моторы, и «коробки», и кузовные элементы найти не проблема. Пока такие автомобили эксплуатируются в Европе, детали для них будут и у нас. Проблем с наличием не возникнет еще долго, если не будет препятствий, касающихся ввоза.

С другой стороны, сколько я работаю в этой сфере, столько рассказывают сказки, что скоро ничего не будет, каналы ввоза перекроют – вспомните 2022 год. Но все как возилось, так и возится. Разве что стоимость перевозки заметно выросла, фрахт фуры стал дороже почти вдвое. Но это не означает, что запчасти подорожали в два раза, просто этот прирост цены доставки раскидывается на все содержимое фуры.

«За гранью моего понимания»

– Каков сегодня портрет покупателя б/у запчастей?

– Абсолютно разношерстная публика, от перекупов до молодых ребят, которые купили себе в качестве первой машины какой-нибудь дизельный Mondeo. Причем они приезжают на такой машине, она вся кривая-косая, едет боком, а просят какую-нибудь заглушку, чтобы внешне выглядела красиво.

Девушки тоже покупают подержанные запчасти, иногда даже самостоятельно. Много возрастных машин осталось у пожилых людей – они к нам обращаются, иногда даже толком не могут объяснить, что им нужно.

Покупатели из регионов, как правило, приезжают за чем-то дорогим, хотя все можно отправить транспортной компанией. Но, видимо, это часть менталитета: тот же мотор перед покупкой надо увидеть воочию.

Есть спрос и со стороны россиян, как оптовиков, так и индивидуальных покупателей. В городах рядом с нашей границей многие зарабатывают на этом. Человек из Смоленска собирает заказы, приезжает на бусе и забирает запчасти. Во-первых, в Беларуси они дешевле, во-вторых, я неоднократно слышал, что в РФ в этой сфере много обмана. Поэтому российским покупателям нравится работать с белорусами.

– Самые странные запросы?

– Б/у тормозные колодки! Это за гранью моего понимания. Недавно спрашивали противоскрипные пластины на колодки. Некоторые как попало называют марки и модели автомобилей. Буквально на днях клиент звонил и что-то спрашивал на Renault Civic. Вчера перекуп скидывает артикул ГБЦ и интересуется в каком состоянии коленвал. Где ГБЦ, а где коленвал!

Авторазборка «БусЦентр 24» – оригинальные (контрактные) запчасти из Европы.

Большой склад, гарантия и низкие цены.

Доставка в Россию, Беларусь, Казахстан.

Минск, ул. Рыбалко, 26

+ 375 29 641-09-09

+ 375 33 641-09-09

+ 375 25 641-09-09