Для размещения экспонатов в А-100 выбрали АЗС, находящиеся на загруженных выездах из Минска, поэтому своими глазами взглянуть на ретротехнику могут не только жители столицы, но и ее гости.
Боровая – МАЗ-205А
Первая локация – заправка на Боровой – выезд из Минска по трассе М3 в сторону Логойска. Здесь располагается самый крупный экспонат – самосвал МАЗ-205А. Модель выпускалась Минским автозаводом с 1947 по 1965 год. Разработка 205-й модели началась в последний год Великой Отечественной войны, ей занимался Ярославский автомобильный завод, он даже построил опытные образцы ЯАЗ-205. Но после войны заводу из Ярославля была поручена разработка тяжелых трехосных грузовиков семейства 210, а конструкторская документация на 200-е семейство, в том числе и на модель 205, была передана свежепостроенному МАЗу.
Первые самосвалы МАЗ с индексом 205А сошли с минского конвейера 7 ноября 1947 года – в 30-ю годовщину Октябрьской революции. От ярославского грузовика минский самосвал отличался вертикальным оребрением решетки радиатора, а на капоте отсутствовала фигурка медведя, которую заменили барельефы зубра по бокам моторного отсека. Имелись и некоторые технические отличия. Кроме того, машина модернизировалась в течение всего срока производства.
Выставленный на Боровой самосвал хорошо отреставрирован и визуально выглядит привлекательно. А еще сотрудники А-100 утверждают, что он на ходу. Машина однозначно достойна внимания. Будете ехать в сторону Логойска – заезжайте.
Долгиновский тракт – Fiat 501
А мы двигаемся дальше. На АЗС у съезда с МКАД на улицу Павлины Мядёлки – на нее можно заехать и с Долгиновского тракта – нас ждет наиболее раритетный экспонат: Fiat 501. Эта модель выпускалась сразу после Первой мировой войны – с 1919 по 1926 год.
В 1921 году были выпущены спортивные версии 501-го с индексами S и SS. Всего с итальянского конвейера сошло 47 600 экземпляров Fiat 501, а в 1926 году ему на смену пришел Fiat 503.
Автомобиль из музея А-100 произведен в 1921 году. Он, безусловно, красив и отлично передает антураж той эпохи. Глядя на него, хочется приехать домой, включить компьютер и сыграть за Томми Анджело в легендарную Mafia, пускай ее действия и происходят уже в 1930-х.
Просто обратите внимание на детали. Деревянный пол, гудок с резиновой грушей, «запаска» на правом борту и неимоверно стильный багажник с ремнями. Ради этого автомобиля стоит посетить АЗС, когда та будет по пути, даже если у вас нет необходимости заправляться.
Проспект Дзержинского – трактор МТЗ-5ЛС «Беларусь»
На АЗС, находящейся на выезде из столицы в сторону Бреста, можно посмотреть, на чем трудились работники сельского хозяйства в 1950–1960-е годы. Это трактор МТЗ-5, который производили Минский тракторный завод с 1956 по 1962 год и Южный машиностроительный завод в 1958–1972 годах.
МТЗ-5 был разработан на основе популярного трактора МТЗ-2 мощностью 36 л.с., производимого с 1953 по 1957 год. Первая «пятерка» сошла с минского конвейера в 1956 году, позже появились модификации МТЗ-5Л, МТЗ-5С, МТЗ-5ЛС и МТЗ-7. Тракторы 5-го семейства оснащались двигателями Д-40, развивавшими мощность 45 л.с., имели независимый вал отбора мощности и гидравлическую навесную систему.
Ни о каких кондиционерах в кабине в те времена не было и речи. Как вы сами видите, у трактора отсутствовали даже крыша с остеклением, хотя были и модификации с ними. В тракторах с крышей уже узнаются черты, знакомые многим по более поздним ЮМЗ-6, которые часто встречались в Беларуси в том числе в виде экскаваторов ЭО-2621.
МТЗ-5 предназначался для работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур, а также неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых.
Выставленный на АЗС экземпляр трактора имеет индекс 5ЛС. Он выпущен на ЮМЗ в 1971 году. Рекомендуется к ознакомлению.
Сеница – ЗиЛ-157
Еще один легендарный труженик представлен на АЗС в Сенице. Это грузовик ЗиЛ-157. Автомобиль разработан в 1954 году, а серийно выпускался с 1958 года. Он использовался для нужд народного хозяйства и вооруженных сил. Грузовик получил кабину ЗИС-151, однако она была модернизирована для повышения комфорта водителя. В частности, в ней появилась печка с электрическим вентилятором, работавшая от системы охлаждения двигателя.
В первоначальном виде 157-й производился до 1961 года, когда состоялась модернизация: машина получила индекс 157К, а вместе с ним – иную коробку передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы и другие изменения.
В таком виде машина выпускалась на ЗиЛ до 1978 года, затем производство было перенесено в Новоуральск, на Уральский автомоторный завод, где выпуск модели продолжался до 1991 года под индексом 157КД, а последние экземпляры были собраны и вовсе в 1994 году. Всего выпущено 797 934 экземпляра ЗиЛ-157 различных модификаций.
Благодаря выносливости, неприхотливости, высокой проходимости и грузоподъемности машина использовалась во многих отраслях народного хозяйства, в том числе в колхозах и леспромхозах. Полюбили 157-й и в Советской армии. Этим во многом и объясняется столь длительный срок выпуска автомобиля, который на протяжении четверти века производился параллельно с пришедшим ему на смену ЗиЛ-131.
Этот легендарный красавец стоит того, чтобы по пути в сторону Слуцка свернуть на АЗС А-100 в Сенице.
Смиловичский тракт – ГАЗ-67
А что посмотреть тем, кто едет в сторону Гомеля и Могилева? ГАЗ-67, выставленный на заправке между Шабанами и поселком Сосны.
Военные внедорожники ГАЗ-67 и модернизированный ГАЗ-67Б выпускались с 1943 по 1953 год. Фактически эти модели стали дальнейшей модернизаций ГАЗ-64, увидевшего свет в 1941 году. В годы ВОВ автомобили сходили с горьковского конвейера не самыми большими тиражами: 3137 ГАЗ-67 и 1714 ГАЗ-67Б. Всего же за 10 лет производства было выпущено 92 843 внедорожника.
ГАЗ-67 и 67Б созданы конструктором Виталием Грачевым на базе агрегатов ГАЗ-М1. Автомобили получились предельно аскетичными, как и полагается военной технике. Три сиденья на четверых, тент вместо жесткой крыши, отсутствующие двери и боковые окна. Для задач, возлагавшихся на эти машины, двери с окнами не нужны и даже мешают. Чтобы защитить солдат от непогоды, по бокам предусматривались брезентовые фартуки.
В ходе Великой Отечественной и Корейской войн ГАЗ-67 применялись в роли штабных и разведывательных автомобилей, для перевозки пехоты и раненых, а также в качестве артиллерийских тягачей.
Безусловно, инициатива А-100 достойна уважения. Теперь для знакомства с редкими автомобилями не нужно ехать в музей или на выставку. Чтобы до 26 августа погрузиться в автомобильную историю, достаточно просто посетить заправку.
А чтобы знакомиться с автоисторией было не только познавательно, но еще и полезно, ловите лайфхак от А-100:
До 25.08.2024 выполните несколько простых действий:
1. Заезжайте на АЗС А-100.
2. Сделайте фото с экспонатом музея А-100, а также расскажите о своем первом автомобиле.
3. Отметьте А-100 в публикации в Instagram.
4. Получите 3 литра топлива на свой брелок «Дзякуй».
Литры будут начислены 26 августа. Повторное начисление литров не производится.