Нормативным документом, определяющим, как должны выглядеть парковочные места для инвалидов, является ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) "Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки". В трех пунктах этого документа дается подробное описание, как, где и сколько мест должно выделяться для инвалидов на парковках в общественных местах:

"11.6.2 На автомобильных парковках, располагаемых в жилой застройке, около общественных, производственных и рекреационных объектов, посещаемых инвалидами с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах-колясках, следует выделять места для спецавтотранспорта, принадлежащего таким гражданам или перевозящего их. Минимальное количество таких мест следует принимать из расчета: 4% общего количества мест до 100 машино-мест, но не менее одного места, 3% общего количества мест от 101 до 200 машино-мест".

"11.6.3 Места для автомобильной парковки спецавтотранспорта для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах-колясках, следует отмечать специальными знаками и размещать в непосредственной близости от выезда или выхода с автомобильной парковки, но не далее 50 м от входов на объекты".

"11.6.13 Размеры одного машино-места на автомобильных парковках следует принимать: для легковых автомобилей - 2,5 х 5,5 м, для спецавтотранспорта, управляемого инвалидом с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, или для транспорта, перевозящего такого инвалида, - 3,5 х 8,0 м, грузовых автомобилей - 3,0 х 8,0 м, автопоездов - 3,5 х 20,0 м, туристских автобусов - 3,5 х 15,0 м".

Как обстоят дела с выполнением данных правил на практике? Чтобы это узнать, отправляюсь по крупным торговым точкам Минска. Первый пункт - "Корона" на ул. Кальварийской. Машин возле гипермаркета полным-полно. Справа от центрального входа нахожу знак, указывающий на парковку для инвалидов. Специальной разметки на асфальте нет, равно как и знака "Инвалид". Не отличаются от обычных парковочных мест и размеры стоянки, поэтому сказать, сколько мест точно выделено для инвалидов, очень трудно.

Чтобы было понятно, что место на парковке занято инвалидом, по его желанию могут быть установлены опознавательные знаки "Инвалид" спереди и сзади транспортного средства. Так как данный пункт обязательным не является, разобраться, кто занял место на парковке, достаточно трудно. Это обстоятельство осложняет работу ГАИ, ведь чтобы понять, стоит ли наказывать водителя, необходимо его сначала дождаться, потом попросить удостоверение инвалида. А как мы знаем, поход по магазинам иногда может занимать несколько часов!

Мне повезло - хозяева одного из автомобилей, припаркованных на местах для инвалидов, как раз вышли с покупками. Молодая пара как-то комментировать свой поступок отказалась, заметив при этом, что главное, что все довольны. Насколько все довольны, понять трудно, однако в инфоцентре гипермаркета сказали, что жалоб по этому поводу к ним не поступало. Может, и правда всех все устраивает?

Следующее место для остановки - ТРЦ Galileo. Вопросы парковки тут решает паркинг, а небольшая стоянка для автомобилей практически целиком заполнена такси. Мест для инвалидов здесь вообще не нашлось. Видимо, планировка здания исключает возможность его посещения людьми с ограниченными возможностями.

Дальше по плану ТРЦ Arena-city. Ситуация здесь такая же, как и в прошлом месте: паркинг и отсутствие мест для инвалидов.

- Такие места предназначены для людей с кошельком, - замечает любопытный мужчина, когда видит, что я фотографирую. - Инвалиды - посетители местных гастрономов.

Доказывать ему, что стать инвалидом может даже очень состоятельный человек, я не стала. Вместо этого отправилась на "Минск-Арену". Рядом со служебной стоянкой и стоянкой для прессы там размещается стоянка для инвалидов. Места по размеру явно не отличаются от стандартных, но зато их много. Назвать точную цифру не взялись даже работники "Минск-Арены", к которым с данным вопросом я обращалась по телефону. Проверить, кем эти места заполняются, можно только во время матчей, поэтому отправляюсь в ТЦ "Замок".

Места для инвалидов здесь также не предусмотрены. Машину можно оставить в паркинге. Рядом со зданием - стоянка для такси. Именно здесь можно было бы выделить несколько мест для людей с ограниченными возможностями. Но, судя по всему, администрация торгового центра необходимости в этом не видит.

Еще один гипермаркет без парковки для инвалидов - ProStorе в Чижовке. Стоянка возле магазина огромная, разделенная на множество секторов, однако инвалидам здесь почему-то места не нашлось.

Показательным примером стал гипермаркет "Гиппо". Места на парковке соответствуют всем требованиям и нормам: по размеру они шире обычных парковок, на покрытие нанесено изображение "Инвалид", имеются все необходимые знаки.

На парковке занято несколько мест. Жду минут 30 водителя хотя бы одного из автомобилей. Молодой человек и пожилой мужчина в инвалидном кресле-коляске фотоаппарат просят убрать, но от комментария не отказываются:

- Живем с отцом в Чижовке, но за продуктами вместе ездим только в Лошицу. Мест, где нам было бы удобно припарковаться, в городе немного, а здесь все просто и понятно. К тому же ситуацию контролирует ГАИ, правонарушителей часто штрафуют, поэтому люди немного боятся ставить на такие места свои автомобили, хотя и такое случается довольно часто, особенно вечером в пятницу и субботу. Зная эту особенность, мы обычно приезжаем в воскресенье или в будние дни.

- За парковку на местах для инвалидов новая редакция статьи 18.22 КоАП предусматривает наказание в виде штрафа в размере 2 базовые величины (300.000 руб. - Прим. авт.), - рассказывает старший инспектор ДПС ОГАИ Первомайского РУВД г. Минска, майор милиции Николай Ковалев. - Парковочные места для инвалидов находятся в непосредственной близости от зданий, поэтому и привлекают правонарушителей. Сотрудники ГАИ постоянно работают с водителями, припарковавшими авто на месте для инвалидов, привлекая их к административной ответственности, однако наказывать таких правонарушителей непросто.

Оно и понятно: прождать иногда можно до вечера. Устанавливать по базе владельца авто и звонить ему тоже не вариант, ведь человек может сказать, что за рулем транспортного средства не он, поэтому никакого отношения к происходящему не имеет.

После рейда стало понятно, что парковка для людей с ограниченными возможностями скорее миф, чем реальность. Припарковать свой автомобиль в городе им непросто уже только потому, что выделенные места есть далеко не везде. Ситуацию усугубляет и то, что специальные отличительные знаки клеить на транспортное средство у нас в стране необязательно, а значит, понять, кто припарковался на таком месте, трудно не только сотрудникам ГАИ, но и самим инвалидам, которые при условии занятых обычными водителями мест имеют право позвонить в ГАИ и потребовать эвакуации.

Анастасия БАРЩЕВСКАЯ
Фото автора
ABW.BY

P.S. Если вы готовы рассказать о проблемах парковки на местах для инвалидов от первого лица, пишите на адрес vopros@abw.by