Если честно, наблюдая за поведением таксистской братии, иногда приходят мысли, что людей действительно набирают чуть ли не на выходе из метро. Но до конца не хочется в это верить, по той простой причине, что каждому из нас время от времени приходится пользоваться услугами такси, и хочется надеяться, что доверяешь себя профессионалу, а не «чайнику», только-только получившему «права», или человеку, у которого они несколько лет лежали на полке прежде чем он решил, что с их помощью можно заработать. И уж тем более никому не хочется попасть в ДТП или просто оказаться в машине у «дерганого» или «слабоадекватного» человека. А ведь большинство из нас уверено, что в нашей стране все «жесточайше» контролируется, тем более сфера услуг, тем более то, что связано с перевозкой людей и безопасностью движения.

Таксисты утверждали, что сегодня на работу берут всех: без опыта работы водителем, без «удостоверения таксиста», на автомобиле любого возраста и состояния – только приходи. При этом заработки обещают такие, что искренне хочется бросить свою пыльную контору с ненормированным графиком и окунуться в романтику разъездной работы.

Узнав о том, что сегодня таксистам обещают зарплату до $2000, сразу несколько сотрудников abw.by изъявили желание заняться частным извозом, но «устраиваться на работу» решили отправить именно того, у кого больше шансов получить отказ, - маленькую худенькую девушку, которая по легенде должна предстать перед работодателем в разных «амплуа» - одно другого хуже. Что из этого вышло, читайте в нашем материале.

«Если вы такая правильная, вам, наверное, не стоит работать в такси»

Из массы предложений о работе в такси, которые были одно другого «слаще», мы первым делом выбрали самое денежное – с предполагаемой зарплатой до $2000. Из требований к кандидату – всего лишь наличие автомобиля с четырьмя дверями. В объявлении ни слова о возрастном ограничении, написано только, что опыт работы не требуется, как и знание английского, регистрация значения не имеет. При этом много слов о всевозможных «плюшках», всесторонней помощи при оформлении и просто о том, что это лучшая работа в вашей жизни.

На первый раз говорим о себе все, как есть: водительский стаж с 2007 года, опыта работы в такси нет. Про возраст кандидата и автомобиля вопросов не последовало.

Первый разговор состоялся по телефону. Работать предстояло под лицензией перевозчика. Имея представление о том, что для работы в такси потребуется произвести кое-какие финансовые вливания в оформление и подготовку машины, первым делом задаем прямой вопрос: сколько денег потребуется на старте, чтобы начать работать?

Человек на том конце телефонного провода называет сумму в 1.200.000-1.500.000 рублей и по нашей просьбе делает «детализацию»: обклейка машины чуть больше 200 тысяч, установка проводов под таксометр 250 тысяч, получение желтых дублирующих «номеров» - чуть больше 300 тысяч, аренда таксометра - 300 тысяч в месяц. Счетчик можно и купить, новый он стоит 4.200.000 рублей.

Вроде все ничего и даже недорого. Договариваемся о личной встрече для более предметного разговора.

При виде девушки ростом в полтора метра и весом чуть более 40 кг рекрутер не смутился. Более того, он еще по телефону выразил желание взять с собой все необходимые документы, чтобы поскорее все оформить и можно было начать работать. Попросив умерить темп, выражаем желание просто более детально оговорить условия труда и его оплаты. Но прежде заводим разговор именно по зарплате.

- Скажите честно: какие у вас заработки?

- Скажу так: еще никто не ушел, все работают и довольны, в том числе и девушки, - уклончиво отвечает молодой человек.

- И все-таки хотелось бы оперировать конкретными суммами. Мне тут знакомые ребята недавно говорили, что они зарабатывают по 3-4 миллиона всего.

- Бред! Редкий таксист зарабатывает меньше тысячи долларов. И это без напряга.

Далее возвращаемся к вопросу о первоначальных вложениях.

- Вы говорите, что «на старте» нужно 1,2-1,5 миллиона, а я вот села, посчитала и что-то не выходит у меня даже полтора миллиона. Если получать дублирующие номера, сразу же придется проходить по-новой техосмотр с уплатой госпошлины, и только за эти три процедуры уже придется заплатить почти 1,2 миллиона. И это без страховки А6 («автогражданка» с повышающим коэффициентом для автомобилей-такси), а она, если мне не изменяет память, стоит приличных денег...

- Насколько я знаю, техосмотр действителен в течение 6 месяцев. Можно не проходить пока по-новой. Нам это не важно. Страховка А6 тоже не принципиальна. Мы, как перевозчик, страхуем все это дело сами.

- Хорошо, вам не важно, но если меня остановит ГАИ, мне же выпишут штраф.

- ГАИ не особо трогает. Транспортная инспекция может, но там бывает и за два года ни разу не остановят.

- Но это же неправильно!

- Ну, если вы такая правильная, вам, наверное, не стоит работать в такси…

- Ладно, а как насчет ежемесячной абонентской платы диспетчерской? Это еще миллион.

- Есть диспетчерские, где абонентская 70 тысяч в месяц. Мы работаем с разными. Вы можете сами выбирать. А какая у вас машина?

- Opel Astra «девятого» года.

- Девяносто девятого?

- 2009.

- В принципе, неплохой автомобиль. На нем можно работать и зарабатывать.

Женщин не берем

Следующее объявление привлекло как раз тем, что должно было оттолкнуть: среди требований к кандидату было ограничение по половому признаку. Только мужчины!

Но славянам даже при наличии таблички «закрыто» всегда нужно лично дернуть дверную ручку, дабы убедиться наверняка. Дергаем, точнее звоним. Так, мол, и так, одно «но» - я девушка.

- Ну так чего тогда звоните? – удивляется голос на том конце провода.

- Надеялась на индивидуальный подход...

- Нет, только мужчины.

Пиво? С утра? Буду!

Ну, мужчины так мужчины, благо, что объявлений предостаточно. Для второго собеседования немного меняем легенду: в этот раз мне 23 года, а моим «правам» - всего полтора, но автомобиль у меня тот же. Включаем воображение и начинаем беспощадную импровизацию:

- Я вообще-то официанткой работаю, но там никаких перспектив карьерного роста…

- А в такси работали?

- Нет.

- Значит, нам нужно будет заключить с вами договор, вы получите пакет документов для оформления желтых «номеров», сами «номера» будут стоить около 300 тысяч, плюс оклейка машины – наклейками бесплатно, магниты 380 тысяч, плафон 100 тысяч, установка проводов под таксометр с опломбировкой 650 тысяч, аренда таксометра в месяц 400 тысяч, его можно купить в рассрочку за 5 миллионов. Нужно будет пройти курсы таксиста (3 дня) – это еще 450 тысяч, если интересно, можете ходить…

- А если неинтересно, «корку» дадут?

- Дадут.

- У меня стаж водительский всего полтора года. Это ничего?!

- Ничего. Курсы пройдете и все будет нормально.

Если честно, то я была в шоке. То есть по правилам я еще полгода должна ездить с наклейкой «70», а уже запросто могу идти «таксовать»! Причем по телефону никто не спросил о моем возрасте, поинтересовались только маркой и годом автомобиля, предложив работу с двумя крупными службами такси Минска.

Вконец заинтригованная, я инициировала личную встречу, к которой решила «опустить» себя еще больше, заявившись на собеседование… выпившей.

Приезжаю к офису, паркуюсь, выпиваю полбутылки пива – для запаха. Плюс к нему – экстравагантная шляпа, которая, по моим расчетам, должна была натолкнуть работодателя на мысли о том, что дама я со странностями.

Человека, с которым я разговаривала по телефону, на месте не было. О том, что к чему, рассказывала девушка. Специально села поближе к ней, дабы лучше ощущалось пивное амбре, но никто даже не подал виду, что что-то не так.

Мне снова перечислили основные «вливания» на стартовом этапе и пояснили, чем обусловлено ограничение по работе в одной из двух служб:

- Первая работает на автомобилях поновее, там немного другой уровень. VIP не VIP, но требования у них чуть другие. У второй все проще.

- А то, что стаж у меня всего полтора года?

- Всего полтора? Тогда в первую вам нельзя. Только во вторую. Курсы проходили?

- Нет еще. А что там? За три дня меня научат премудростям работы таксиста?

- Я не знаю, чему там учат…, - ответила девушка, давая понять, что она исполняет несколько другие обязанности и во всех этих тонкостях разбирается слабо. Тем временем я перехожу к вопросу о деньгах.

- А налоги? Нужно же платить какие-то налоги? Сколько вообще нужно платить в месяц за то, что работаешь?

- Примерно 2,5 миллиона – это с налогами, арендой нашего таксометра и абонплатой диспетчерской службе.

- А зарабатывают сколько?

- По-разному, в зависимости от того, как работают. Можно ведь не только по заказам, но и «от борта» работать, там заработки выше. Конечно, лучше всего в часы-пик, но попасть на утренний и вечерний не получится – так разграничены смены. Но, вы знаете, никто не уходит.

- От вас или из профессии?

- Из профессии (смеется). Люди привыкают: работаешь как хочешь, необязательно же от начала и до конца смены, главное смену открыть и закрыть, а там – работай по своему графику.

- Ну да, уйти непросто. Особенно, если учесть, сколько денег нужно вложить, чтобы только начать работать…

Audi 80? Приезжайте оформляться!

Дальше – больше. Для следующего раза мы радикально меняем автомобиль. В Интернете полно объявлений с отметкой о том, что возраст автомобиля значения не имеет. На личную встречу уже не поехали, потому что на автомобиль и в предыдущие разы никто не смотрел, а в данном случае нам и показать нечего, поэтому звоним по одному из номеров.

- Знаете, мне Audi 80 от отца досталась. 85-го года... Но она очень «дагледжаная». Что скажете?

- Audi 80? Приезжайте оформляться!

- А вот у вас в объявлении сказано про опыт работы от 1 года – это водителем или просто стаж вождения?

- Это стаж вождения от года, по «правам».

- Возраст от 21 года…, - перечитываю вслух объявление. - Понятно… А какие еще требования к кандидату?

- Собственно, это все.

 - А что там по затратам?

- 850 тысяч в месяц позывной диспетчерской службы, на начальном этапе около миллиона на оформление машины, установка проводов и т.д.

- А что с таксометром? Я слышала, что их не докупиться – очередь.

- Таксометр можно взять в аренду, можно купить – у нас они есть в наличии.

- Спасибо, ушла думать…

Без посредников никак

В процессе изучения темы стало понятно, что перевозчики – это что-то вроде посредника между службой такси и самим таксистом. Именно они нанимают людей под свою лицензию и дальше «пристраивают» их службам, номера которых мы набираем, когда хотим вызвать машину.

Вполне логично возникла мысль: а зачем это посредничество? Набираем напрямую одну из служб и пытаемся продать себя.

- У вас есть лицензия? – спросили меня.

- Нет. У меня есть машина и желание работать.

- Ну, тогда вам либо нужно получать лицензию, либо идти «под перевозчика».

- А по-другому никак?

- Никак.

Уйти в таксисты

Стать таксистом сегодня действительно проще простого. Со мной вообще такое первый раз в жизни - чтобы ни одного отказа. Берут действительно всех, по крайней мере, на словах. Кто знает, какие сложности возникают в процессе оформления, но факт остается фактом: чтобы возить людей главное – правильно «оформиться» и исправно платить всем, кому должен платить.

Как видим, и наниматели не до конца честны с кандидатами. По телефону тебе скажут, что оформление «встанет» в миллион, и незнающие люди поверят. А потом начнется: тут 200 тысяч, там 500, то купи, это поставь… Да и зарплата в две тысячи долларов – сумма мифическая, которую перевозчик совершенно не гарантирует, но в объявлениях пишет.

Если вначале искать работу таксистом автору этих строк было весело, то к концу взгрустнулось. И даже не столько от осознания того, что в следующий раз по вызову к тебе может приехать 23-летняя девочка на Audi 80, вчера окончившая автошколу, сколько от понимания, что никого ничто не волнует. Как ты будешь работать, на чем, кому и за что платить штрафы и сколько получать «на руки», – отдельный вопрос и «асабiстая драма» каждого конкретного сидящего за рулем автомобиля с «шашечками». Поэтому схема «чем больше таксистов, тем лучше» выгодна как для перевозчиков, так и для диспетчерских служб, а также всем тем, кто заинтересован в получении денег с «конечного звена» в этой «пищевой» цепочке. И это печально.

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора
, использованы в качестве иллюстрации