Все произошло в конце августа на 15-м километре трассы Минск-Дзержинск. Сломавшийся посреди второй полосы Mercedes и пришедшую ему на помощь ГАЗель Юрий видел издалека, только поздно сообразил, что машины не двигаются. Уходя от столкновения, его Citroёn зацепил один из автомобилей. Остановившись для ожидания инспекторов ГАИ, наш читатель стал участником другой аварии.

- Это был приятный солнечный день, - вспоминает Юрий. – Дорога хорошая, три полосы, одностороннее движение. Mercedes ехал по среднему ряду, когда у него вырвало шаровую опору. В этой полосе и стал. ГАЗель находилась впереди него.

Я ехал со скоростью около 90 км/ч. Спросите: как можно было не заметить эти машины? Я не знаю. Наверное, сказалась общая расслабленность, хорошая видимость, дорога просматривалась далеко вперед и это создавало ощущение, что все под контролем. При плохой погоде водитель более собранный, готовый к неожиданностям. Тогда я не сразу понял, что машины стоят, казалось, вроде едут – такая оптическая иллюзия. Когда сообразил, что к чему, резко ушел влево и зеркалом зацепил ГАЗель. Поскольку дорога в этом месте огорожена «отбойником», я остановился около него, но правые колеса при этом находились на проезжей части, в третьей полосе.

Выйдя из машины, я направился к остальным. Повреждения были несущественными, я свою вину признал, хотели было оформить ДТП по «упрощенке», но водитель ГАЗели сказал, что машина служебная и нужно вызывать ГАИ.

Я выставил знак аварийной остановки, такой же стоял позади Mercedes, машины мигали «аварийкой», но я понял, что не один такой и что на солнце этого всего практически не видно, когда на моих глазах машины с визгом оттормаживались в самый последний момент и резко уходили от столкновения, словно препятствие возникло перед ними внезапно.

До определенного момента мы стояли между ГАЗелью и Mercedes, но, забеспокоившись о собственной безопасности, решили уйти с дороги за «отбойник». И только я отвернулся, как послышался удар. Я увидел, что моя машина уже стоит поперек дороги с развороченной задней частью.

Примерная схема ДТП

Как позже признался водитель Opel, ударивший мой Citroёn, объехав автомобили, он повернул голову, чтобы посмотреть, что у них случилось, и, упустив из виду, что творится впереди, столкнулся с моей машиной.

Вот так банальная невнимательность чуть не привела к трагическим последствиям. Неизвестно, что произошло бы, если бы люди остались на проезжей части. Случившееся же усугубилось еще одним обстоятельством – на заднем сиденье Opel находился ребенок. Поскольку он не был ничем зафиксирован в машине, при столкновении ударился о передние сиденья. К счастью, травма оказалось несерьезной, но, как говорится, хорошо, что хорошо закончилось.

Прокручивая в голове эту историю снова и снова, Юрий пытается понять, что могло бы предотвратить аварию.

- Приехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ сразу же обратились к водителю Mercedes, дескать, как так-то?! Они были очень учтивы, ничего такого, но, по сути, началом цепочки стал он. Понятно, что убрать машину с дороги от греха подальше в его ситуации без эвакуатора было проблематично.

Дальше – знаки. Наверное, если бы мы установили их хотя бы метров за 50-100, это что-то и дало бы, но они лучше видны в темное время, нежели днем, а люди не видели стоявшие на дороге автомобили, что говорить про знаки. Только когда моя машина после удара оказалась повернутой фарами к потоку, люди снижали скорость заблаговременно, понимая, что что-то не то. Пока машины стояли по движению, осознание опасности приходило слишком поздно.

Если бы можно было, например, обрисовать мелом колеса и убрать машину в более безопасное место, я бы это сделал, но правила обязывают не перемещать автомобили до приезда ГАИ. В моем случае это вкупе с невнимательностью водителя Opel сыграло решающую роль.

Какие выводы для себя сделал водитель Opel, можно только догадываться, но как минимум один из них был о том, что ребенка в машине нужно пристегивать.

Юрия признали виновным в ДТП с ГАЗелью. Водителя Opel – в аварии с Citroёn. Страховая уже оценила ущерб, но в восстановлении машины наш читатель не видит смысла. Как водится в таких ситуациях, все остались рады, что живы.

Чего нельзя сказать об истории трехлетней давности, произошедшей на МКАД. 18 июля 2011 года похожая двойная авария закончилась гибелью человека.

Все произошло примерно в полдень на МКАД. ВАЗ 2108, за рулем которого находилась девушка, неудачно перестроился, зацепив попутный Seat. Оба водителя вышли из своих автомобилей, выставили знак аварийной остановки, который вскоре упал из-за сильного порыва ветра. Мужчина из Seat пошел его поднимать и в этот момент на него совершил наезд автомобиль Аudi 100, двигавшийся по левому ряду. Сбив мужчину, машина продолжила движение и врезалась в ВАЗ. От полученных травм водитель Seat спустя какое-то время скончался в БСМП.

Чуть более трех лет назад «дорога смерти» отметилась еще одной громкой двойной аварией. На 10-м километре внешнего кольца недалеко от Партизанского проспекта сначала Opel Vectra въехал в зад Peugeot 306. Их водители включили аварийную сигнализацию и вышли осмотреть повреждения. В это время в Opel на полном ходу влетел Fiat Marea, в результате чего водитель Opel, стоявший у капота своей машины, оказался под ней и погиб на месте. Пассажирка Opel (жена погибшего водителя) получила ЧМТ тяжелой степени, также пострадали двое детей, 2010 и 2006 г.р. У одного ребенка медики диагностировали тупую травму живота, у другого - закрытый перелом правой руки и правой ноги. Участники первой аварии даже не успели выставить знак аварийной остановки.

Дожидаясь инспекторов ГАИ и «скорой», люди серьезно рискуют, оставаясь на проезжей части. Вероятность того, что среди проезжающих мимо водителей найдутся те, кто «прозевает» опасный момент, очень высока. Особенно если авария происходит в темное время суток.

Так было в апреле прошлого года на дороге граница Украины — Гомель — Кобрин. Авария произошла вчера на территории Лунинецкого района. Житель Пинского района, управляя служебным автомобилем Volkswagen Jetta, при обгоне выехал на полосу встречного движения и столкнулся с Sеаt Toledo.

Помочь потерпевшим решил водитель Opel. Он остановился и через некоторое время сам стал участником ДТП – на него налетел тот самый подбитый Volkswagen Jetta, которому придал ускорение ВАЗ на российских «номерах». Его 60-летний водитель поздно заметил произошедшее. В итоге помощь понадобилась уже четверым участникам ДТП.

Похожая ситуация имела место в феврале 2012 года на МКАД. Водитель Mercedes из лучших побуждений остановился, чтобы пустить погреться в салон своей машины водителей двух автомобилей, которые занесло на скользком участке. Буквально через несколько секунд в него врезался Citroёn, водитель которого также потеряла управление. В итоге Mercedes оказался в кювете лежащим на боку. В той аварии женщина, управлявшая Citroёn, сломала ребра. Сейчас уже никто и не вспомнит, успели ли участники аварии выставить знаки, но дорога была настолько скользкой, что они вряд ли спасли бы ситуацию.

Из всех этих историй можно сделать один важный вывод: участники аварий на оживленных трассах в первую очередь должны обеспечить собственную безопасность, а потом помочь остальным вовремя сориентироваться в ситуации.

После ДТП его участники по понятным причинам некоторое время пребывают в замешательстве и первое, что делают, если обошлось без пострадавших, - выходят осматривать свои автомобили.

Как показывает практика, на дорогах с высокой интенсивностью движения второе ДТП случается вскоре после первого, а это значит, что наиболее опасны именно первые минуты после столкновения. Через некоторое время образуется автомобильный затор, который в некоторой степени защищает участников аварии. Поэтому важно в самом начале действовать правильно. В контексте обсуждаемых историй это значит увести пассажиров за пределы проезжей части и максимально обозначить место аварии с помощью знаков аварийной остановки и световозвращающих жилетов, даже если кажется, что аварию трудно не заметить.

То ли лень пройти несколько метров, то ли недальновидность, то ли опасение, что знак аварийной остановки украдут, но что-то руководит людьми, выставляющими его в 10-15 шагах от машины. На дороге со средней скоростью движения 90 км/ч такой знак – что он есть, что его нет. А отправить кого-нибудь вперед сигнализировать потоку о случившейся неприятности догадываются вообще единицы. Но хуже всего, когда у людей попросту не оказывается «аварийных» атрибутов (жилеты в нашей стране, к сожалению, до сих пор не являются обязательными).

В ГАИ считают: проблема в том, что люди не думают наперед, не ставят себя на место других участников дорожного движения, потому что у них вроде как есть, о чем думать в такой момент. Поэтому нередко и винят кого угодно, только не себя. Но если проанализировать вышеописанные истории в целом и каждую в отдельности, то становится понятно, что сценарий у всех примерно одинаков. И каждый читающий сейчас этот материал сформулирует целый список действий, которые могли бы предотвратить произошедшее, если бы люди представляли себе возможные последствия и могли моделировать ситуацию. Но одно дело сидеть здесь и совсем другое – оказаться там…

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY

Фото автора и из открытых источников