А посмотреть было что. К примеру, администрация Октябрьского района Минска имела неосторожность разместить на сайте госзакупок объявление на "предоставление услуг по хранению и транспортному обслуживанию автомобилей Mercedes-Benz 180С и Mitsubishi Outlander". Такие услуги оценивались в 2012 году примерно в $55.000.

Была громкая история с покупкой Toyota для Несвижского райисполкома.

Как правило, после огласки заявки снимались, тендеры отменялись. Однако поднятая журналистами шумиха, надо думать, подтолкнула к подписанию 12 марта 2013 года Указа Президента РБ №119 "Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей". Суть документа такова.

Во-первых организациям-"должникам" вообще запретили приобретать новый транспорт за счет бюджетных средств.

Во-вторых, стоимость служебного легкового автомобиля, приобретаемого государственными органами, государственными юридическими лицами, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также сельскохозяйственными организациями с долей государства в уставном фонде, не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. евро с учетом таможенных платежей.

Abw.by решил посмотреть, на чем теперь хотели бы ездить белорусские чиновники.

Отечественный производитель - и нет проблем

Совершенно очевидно, что большинство государственных организаций предпочитают не иметь проблем, а потому покупают те автомобили, на которые их давно пересадила народная молва, - Geely. В основном предпочтение отдается самой дорогой модели этой марки Emgrand EX7. Но даже в самой полной комплектации цена такого автомобиля составит $23.500, то есть установленный порог превышен не будет.

Если можно, то почему бы и да?

В других исполкомах чиновники упорно не хотят пересаживаться на автомобили отечественного производства. Так, Березовский райисполком завершил тендер на приобретение внедорожника KIA Sportage максимальной ценой 320 млн бел. руб., который в итоге был приобретен на 1 млн дешевле. И в данном случае все по правилам: у KIA действительно есть пара моделей в определенной комплектации, отвечающих ценовым ограничениям.

Точно так же и чиновники Дрибинского исполкома выразили желание ездить на автомобиле Renault Koleos или его аналоге. Правда, учитывая, что в заявке указана максимальная сумма 300 млн руб., то приходится рассчитывать только на акционные цены у дилера.

Тендер с интригой

Однако не все организации берут на себя смелость заявить, что изначально не рассматривают продукцию белорусского автопрома и хотят иметь в своем парке только иномарку. Так, Жлобинский райисполком вывесил такие требования к будущему автомобилю: цена не выше 320 млн.

Технические характеристики следующие:

  • внедорожник 5-дверный;
  • год выпуска - 2014-й;
  • тип привода - подключаемый полный привод;
  • клиренс не менее 210 мм;
  • цвет кузова - черный "металлик";
  • тип двигателя - бензиновый;
  • экологический стандарт двигателя - не ниже Евро-4;
  • рабочий объем - не менее 1900 куб. см;
  • мощность двигателя - более 140 л.с.;
  • максимальная скорость - не менее 180 км/ч;
  • подвеска: задняя - независимая, передняя - пружинная;
  • трансмиссия - 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач;
  • тормоза дисковые, вентилируемые;
  • колеса R17 или R18;
  • обязательное наличие полноразмерного запасного колеса, аналогичного основным колесам и дискам;
  • боковые зеркала заднего вида (в цвет кузова), обогрев зеркал;
  • регулировка угла наклона фар;
  • отделка салона - ткань в темных тонах;
  • наличие подушек безопасности (AirBag), обязательно - у водителя и на переднем пассажирском месте, дополнительно для задних пассажирских мест - допускается наличие такой опции;
  • антиблокировочная система тормозов (ABS);
  • система распределения тормозного усилия (EBD);
  • наличие электростеклоподъемников передних дверей, дополнительно задних дверей– допускается наличие такой опции;
  • штатный иммобилайзер;
  • климат-контроль;
  • гарантийные обязательства: не менее 3 лет или не менее 100 тысяч километров пробега со дня продажи.

Каждому понятно, что исполнитель, оставивший заявку на тендер, ничего из головы не брал. Просто автомобиль уже выбран, с сайта официального дилера скопированы "исходники". Знатоки автопрома, догадались, о какой машине идет речь? Nissan X-Trail. Как ни странно, но в лимит 25 тыс. евро она вписывается благодаря падению российского рубля, к которому привязаны цены в автосалоне.

Точно такую же загадку пришлось разгадывать и по заявке Гродненского райисполкома, который скромно претендовал на что-то завуалированное максимальной стоимостью 343 млн. В итоге этот тендер закончился 30.07.2014 победой ООО "Хёндэ АвтоГрад" (судя по всему, модель ix35), сумма договора составила 335,1 млн бел. руб., что "со скрипом" вошло в установленные 25 тысяч евро.

О цене вежливо молчат

Одновременно можно отметить еще более странную тенденцию: заказчик предоставляет минимум информации. Нет ни толкового описания автомобиля, ни его ориентировочной стоимости. Вот, к примеру, заявка Мостовского райисполкома на покупку 2 автомобилей.

Из требований к товару указано лишь: срок гарантии не менее 3 лет с ограничением пробега не менее 72.000 км; наличие гидро- или электроусилителя руля; наличие антиблокировочной системы тормозов; фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира; антикоррозийная обработка кузова, защита картера и подкрылков, коврики салона и багажника (в случае отсутствия в комплектации допускается как дополнительные работы и оборудование - с включением в цену предложения). В задании еще можно найти, что автомобили должны быть "легковые пассажирские новые с бензиновым двигателем и рабочим объемом цилиндров более 1500 куб. см, включая жилые автофургоны, с рабочим объемом цилиндров более 3000 куб. см".

Поэтому следует вопрос: насколько корректно заявитель относится к потенциальным продавцам, если не сообщил ровным счетом ничего о том, что хочет купить?

Тысяча туда, тысяча сюда

Наконец, можно увидеть, что и превышение заданного порога государственные организации не сильно пугает. К примеру, Брестский облисполком намерен купить 4 автомобиля Skoda Superb Ambition (или аналог) с двигателем 2.0 TSI (200 л.с.).

Сам заявитель в задании на проведение тендера указал, что согласится на минимальную цену, но готов выделить на все про все 125.984 евро. То есть 31.496 евро за каждый автомобиль. В то, что итоговая цена сделки будет меньше 25 тысяч евро, верится слабо, ведь на сайте дилера Skoda минимальная стоимость такого авто - 29.900.

Одним словом, опыт показывает, что силовые методы оказались более эффективным способом борьбы с расточительством местных чинов. Но даже в рамках ограниченных возможностей красиво жить не запретишь, и ничто и никогда не убьет в наших людях желания искать и находить лазейки в законах.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY