А посмотреть было что. К примеру, администрация Октябрьского района Минска имела неосторожность разместить на сайте госзакупок объявление на "предоставление услуг по хранению и транспортному обслуживанию автомобилей Mercedes-Benz 180С и Mitsubishi Outlander". Такие услуги оценивались в 2012 году примерно в $55.000.
Была громкая история с покупкой Toyota для Несвижского райисполкома.
Как правило, после огласки заявки снимались, тендеры отменялись. Однако поднятая журналистами шумиха, надо думать, подтолкнула к подписанию 12 марта 2013 года Указа Президента РБ №119 "Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей". Суть документа такова.
Во-первых организациям-"должникам" вообще запретили приобретать новый транспорт за счет бюджетных средств.
Во-вторых, стоимость служебного легкового автомобиля, приобретаемого государственными органами, государственными юридическими лицами, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также сельскохозяйственными организациями с долей государства в уставном фонде, не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. евро с учетом таможенных платежей.
Abw.by решил посмотреть, на чем теперь хотели бы ездить белорусские чиновники.
Отечественный производитель - и нет проблем
Совершенно очевидно, что большинство государственных организаций предпочитают не иметь проблем, а потому покупают те автомобили, на которые их давно пересадила народная молва, - Geely. В основном предпочтение отдается самой дорогой модели этой марки Emgrand EX7. Но даже в самой полной комплектации цена такого автомобиля составит $23.500, то есть установленный порог превышен не будет.
Если можно, то почему бы и да?
В других исполкомах чиновники упорно не хотят пересаживаться на автомобили отечественного производства. Так, Березовский райисполком завершил тендер на приобретение внедорожника KIA Sportage максимальной ценой 320 млн бел. руб., который в итоге был приобретен на 1 млн дешевле. И в данном случае все по правилам: у KIA действительно есть пара моделей в определенной комплектации, отвечающих ценовым ограничениям.
Точно так же и чиновники Дрибинского исполкома выразили желание ездить на автомобиле Renault Koleos или его аналоге. Правда, учитывая, что в заявке указана максимальная сумма 300 млн руб., то приходится рассчитывать только на акционные цены у дилера.
Тендер с интригой
Однако не все организации берут на себя смелость заявить, что изначально не рассматривают продукцию белорусского автопрома и хотят иметь в своем парке только иномарку. Так, Жлобинский райисполком вывесил такие требования к будущему автомобилю: цена не выше 320 млн.
Технические характеристики следующие:
- внедорожник 5-дверный;
- год выпуска - 2014-й;
- тип привода - подключаемый полный привод;
- клиренс не менее 210 мм;
- цвет кузова - черный "металлик";
- тип двигателя - бензиновый;
- экологический стандарт двигателя - не ниже Евро-4;
- рабочий объем - не менее 1900 куб. см;
- мощность двигателя - более 140 л.с.;
- максимальная скорость - не менее 180 км/ч;
- подвеска: задняя - независимая, передняя - пружинная;
- трансмиссия - 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач;
- тормоза дисковые, вентилируемые;
- колеса R17 или R18;
- обязательное наличие полноразмерного запасного колеса, аналогичного основным колесам и дискам;
- боковые зеркала заднего вида (в цвет кузова), обогрев зеркал;
- регулировка угла наклона фар;
- отделка салона - ткань в темных тонах;
- наличие подушек безопасности (AirBag), обязательно - у водителя и на переднем пассажирском месте, дополнительно для задних пассажирских мест - допускается наличие такой опции;
- антиблокировочная система тормозов (ABS);
- система распределения тормозного усилия (EBD);
- наличие электростеклоподъемников передних дверей, дополнительно задних дверей– допускается наличие такой опции;
- штатный иммобилайзер;
- климат-контроль;
- гарантийные обязательства: не менее 3 лет или не менее 100 тысяч километров пробега со дня продажи.
Каждому понятно, что исполнитель, оставивший заявку на тендер, ничего из головы не брал. Просто автомобиль уже выбран, с сайта официального дилера скопированы "исходники". Знатоки автопрома, догадались, о какой машине идет речь? Nissan X-Trail. Как ни странно, но в лимит 25 тыс. евро она вписывается благодаря падению российского рубля, к которому привязаны цены в автосалоне.
Точно такую же загадку пришлось разгадывать и по заявке Гродненского райисполкома, который скромно претендовал на что-то завуалированное максимальной стоимостью 343 млн. В итоге этот тендер закончился 30.07.2014 победой ООО "Хёндэ АвтоГрад" (судя по всему, модель ix35), сумма договора составила 335,1 млн бел. руб., что "со скрипом" вошло в установленные 25 тысяч евро.
О цене вежливо молчат
Одновременно можно отметить еще более странную тенденцию: заказчик предоставляет минимум информации. Нет ни толкового описания автомобиля, ни его ориентировочной стоимости. Вот, к примеру, заявка Мостовского райисполкома на покупку 2 автомобилей.
Из требований к товару указано лишь: срок гарантии не менее 3 лет с ограничением пробега не менее 72.000 км; наличие гидро- или электроусилителя руля; наличие антиблокировочной системы тормозов; фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира; антикоррозийная обработка кузова, защита картера и подкрылков, коврики салона и багажника (в случае отсутствия в комплектации допускается как дополнительные работы и оборудование - с включением в цену предложения). В задании еще можно найти, что автомобили должны быть "легковые пассажирские новые с бензиновым двигателем и рабочим объемом цилиндров более 1500 куб. см, включая жилые автофургоны, с рабочим объемом цилиндров более 3000 куб. см".
Поэтому следует вопрос: насколько корректно заявитель относится к потенциальным продавцам, если не сообщил ровным счетом ничего о том, что хочет купить?
Тысяча туда, тысяча сюда
Наконец, можно увидеть, что и превышение заданного порога государственные организации не сильно пугает. К примеру, Брестский облисполком намерен купить 4 автомобиля Skoda Superb Ambition (или аналог) с двигателем 2.0 TSI (200 л.с.).
Сам заявитель в задании на проведение тендера указал, что согласится на минимальную цену, но готов выделить на все про все 125.984 евро. То есть 31.496 евро за каждый автомобиль. В то, что итоговая цена сделки будет меньше 25 тысяч евро, верится слабо, ведь на сайте дилера Skoda минимальная стоимость такого авто - 29.900.
Одним словом, опыт показывает, что силовые методы оказались более эффективным способом борьбы с расточительством местных чинов. Но даже в рамках ограниченных возможностей красиво жить не запретишь, и ничто и никогда не убьет в наших людях желания искать и находить лазейки в законах.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт