Дело в том, что п.8 техрегламента предусматривает, что "документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, для единичных транспортных средств является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства".

Эксперты подтверждали, что получение этого самого свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства будет необходимым для всех импортеров, в том числе и физических лиц. Однако что это за документ, как его придется получать, сколько при этом платить (понятно, что такая процедура не будет бесплатной), никто толком сказать не мог.

Легче не будет

Приходилось лишь довольствоваться тем, что сказано о получении свидетельства в самом техрегламенте.

Так, известно, что процесс осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией (п.68 ТР). Проверке подвергаются только комплектные транспортные средства.

Оценка соответствия единичного транспортного средства проводится в следующем порядке:

  1. Подача заявки и прилагаемых документов в аккредитованную испытательную лабораторию.
  2. Принятие решения по заявке в течение трех рабочих дней.
  3. Идентификация единичного транспортного средства.
  4. Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 11-14 и приложениями 4-6, пунктом 4 приложения 7 посредством проведения технической экспертизы конструкции и при необходимости испытаниями.
  5. Подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства.
  6. Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.

В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями 4-6 к настоящему Техническому регламенту, могут предъявляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.

Аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации, в том числе по идентификационному номеру, техническую экспертизу конструкции транспортного средства, в том числе необходимые испытания и измерения, и по их результатам оформляет протокол.

Если единичное транспортное средство относится к типу, на который действует Одобрение типа транспортного средства, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного Одобрения типа транспортного средства.

При представлении заявителем сообщений об официальном утверждении типа транспортного средства, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН №10-12, 14, 16-18, 21, 26, 34, 39, 46, 48, 58, 73 и 107, техническая экспертиза по соответствующим разделам приложения 4 к настоящему Техническому регламенту не проводится.

Импортеры-физлица получили отсрочку

Понятного во всем, что сказано выше, мало. Но ясно следующее: будут организованы некие аккредитованные лаборатории. Процедура получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства будет простой, если у заявителя будет Одобрение типа транспортного средства (кстати, где его брать?), и очень сложной, если придется проводить испытания.

Как простому обывателю, мне лично не очень понятно, зачем это вообще нужно? Безопасность ТС проверяется на этапе техосмотра, идентификация - во время постановки на учет в ГАИ.

Возможны и проблемы чисто технического характера. Как будут создаваться такие лаборатории? Кто будет заниматься их аккредитацией? Как будет налажено техническое обеспечение таких лабораторий, чтобы провести необходимые испытания? Кто будет проводить такие испытания? Сколько будет стоить получение свидетельства?

Предсказуемы и чисто бытовые сложности. По действующему законодательству ввезенный автомобиль необходимо поставить на учет в ГАИ в течение 10 дней. Невыполнение этого требования грозит штрафом и проблемами с системой платных дорог. Реально ли будет законопослушным гражданам соблюсти этот срок, если автомобилю вдруг придется проходить испытания?

В общем, все эти вопросы обещали перерасти в лавину негодования, пока Госстандарт не обнародовал изменение №1 ТКП 5.2.26-2014 (03220), в Приложении Е которого сказано: до 1 июля 2016 г. допускается выпуск в обращение на территории Республики Беларусь транспортных средств, ввозимых физическими лицами, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 018 и без маркировки знаком EAC.

И на том спасибо.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY