На днях в Овальном зале делили государственные деньги - рассматривали в первом чтении законопроект "О бюджете на 2015 год". Мы присмотрелись к документу исключительно в разрезе автомобильной жизни страны.

О фондах и фондиках

Но для начала вернемся на год назад. Расходы республиканского консолидированного бюджета-2014 на финансирование дорожного хозяйства составили 3 трлн рублей. В этой цифре поступления от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении составили 1,9 трлн рублей. 

В будущем году решено воссоздать Республиканский дорожный фонд. Однако в отличие от прежнего варианта, когда фонд пополнялся за счет средств пользователей автомобильных дорог, капитальных безвозмездных отчислений, налога с продажи автомобильного топлива и т.д. (и в целом получалась приличная сумма), теперь фонд будет сформирован за счет четырех платежей, взимаемых за эксплуатацию дорог и допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, и составит почти 3 трлн рублей. Основу доходов фонда составит государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении - 1912,6 млрд рублей (половина поступлений от госпошлины, то есть 956 млрд руб., как и в прошлом году, пойдет в областные бюджеты и бюджет г. Минска). Средства в виде поступлений от системы BelToll составят 695,8 млрд, сбор за проезд иностранных автомобилей по дорогам общего пользования - 238,4 млрд, плата за проезд по дорогам общего пользования крупногабаритных транспортных средств - 133,2 млрд рублей.

Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство установлены в размере 4,4 млрд: около 3 млрд - за счет дорожного фонда, еще 1,4 млрд поступит из республиканского бюджета. 

Дополнительные средства на дорожное хозяйство (649 млрд руб.) будут выделены за счет государственной инвестиционной программы. К слову, это едва ли не единичное направление, на которое в рамках инвестпрограммы решено было увеличить отчисления (на 37% больше, чем в 2014-м). 

Таким образом, по мнению министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака, дорожное хозяйство ожидает не самый плохой год - выделенные средства увеличились на 40%. 

"Поэтому все работы будут проведены, качество их улучшится", - заверил abw.by министр.

На особом контроле у правительства - республиканские и транзитные дороги. Их реконструкция и строительство проводятся не только за бюджетные средства. "Дорога М6 (Минск - Гродно. - Прим. авт.), к примеру, планируется, будет построена за счет средств Всемирного банка", - отметил чиновник.

"Что касается работ в отношении местных дорог, то здесь двоякое мнение. С одной стороны, в этом направлении выделяется достаточно средств с учетом инфляции и т.д. Но не нужно забывать и о резервах на местах, об эффективном использовании средств", - продолжил Анатолий Сивак. 

О неиспользованной госпошлине

К слову, если говорить о местных бюджетах, то депутаты раскритиковали механизм финансирования дорожного хозяйства за счет транспортной госпошлины. Так, член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга Политико первым делом упомянула, что именно ради участия автовладельцев в строительстве и реконструкции дорог на местном уровне и вводилась госпошлина. Однако нормативы отчислений полученных на эти цели денег в местные бюджеты были установлены только в конце марта 2014 года. Критерии распределения средств от поступления госпошлины между консолидированными бюджетами областей и бюджетом Минска так нигде не закреплены и не озвучены. Она рассказала, что Минтранс, отвечая на запросы депутатов по этому поводу, в одном случае информировал, что критерием выбрана общая площадь покрытия местных дорог, улиц, являющихся их продолжением, с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, а также магистральных улиц радиального направления Минска и МКАД. В другом ответе речь шла о протяженности местных дорог общего пользования каждой области и радиальных магистралей Минска и МКАД. "При этом ни фактическое состояние дорог, ни интенсивность движения, ни количество ДТП не учитываются", - отметила Ольга Сергеевна.

Во-вторых, местные власти были ограничены по времени в использовании средств. Деньги начали поступать только во II квартале. Строительство, реконструкция дорог требуют разработки проектно-сметной документации, минимум месяц необходим на проведение тендера. "Поэтому неудивительно, что по результатам 9 месяцев неосвоенными остались 45,6 процента средств, полученных от госпошлины местными бюджетами, по результатам 11 месяцев - 22,3 процента. И мы помним, что дорожные работы имеют сезонный характер", - заключила депутат. От правительства она потребовала доработать законопроект, чтобы подобных проблем не возникало.

Об ушлых белорусах

Как уже ранее отмечалось в СМИ, в 2015 году плательщиков госпошлины ожидают изменения: пенсионеры, инвалиды I и II групп получат льготу 50%. Одновременно, чтобы компенсировать потери, ставки госпошлины увеличатся на 1 базовую величину для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам, и на 2 базовые - по всем остальным видам транспортных средств. 

- Не приведет ли это к тому, что сообразительные белорусы начнут переписывать свои транспортные средства на пенсионеров? - спросили мы у депутата Ольги Политико. 

- Конечно приведет. Любой человек хочет минимизировать свои расходы. Однако это было пожелание избирателей, и мы должны помнить о социальной причине этих изменений. 

- А как тогда быть с многодетными? У них тоже непростое финансовое положение. 

- Принятие подобных решений - всегда непростое дело, особенно когда в средствах мы ограничены. Мы исходим из того, что льготная помощь должна быть адресной. Да, вопросов по госпошлине много, и не только у граждан, но и у организаций. К примеру, было предложение освободить от уплаты госпошлины школьные автобусы. Но каждый вариант необходимо просчитывать: кто будет освобожден, сколько средств понадобится, за счет чего они будут возмещаться. Потому что мы хотим и платить меньше, и по хорошим дорогам ездить.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Инфографика doingbusiness.by, фото autobild.by