В начале ноября abw.by провел опрос среди читателей портала с целью выяснить, что они думают о переходе страны на евродизель. После публикации результатов опроса концерн «Белнефтехим» счел, что на процесс подготовки материала повлиял недостаток информации по данному вопросу, и выступил с предложением раскрыть тему более глубоко. Не без помощи наших читателей мы подготовили ряд вопросов, интересующих потребителей. В частности, нас интересовало следующее:

Чем обусловлен переход на дизель К5? (Можно ли увидеть тот самый международный регламент, где написано, что к использованию допускается только дизтопливо стандарта Евро-5?)

Дороже ли в производстве дизтопливо К5 в сравнении с К4?

С того момента, как евродизель появился в продаже, он всегда стоил дороже обычной солярки. Каким образом «Белнефтехим» собирается удержать стоимость К5 на уровне К4? То есть К5 с 1 января 2015 года станет на 200 рублей дешевле?

Какова доля реализации дизтоплива К5 и К4 в общем количестве реализованного за текущий год дизеля? И каковы объемы реализации дизеля по сравнению с бензинами?

Просчитывал ли кто-нибудь экономический эффект от перехода на ДТ-К5?

Почему в Беларуси ДТ стоит дороже 95-го бензина? Традиционно дизель стоил дешевле, и в ряде европейских стран, как и в России, это соотношение сохраняется. Почему вдруг солярка стала дороже?

Что в конечном итоге получит потребитель от перехода на ДТ-К5?

Пресс-служба концерна попыталась дать ответы на наши вопросы:

В газете «Автобизнес» 11 ноября 2014 года опубликована статья «С 2015 года – только Евро-5. Дизелисты против», в которой излагается критическая позиция в отношении перехода с начала будущего года внутреннего рынка Республики Беларусь на реализацию дизельного топлива только класса К5, полностью соответствующего экологическому стандарту Евро-5.

К сожалению, при подготовке данной статьи редакция не обратилась к специалистам концерна «Белнефтехим» за комментарием и уточнением неясных для журналистов и читателей «Автобизнеса» моментов, поэтому в тексте публикации присутствует ряд неточностей.

Начнем с того, что сорта «обычная» или «привычная» солярка не существует. В настоящее время на белорусских автозаправочных станциях продается дизельное топливо экологических классов К4 и К5. Первый вид дизтоплива соответствует экологическому классу Евро-4, второй – Евро-5.

Для выпуска высококачественного дизельного топлива, которое по своим характеристикам соответствует требованиям введенного в 2009 году стандарта Евро-5, белорусскими НПЗ была проведена реконструкция действующих и строительство новых установок гидроочистки. ОАО «Нафтан» продолжает процесс модернизации.

Для чего и почему наши НПЗ пошли на такие затраты? В первую очередь – для обеспечения автомобилистов страны высококачественной продукцией. Второй аспект – около 80 процентов производимых нефтепродуктов реализуется на экспорт, в том числе в страны ЕС, где установлены жесткие экологические требования к моторным топливам.

Тенденция к повышению качества и безопасности автомобильного топлива наблюдается во всем мире. Ужесточаются требования к содержанию вредных для здоровья человека и окружающей среды  выбросов автотранспорта в атмосферу. А значит, более строгими становятся и требования к чистоте и качеству моторного топлива.

Первой страной, на государственном уровне ужесточившей требования к топливу, была Швеция, где в 1991 году принято соответствующее нормативное законодательство. В 1993 году в США начал действовать стандарт Калифорнийского совета по контролю за окружающей средой (CARB), который лимитировал содержание вредных веществ в топливе и заставил переориентироваться НПЗ США на изготовление более затратных, но и более экологичных видов дизтоплива.

Европейский союз после своего создания также принял ряд нормативных актов, определяющих топливные стандарты. Целью внедрения системы сертификации Евро является уменьшение образования дыма в процессе отработки всевозможных газов и сведение к минимуму количества вредных выбросов в атмосферу. Европейский стандарт, регулирующий качество дизтоплива, претерпел за несколько лет четыре модификации – от Евро-1 до Евро-5 (ЕN 590:2009), действующего на территории ЕС с 2009 года по настоящее время. Он определяет ограничения таких параметров качества дизельного топлива, как доля серы, цетановое число, вязкость и плотность, окислительная стабильность, содержание полициклических ароматических углеродов.

В ближайшие годы ожидается вступление в силу экологического стандарта Евро-6, который еще более ужесточит требования к нормативам содержания вредных веществ в выхлопных газах.

В рамках общемировых тенденций значительное внимание качеству выпускаемых моторных топлив, их соответствию современным экологическим стандартам уделяется в странах ЕАЭС.

Так, в 2011 году был принят и утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №826 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», который вступил в силу 31 декабря 2012 года. Документом вводятся экологические классы, определяющие требования безопасности, и устанавливаются сроки обращения на территории стран Таможенного союза – Беларуси, Казахстана и России – моторного топлива в зависимости от его экологического класса.

В частности, именно в соответствии с указанным нормативным документом в  обращении на территории Республики Беларусь с 1 января 2015 года может находиться только дизельное топливо класса К5. Дизельным топливом класса К5 с 2015 года будет обеспечиваться не только розничная торговля на АЗС, но и все оптовые потребители, включая сельское хозяйство, железнодорожный транспорт и т.д.

В сравнении с более низким классом К4 в ДТ-К5 ужесточены нормативные параметры по содержанию серы (в объеме, не превышающем 10 ppm, – не более 10 миллиграммов на 1 килограмм, или 0,001% масс.) и полициклических ароматических углеводородов (не более 8 % масс.).

Данный Технический регламент находится в свободном доступе на сайте Евразийской экономической комиссии, а также на сайте Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Обратите внимание, что Приложением 2 к Техрегламенту являются требования к характеристикам автомобильного бензина по классам, а Приложением 3 – требования к характеристикам дизельного топлива. По приведенным в таблицах данным можно понять, чем отличаются, например, ДТ-К4 и ДТ-К5.

Требования к характеристикам ДТ

Сразу же после принятия Технического регламента концерном проводилась широкая разъяснительная работа о введенных в действие новшествах. Информация в 2012–2013 годах размещалась на сайтах концерна и его организаций, в средствах массовой информации – как белорусских, так и других стран Таможенного союза. Секретов и тайн здесь не было и нет.

Наши нефтеперерабатывающие предприятия давно ориентированы на выпуск продукции европейских стандартов качества и экологической безопасности. Благодаря модернизации производственных мощностей сегодня Беларусь имеет возможность перейти на использование нефтепродуктов более высокого уровня качества раньше, чем Россия и Казахстан. Мы выпускаем автомобильное топливо, отвечающее всем требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Кстати, на АЗС Беларуси уже второй год продаются бензины только класса К5. Нововведение затронуло примерно четверть потребительского рынка страны – судя по объемам реализации топлива. Автолюбители только выиграли от этого перехода: здоровье человека, будущее наших детей, чистота природы – это главное. Сейчас – очередь за дизельным топливом.

Часто задают вопрос: почему в Беларуси дизельное топливо дороже бензина? Каждая страна принимает самостоятельное решение об уровне цен на нефтепродукты и их соотношении между собой в зависимости от ряда факторов: экономической целесообразности, потребностей экономики, налоговой и валютной практики, технологичности НПЗ, качества нефтепродуктов, цен в сопредельных государствах. На белорусскую ценовую политику оказывает значительное влияние ценовой диспаритет с государствами Прибалтики и Польшей, что способствует росту спроса и вывозу дизельного топлива за пределы республики, а это создает предпосылки для возможного дефицита данного товара. Аналогичный подход к ценообразованию наблюдается также в Болгарии, Великобритании, Швеции, Венгрии, Румынии. Сербии. Швейцарии.

Что получит потребитель от перехода на ДТ-К5?

Автомобилисты оценят такие преимущества данного вида топлива для двигателя автомобиля, как оптимизация сгорания топливной смеси, снижение шума и вибрации, облегчение запуска автомобиля, снижение расхода топлива, максимальная мощность, снижение коррозии двигателя и бензобака, предотвращение преждевременного износа системы нейтрализации отработавших газов, цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры, оптимальное соответствие качества топлива заводским настройкам компьютера автомобиля.

Благодаря применению низкосернистого топлива ДТ-К5 увеличивается срок службы катализаторов и выхлопной системы, значительно возрастает эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля. Дизельное топливо класса К5 снижает кислотную сернистую коррозию, которой наиболее подвержены форсированные быстроходные дизельные двигатели, установленные на большинстве современных легковых автомобилей.

Кроме того, сниженное содержание полициклических ароматических углеводородов повышает цетановое число дизтоплива и, как следствие, благоприятно влияет на воспламеняемость топлива, плавность роста давления, пусковые свойства в холодный период, а также коэффициент полезного действия двигателя.

ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!