Ожидаем более скромных результатов

- Из-за экономического спада на рынках региона мы не смогли полностью достичь тех параметров, которых ожидали. Во время нашей официальной пресс-конференции 17 июня в Москве мы сможем предоставить точные цифры. Но могу однозначно сказать уже сегодня, что, к сожалению, мы не смогли достичь наших амбициозных планов в 2014 году. 

Причина кроется в неожиданном спаде российского рынка, в первую очередь из-за слабости обменного курса местной валюты. И вполне закономерно этот спад распространился на ближайшие страны - Украину, Беларусь и Казахстан. Тем не менее в рублях мы отмечаем рост по сравнению с предыдущим годом, но не настолько серьезный, как мы планировали. Так как 80 процентов всех товаров, которые мы продаем, производятся не в нашем регионе, мы сильно подвержены колебаниям валютных курсов. Из-за этих обстоятельств 2014 год был довольно непростым. Мы пересмотрели наши планы и сейчас ожидаем более скромных результатов в 2015-м.

Но гораздо важнее этих цифр та доля рынка, которую мы завоевываем. Именно на слабых рынках есть возможность обойти конкурентов. Это касается рынка и потребительских товаров, и инструмента и термотехнологий. 

Новых заводов пока не будет

- Открытие локальных предприятий - это лучший способ избежать финансовых потрясений, - признает Герхард Пфайфер. - Это была одна из причин, почему мы приняли решение создать их в данном регионе. Помимо этого, причина лежала в близком расположении к нашим покупателям. Почему мы отрыли наше предприятие в Самаре? Это географическая близость к Тольятти, где находится наш крупнейший покупатель. Ну и, конечно, в современных реалиях нельзя находиться далеко от наших клиентов. Наши предприятия в Самаре и Энгельсе как раз расположены между Алма-Атой и Минском, и это дает хорошие возможности для работы. Второй момент - Таможенный союз предоставляет нам хорошие возможности: из-за отсутствия таможенных и налоговых барьеров мы можем свободно поставлять наши товары в страны ТС. 

- Можно ли ожидать, что в ближайшее время Bosch построит новые завода на территории России или даже Беларуси?

- Сегодня таких планов нет. Предприятия, которые мы открыли, позволили нам подготовиться на ближайшую перспективу. Мы уже инвестировали в регион 260 миллионов евро, и я считаю, что эти инвестиции дают нам возможность спокойно работать в ближайшие пять лет. Но я абсолютно уверен, что в будущем будут появляться и новые предприятия. Рынок большой, он рано или поздно восстановится. Как только мы увидим тенденции к росту, я уверен, что мы будем работать над открытием новых предприятий и в течение ближайших трех-пяти лет будем работать над планами инвестиций. 

Сейчас в нашем регионе порядка 250 миллионов потребителей, и это эквивалентно общему числу потребителей в Европе. У людей наблюдается увеличившаяся покупательная способность. Например, если в 90-х годах в России ВВП на душу населения составлял порядка трех тысяч долларов, то сейчас он вырос до восемнадцати тысяч. Так как только 15-18 процентов продаваемой нами продукции производится здесь же в регионе, есть возможность для дальнейшего роста.

Проще построить предприятие с нуля

- А если не строить предприятие с нуля, а приобрести уже работающее, модернизировать и производить на нем свою продукцию?

- Такой вариант развития бизнеса имеет место быть. В принципе наша компания практиковала и практикует такой подход. Например, в 1996 году мы вошли на российский рынок с приобретением уже действующего завода по производству свечей зажигания в Энгельсе. Затем мы открыли там новые направления: электроинструмент, компоненты для дизельных двигателей, термосистемы. Сейчас там работает более тысячи человек в четырех различных направлениях. 

Что касается покупки предприятия здесь… Дело в том, что мы не заинтересованы в покупке предприятия, которое требует серьезной модернизации. Мы очень пристально смотрим на то, насколько усилия, затраченные на обновление и модернизацию, пропорциональны той выгоде, которую мы можем получить. Если это требует слишком много усилия и средств, то нам проще построить предприятие с нуля, чтобы оно соответствовало стандартам компании. 

Переживем и это

По словам главы представительства Bosch в Беларуси Владимира Рыболовлева, 2014 год стал для компании достаточно успешным на нашем рынке. В том числе и благодаря проведению чемпионата мира по хоккею, ведь Bosch принимала участие в строительстве спортивного комплекса "Чижовка-Арена". Кроме того, компания продолжает работать с Минским моторным заводом, поставляя на конвейер системы Common Rail для двигателей стандартов Евро-4 и Евро-5. Что касается сложившейся ситуации, то Владимир Иванович признал: она внесла коррективы в работу дилеров. 

- Перед Новым годом вы видели, что в магазинах техники не было абсолютно: люди ее везде раскупали… Последние встречи с нашими дилерами показали, что особой обеспокоенности нет в части изменения цен, потому что в принципе изменять цены не на что, - пока нет товара. А товар дилеры закупают в евро или в российских рублях - бытовую технику, например, они берут со склада в Москве. 

Но сейчас дилер не может сказать точно, какая будет цена: он пока не готов оценить, что произошло, какие шаги он дальше будет делать. Никто не останавливает сегодня ни поставки, ни работу с клиентами. Завоевав рынок, будем продолжать работать. Сами понимаете: сегодня только 14-е число, еще не могут дилеры принять решение о своих дальнейших шагах. Конечно, хорошо быть провидцем или чувствовать, что будет на рынке. Дилеры, закупив товар и затратив свои ресурсы, сейчас сами думают о том, как поступить… 

Сколько мы уже с вами видели различных мер! И всегда находился оптимальный вариант для дальнейшего развития бизнеса. И в 2009 году, и в 2011-м… Думаю, что и сейчас концерн Bosch найдет, как лучше наладить здесь свою работу, даже в данной ситуации, какая бы она ни была с валютой, обменным курсом.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY