В пример того, насколько актуальна проблема, Дмитрий привел пересечения улиц Ботанической и П.Бровки, а также Ботанической и Академической.

- Утром 24 февраля как минимум с 8.30 до 9.00 светофоры на этих перекрестках не работали, - рассказывает читатель. - И если в первом случае большой проблемы не было, то во втором это уже был коллапс. А это как раз утренний час пик. На втором перекрестке я простоял минут десять, пока удалось-таки повернуть налево со второстепенной дороги. Ох и насмотрелся!  К счастью, у людей есть мозги и глаза, иначе не обошлось бы без ДТП.

19 октября 2011 года на перекрестке улиц Бельского и Одоевского в Минске произошло ДТП с участием четырех автомобилей. Катализатором аварии стал неработающий светофор. Около 9.30 водитель автомобиля KIA Rio, двигавшийся по второстепенной дороге (ул. Бельского), не заметил, что светофор не работает, выехал на перекресток, где совершил столкновение с автомобилем Hyundai Coupe. От удара Hyundai развернуло и отбросило на Volvo и Volkswagen, ожидавшие маневра. В результате ДТП пострадал водитель Hyundai.

- Насколько я помню, раньше по БТ в новостях утром предупреждали о плановых отключениях светофоров на минских перекрестках, и это было хорошо, - продолжает Дмитрий. - Но для чего их отключают, причем именно в часы пик, когда движение транспорта наиболее интенсивное? Из-за этого на многих перекрестках образуются серьезные заторы. Ведь есть же способы регулирования транспортного потока в подобных случаях и без применения светофора! Я имею в виду наших доблестных работников Госавтоинспекции. Не хватает рук? Но ежедневно я проезжаю по Минску 25 километров и практически каждый день вижу инспекторов ДПС, "стреляющих" на скорость или поджидающих другие нарушения со стороны водителей. Почему на это рук хватает, а на регулирование транспортного потока, хотя бы в самое напряженное время, нет?!

Я живу в Серебрянке. Несколько лет назад на перекрестке Рокоссовского - Плеханова велось строительство подземного пешеходного перехода. На этом перекрестке светофор отключали чуть ли не раз в неделю в течение полугода. Каждый раз в такие дни проехать через него утром было подобно сдаче экзамена на получение водительского удостоверения! Но инспектора, регулирующего движение, если честно, видел там всего один раз.

В марте 2012 года за неделю на перекрестке улиц Коммунистической и Куйбышева с разницей в несколько дней произошло два похожих ДТП. В обоих случаях светофор на указанном пересечении работал в режиме желтого мигания. Причем обе аварии имели место в относительно спокойное время суток: одна - в 10 часов утра, вторая - после полудня. В обоих случаях причиной стал непропуск транспортных средств, двигавшихся по главной дороге, хотя виновники ДТП утверждали, что двигались на невысокой скорости и внимательно смотрели по сторонам. Тогда светофор не работал по причине неисправности (повреждение кабеля).

В ночное время светофоры на многих столичных перекрестках переводятся в режим работы, называемый "желтым миганием". Иногда электронных регулировщиков дорожного движения отключают для проведения профилактических или ремонтных работ. Собственно два этих случая можно назвать "штатными".

Что касается ночного отключения светофоров, то оптимальная продолжительность периода "желтого мигания" определяется, исходя из трафика. Как сообщили нам в ГАИ, если участники дорожного движения считают, что в каких-то местах светофоры должны переходить на "желтый" позже или начинать работать в обычном режиме раньше, они могут подать соответствующее предложение в районную ГАИ или в отдел технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Сотрудники ГАИ обещают рассмотреть предложения с выездом на место и после обследования дорожной обстановки изменить график отключения.

Если речь идет о плановом отключении светофоров для их обслуживания, то, как правило, ремонтные службы стараются делать это в то время, когда дороги наименее загружены. Но иногда светофорам свойственно ломаться, причем не всегда службы, отвечающие за их исправность, оповещаются о поломке оперативно. И в этом деле ускорить процесс может каждый автолюбитель, позвонив на пульт управления КУП "Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома" (СМЭП) по телефону 294-36-83 и сообщив диспетчеру, где и какой светофор не работает. Кроме того, можно позвонить еще и в дежурную часть ГАИ города. Если дорожное движение в этом месте требует участия регулировщика, таковой высылается на проблемный перекресток. Беда только в том, что многие водители либо не знают, либо не считают своим делом повлиять на ситуацию.

Через некоторое время после получения сигнала от читателя корреспондент abw.by, что называется, выбыла на место, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие проблемы на перекрестках, которые назвал Дмитрий. В указанное им время все светофоры там работали, исходя из чего можно предположить, что 24 февраля имела место поломка светофоров или проблемы на линии.

Однако, несмотря на это, мы все же решили проверить эффективность сотрудничества с простыми гражданами и сообщили в дежурную часть ГАИ о неработавшем светофоре на перекрестке Партизанского проспекта и ул. Центральной. В ГАИ ответили, что ремонтная служба уже выехала на место, к вечеру того же дня указанный светофор работал.

Но есть на карте Минска "хронические" места. К таковым можно причислить съезд с внутреннего кольца МКАД на авторынок "Малиновка", в частности, первый светофор на перекрестке с ул. Слободской, который, кажется, был установлен там для красоты. Из-за того что он не работает, повернуть налево (в направлении ул. Рафиева) на перекрестке бывает очень затруднительно.

В СМЭП нам ответили, что в этом месте светофор в режиме "желтого мигания" работает по указанию ГАИ. В ГАИ сказали, что история с этим перекрестком началась еще лет 15 назад. Когда его обустраивали, учитывая желание жителей прилегающей территории, светофор установили. Однако когда его включили, возникла проблема – стали образовываться заторы из желающих выехать на МКАД и съехать с нее. Когда стали исследовать проблему более детально, выяснилось, что инициаторами предложения стали пешеходы, а именно – владельцы собак, желавшие выгуливать своих питомцев через дорогу от жилых домов. Удовлетворив просьбу пешеходов, ГАИ была вынуждена создать неудобства автолюбителям. Поэтому светофор проработал недолго, а сейчас его основная задача - привлечение внимания миганием желтого сектора. Тем не менее в отделе технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома пообещали заняться этим светофором, несмотря на то что жалоб от автолюбителей на это место не поступало. Не исключено, что ближе к лету на перекрестке Слободской и Громова будет пересмотрена организация движения. Однако местные и знающие уже сейчас просто предпочитают съезжать на Слободскую на следующем съезде с МКАД, так как повернуть направо там гораздо проще, чем на том самом проблемном перекрестке налево.

Как видим, проблемы с работой светофоров можно решить, если приобщиться к процессу решения, потому как под лежачий камень вода если и течет, то очень медленно.

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора и из открытых источников