В нашем распоряжении Volkswagen T5 и его экипаж - Александр Турок, специалист 1-й категории, и Дмитрий Бондарь, ведущий специалист Минского регионального отдела контроля платных дорог №2. Выезжаем на трассу М6 Минск - Гродно. Антенны постоянно проверяют попутный транспорт, Александр делает запросы на рамки на наличие нарушителей. Все данные идут на монитор. Нарушителей пока нет - все строчки белые. Как только появится хотя бы один - возникнет красная строчка с данными автомобиля. 

- Обычно мы становимся на дежурство между рамками. Если нарушитель проедет одну из них, у нас будет достаточно времени принять меры к его остановке, - объясняет Дмитрий. - К тому же мы знаем, что в случае чего за нами и впереди нас есть банки, где водитель сможет внести плату в увеличенном размере наличными. Сейчас ситуация с этим улучшилась: если раньше нужно было в любом случае везти водителя в банк, то сейчас у нас есть возможность оплаты на месте с помощью банковской карты. 

- Или имеется еще один вариант, - продолжает Александр. - Можем предложить при наличии карточки, но отсутствии достаточных средств на ней позвонить знакомым, попросить положить на карточку деньги. Мы блокируем транспортное средство, оставляем телефон, едем дежурить дальше. Как только водитель готов платить, приезжаем обратно за оплатой. 

По словам Дмитрия, нарушителей стало намного меньше по сравнению с 2013 годом. 

- Сейчас можно целый день простоять, и ни одного нарушителя не будет за смену, - рассказывает Александр. - Бывает, одного-другого обнаружим - и все. А вот в 2013 году, если видишь иностранные "номера", останавливать можно смело - отсутствие оплаты будет гарантированно. Делаешь запрос с порталов - на мониторе сплошные красные строчки с нарушителями. Технически не успевали работать. Очень большой был поток машин без оплаты дорог. По незнанию, по другим причинам… Постепенно количество нарушений снижалось, в этом году нарушителей очень мало.

Кстати, теперь белорусов, не оплативших платные дороги, Транспортная инспекция не останавливает - им высылают "письма счастья". Мимо нас проехало несколько таких автомобилей - никаких мер к ним не принималось.

Но здесь мы видим другую проблему: сколько порталов проедет водитель, пока получит письмо от Транспортной инспекции? Проезжает он мимо одного автомобиля Транспортной инспекции, мимо второго - и думает, что все в порядке. А по каким-либо причинам факт неоплаты или неполной оплаты фиксируют рамки, размер обязательств по оплате в увеличенном размере растет. Нам объяснили, что письмо высылается максимально быстро. Белорусов-нарушителей сейчас очень мало. Все хорошо информированы. 

А нарушителей между тем все не было. Дмитрий в бинокль высматривает отсутствие бортовых устройств на автомобилях и диктует "номера", Александр проверяет их по базе данных. 

Антенна тем временем проверяет на наличие оплаты попутный транспорт: если все в порядке - издается звуковой сигнал, если нет - есть повод догнать автомобиль и проверить.

Мимо пролетает Porsche Cayenne с латвийскими "номерами". Звукового сигнала не было - значит, есть проблемы с наличием либо работоспособностью бортового устройства. Александр тут же бежит на водительское место, Transporter лихо набирает 150 км/ч, проблесковые маячки включены. Спустя несколько минут Porsche остановлен.

У водителя бортового устройства не оказалось. Всего набралось шесть нарушений, сумма оплат в увеличенном размере составляет 600 евро. Водитель очень удивлен размером оплаты, но без проблем расплачивается банковской картой. 

- Урок хороший, конечно. Штраф немаленький. Вообще ехал себе и ехал, видел знак "Платная дорога", но до сих пор никаких проблем не было…

А в это время мимо нас по встречной полосе проехал литовский Peugeot Partner с бортовым устройством, но без оплаты. Пока оформляли Porsche, возможности остановить "каблучок" не было, он прошел мимо. 

- Все равно его кто-нибудь остановит. У нас сейчас 27 машин, а раньше было 16. Работают они круглосуточно, меняются только люди, - говорит Дмитрий. 

- Некоторые убегают. Иногда не останавливаются, погони случаются, - признается Александр. - А когда остановим, бывает, даже милицию на нас вызывают. Не верят, что мы имеем право останавливать! Но в законе все прописано. Также на дежурстве мы имеем право ставить автомобиль не по ПДД - тоже, бывает, предъявляют претензии. Стоять можем и на бесплатных дорогах. Вообще в 9 из 10 случаев какой-то, пусть даже минимальный, конфликт присутствует. 

- Что по поводу случаев несрабатывания бортового устройства? Сами водители его часто вешают неправильно, - объясняет Дмитрий. - В бардачок кинут, просто на панель поставят. Да, какая-то антенна устройство считает, а какая-то - нет. Каждому водителю выдается руководство пользователя, в котором подробно описывается, где и как правильно прибор разместить. За правильную установку устройства на лобовом стекле транспортного средства отвечает водитель. Есть определенные особенности крепления устройства к металлизированным лобовым стеклам. Обо всем этом сказано в инструкции. Бывает, неправильно выставляют количество осей, причем иногда делают это специально…

В задачу инспекторов входит проверка автомобилей вроде Mercedes Sprinter, которые могут иметь массу больше или меньше 3,5 т. У водителя этого автомобиля все в порядке, оплачивать дороги ему не нужно. 

- Часто грузовички из сел, что возле трассы, выскакивают на платные дороги. И хотя они не проезжают рамки, но это тоже нарушение. Штрафуем и их. 

Под конец дежурства визуально был обнаружен Volkswagen Passat без бортового устройства на литовских "номерах". Всего три нарушения. 

- Я видел знаки, но не знал, где платить. На границе тоже ничего не сказали!

- При проезде границы в зоне таможенного контроля имеются стенды с информацией о том, как пользоваться и платить, карты платных дорог с адресами пунктов обслуживания, а при въезде уже на белорусской территории установлены дорожные знаки индивидуального проектирования размером 2 на 6 метров, которые указывают, где находится такой ближайший пункт. Сам пункт на дороге при этом обозначен желтым знаком BelToll со стрелкой, которая указывает, где можно оплатить. Как водитель, вы должны знать законы страны, в которую въезжаете. То, что вы не знали, не освобождает вас от ответственности. 

Александр и Дмитрий общаются исключительно вежливо. Подсказывают водителю дальнейшие действия и отпускают. Конфликта в этот раз не произошло. 

А как ситуация с белорусами, которые едут из России с новыми автомобилями без "номеров"?

- Эти машины не зарегистрированы в Таможенном союзе, следовательно, водители этих автомобилей обязаны платить за дороги. Команды их не останавливать нам не поступало. Но в основном из России сейчас везут подержанные автомобили на транзитных "номерах". Новые - на лафете. Так что большой проблемы с этим нет. 

Нарушителей значительно меньше. С системой оплаты дорог белорусские и иностранные водители, кажется, разобрались. Все нюансы утрясены. В Транспортной инспекции теперь 27 машин - уйти незамеченным без оплаты сложно. 

Единственное, что смущает, - белорусов почти не останавливают. Водители беспечно проезжают под порталами, иногда не догадываясь, какое "счастье" их ждет в почтовом ящике! Понятно, что они обязаны следить за исправностью, правильной установкой, балансом средств на устройстве электронной оплаты, - это за них не сделает ни Транспортная инспекция, ни другие государственные контролирующие органы. Но предупредить человека ведь тоже как-то надо до момента получения письма, пока он не наездил под другими порталами еще несколько сотен евро! Или нет?

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY