Так, на днях в редакцию пришло письмо от грузоперевозчика, который утверждает, что в отдельных случаях проследить логичность списания средств со счета невозможно:

"Я много лет выполняю рейсы в одно и то же время по одним и тем же маршрутам. Один из них - выезд за пределы Минска на дорогу М4. Практически каждый месяц я подробно изучаю детализацию своих расходов, и у меня возникают вопросы. Первый - это расположение рамок, при проезде под которыми происходит списание средств. Второй - это различное списание при одинаковом маршруте".

Автомобилист выслал нам четыре варианта детализации собственного счета - от 17 и 24 февраля 2015 года, 13 августа и 1 октября 2013 года - и предложил самостоятельно проехать по М4.

Рамки-фантомы

Итак, изучим местность. Известно, что платный участок дороги М4 начинается с 16-го км.

Однако первый портал мы встречаем уже на 13-м км. Это легко определить, ориентируясь на дорожные столбы. 

Непосредственно на 16-м км никаких порталов нет, зато присутствует знак "Начало платной дороги".

 Следующий портал мы встречаем только на 19-м и потом на 35-м км. То есть фактически на отрезке от начала М4 и до 35-го км мы проходим под тремя порталами, расположенными на 13-м, 19-м и 35-м км.

При изучении детализации расходов видим, что платных сегментов здесь 4, один из которых выставлен "по нулям":

  • с 16-го по 19-й км грузовик на трех осях заплатил 5350 руб. - это стоимость проезда по платному сегменту от портала 0017 до портала 1117;
  • затем почему-то видим строку с несуществующим сегментом от портала 0047 до 1047 - за него деньги не списываются;
  • следующий этап: с 16-го по 19-й км от портала 0048 до 1048 - сняли 4300;
  • после ситуация выравнивается: путь от 21-го до 35-го км (0049-1049) стоил 28.600 рублей.

Аналогичная картина и на второй детализации.

Как несложно заметить, в детализации автомобиль движется как бы последовательно - от одного портала к другому: 0117-0047-0048-0049. Зато с точки зрения хронологии последовательности нет: портал 0047 на "нулевом километре" автомобиль почему-то прошел раньше предыдущего - в 5 часов 39 минут.

- Эти сбои в изложении событий хоть и подрывают доверие к объективности работы системы, но меня мало интересуют. В конце концов, деньги списываются именно за те сегменты платной дороги, которые указаны на сайте оператора, начиная с 16-го км, - признается водитель. - Однако беспокоит другое. Как деньги снимаются со счета, если проезд по указанному сегменту никаким техническим образом не зафиксирован? Имеет ли право система взимать плату, указывая в детализации порталы-фантомы? 

Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к законодательству.

В п.45 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. №340 об утверждении Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь говорится, что "обязательство по внесению платы за проезд по расчетному сегменту возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента. Факт проезда по расчетному сегменту устанавливается на основании информации, полученной ОТ СТАНЦИИ СБОРА ПЛАТЫ данного расчетного сегмента, либо на основании АНАЛИЗА И СОПОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ СТАНЦИЙ СБОРА ПЛАТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ И ПОСЛЕДУЮЩИХ расчетных сегментах, либо путем установления факта проезда уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции. Такая информация является достаточным доказательством факта пользования платной дорогой пользователем платной дороги".

Получается, что в данном случае стоит признать законность списания денег.

То берут деньги, то не берут

Однако вот вопрос, ответ на который найти еще сложнее. Если сравнить два документа, от 17 и 24 февраля, увидим, что обратно грузовик возвращался в столицу тем же самым маршрутом. Но 17 февраля на сегменте с 19-го по 16-й км списание 5350 руб. произошло, а 24 февраля - нет. Хотя данные с "нулевого" портала, расположенного на 13-м км, свидетельствуют, что грузовик никуда с трассы не сворачивал и въехал в Минск. Почему такое возможно?

Разъяснить ситуацию мы попросили представителей компании "Капш Телематик Сервисиз".

В компании-операторе нам сообщили, что без индивидуальных данных водителя какие-либо технические пояснения по работе системы невозможны. Водитель, в свою очередь, согласился сотрудничать с редакцией только на условиях анонимности.

В августе 2013-го брали деньги незаконно?

Без ответа остался и еще один вопрос. Дело в то, что детализация списаний средств за 13 августа 2013 года подтверждает, что в начале запуска системы деньги при проезде под "нулевым" порталом на 13-м км брались с пользователей. В частности, водитель, проехав под порталом №47, в тот день заплатил 4450 рублей. 

Аналогичный документ за октябрь 2013 года подтверждает, что за проезд с 13-го по 16-й км вскоре деньги брать перестали. 

Получается, что какое-то число водителей какой-то период времени платили то, что платить не должны? И если это так, то планирует ли оператор вернуть деньги, списанные еще до того, как автомобиль въехал на начало платного участка?

Но и этот вопрос к оператору остался без ответа.

У одних ошибки - у других нарушения? 

У самого же автомобилиста есть дополнительные замечания:

- На документе от августа 2013 года можно увидеть, что мой грузовик уходил в рейс глубокой ночью. Хотя на самом деле я уже много лет уезжаю из Минска и возвращаюсь домой в одно и то же время. То есть мы видим технический сбой настроек времени. Плюс деньги, которые списывались сперва на 13-м километре… Несмотря на то что пару недель спустя это прекратилось, все говорит о том, что систему запустили "сырой". 

У меня был личный опыт отмены наложенной платы в увеличенном размере, потому что на бортовом устройстве сбились настройки осей, хотя у моего грузовика три оси, их количество не меняется в принципе. Кроме того, я получил в августе несколько штрафов, потому что просто положил его на панель, а не закрепил на лобовом. Нам тогда дали устройство - и все, пользуйся. Подробные инструкции по поводу его эксплуатации появились на сайте только 5 февраля 2014 года.

И что мы получаем? И водители, и система в августе не были готовы к полноценной работе. Но наши "ошибки" стоят 260 евро каждая, а ошибки системы ничего не стоят. В лучшем случае наложенную плату в увеличенном размере отменят… Так не справедливее ли и BelТoll наказывать за ошибки так же, как наказывают нас, по 260 евро за каждый проступок, раз уж мы - равноправные участники гражданских отношений?

Надеемся, что продолжение будет

Редакция abw.by не видит оснований в отказе комментировать поставленные вопросы, ссылаясь на недостаток идентифицирующей пользователя информации.

Мы озвучиваем проблемы, касающиеся общего характера работы системы:

  1. Почему на одном и том же участке платной дороги возможны варианты, когда средства взимаются и не взимаются?
  2. Списывались ли с пользователей когда-либо деньги за проезд по участку 13-16-й км дороги М4, который не является платным, и если да, то будут ли данные средства возвращены?

Данные вопросы направлены компании "Капш Телематик Сервисиз" в виде официального запроса и подлежат ответу в течение 15 дней в соответствии с действующим законодательством.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY