Истории белорусских автомобилистов - клиентов системы BelToll поступают в редакцию с завидной регулярностью. И всякий раз, когда нам кажется, что мы уже все слышали о нюансах работы системы платных дорог, читатели удивляют новыми и новыми казусами.

Так, несколько недель назад грузоперевозчик Иван (имя изменено) рассказал abw.by, как вынужденно менял бортовое устройство:

- Мне позвонили сотрудники BelToll и сказали, что, оказывается, в моем договоре, который я заключал в августе 2013 годе, в графе "Номер транспортного средства", указаны только 4 цифры и нет номера региона. Мне не предъявляют никаких претензий, но просят максимально быстро приехать в пункт обслуживания клиента и привести документы и бортовое устройство в порядок.

К слову, напомним, что о проблеме невнесения номера региона в договор мы уже писали. Тогда история автовладельца Андрея развивалась по более жесткому сценарию: грузоперевозчик получил сначала 1 письмо о необходимости внести "плату в увеличенном размере", а пока разбирался в ситуации - еще 5. 

Как нам сообщил грузоперевозчик, никаких новостей с осени прошлого года по этой ситуации нет: "Я не платил "штрафы", потому что не чувствую себя виноватым. Но и никаких других действий компания-оператор в отношении меня не предпринимала".

- Я приехал, - продолжает Иван, - в пункте обслуживания клиентов у меня взяли мое бортовое устройство, вернули 50 евро, которые я вносил при получении прибора. Расчет производили по курсу, который действовал на момент оформления договора. Затем внесли в договор нужную цифру "5", перенастроили МОЕ же бортовое устройство на новый номер и вернули его мне. При этом сказали снова внести залог 50 евро, но уже по НЫНЕШНЕМУ курсу. Разница составила порядка 200 тысяч рублей. Я спрашиваю: почему, мол, такие условия? Мне говорят: мы вам заменили прибор. Но я что, свое бортовое устройство не знаю? Я видел, как все происходило. С каких это пор перенастройка оборудования считается его заменой?

Обратимся к законодательству. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. №340 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" действительно сказано, что возврат бортового устройства осуществляется с выплатой той суммы залога в национальной валюте, которая была внесена при получении прибора.

Есть в этом документе и норма, позволяющая "отозвать устройство электронной оплаты путем последующей замены". И в этом случае о возврате/внесении залога речи не идет. Правда, каких именно случаев касается данная норма, в положении не говорится.

- Меня лично возмущает тот факт, что, по сути, не моя ошибка стоила мне денег и времени. Ведь с внесением регистрационного номера ошибся сотрудник компании-оператора. Я не знал и не мог знать, сколько цифр должно фигурировать в договоре. Сейчас я спросил, надо ли было вносить дефис перед номером региона. Меня заверили, что не надо. А если через год окажется, что надо? Опять буду менять свое бортовое на свое же? 

Логично, что Иван был озабочен возможными последствиями ситуации, которая с ним произошла:

- Я предположил, что до внесения изменений в документы система могла мои передвижения посчитать за нарушения. Я позвонил на инфолинию, но там мне отказались сообщить о наличии или отсутствии у меня нарушений.

Эта деталь abw.by удивила, ведь во время посещения call-центра мы были свидетелями, что клиенты без проблем получали подобную информацию, предоставив личные данные. Этот момент мы включили в перечень вопросов, поставленных перед оператором BelToll. 

Автомобилист высказал и еще несколько соображений:

- Передо мной в пункте обслуживания клиентов свое бортовое устройство, которое почему-то оказалось неисправным, сдавал другой человек. Он тоже был возмущен, потому что никаких манипуляций с прибором не совершал. Однако деньги на разнице курсов потерял. Возникает вопрос: почему при замене прибора в случае его неисправности не проводится экспертиза прибора? Вдруг вины клиента в том, что устройство перестало работать, нет? Значит, ему бесплатно должны осуществить замену. 

Нам трудно проверить истинность приведенного примера, однако от себя отметим, что в автомобильной среде настойчиво ходят слухи об ограниченном сроке эксплуатации бортового устройства - три года. И такая информация тоже требует официальных пояснений.

Мы решили получить мнение оператора системы BelToll компании "Капш Телематик Сервисиз" и направили официальный запрос. Поскольку ранее опубликованный материал "Рамки-фантомы BelToll списывают деньги по настроению?" о странно расположенных порталах системы BelToll и нерегулярном списывании средств также остался без комментариев, мы объединили все накопившиеся вопросы в одно письмо.

В частности, мы спрашивали:

"1. Почему на одном и том же участке платной дороги возможны варианты, когда средства взимаются и не взимаются (в частности, речь идет о сегменте 19-16-й км дороги М4 по направлению в Минск, ситуация описана в публикации "Рамки-фантомы BelToll списывают деньги по настроению?")?

2. Списывались ли с пользователей когда-либо деньги за проезд по участку 13-16-й км дороги М4, который не является платным, и если да, то будут ли данные средства возвращены?

3. Просим вас также прокомментировать следующую ситуацию. Из-за не полностью внесенных в договор данных (отсутствие номера региона в регистрационном номере авто) автовладельца приглашают приехать в пункт обслуживания клиентов и внести необходимые изменения. При этом действующее бортовое устройство изымается (залог возвращается в размере внесенных при заключении договора средств), перепрограммируется. После чего этот же прибор предлагается получить обратно, внеся залог в размере 50 евро по действующему курсу. 

В связи с этим вопросы:

  • почему в данном случае действия специалиста оператора системы BelToll квалифицируются как замена бортового устройства, если фактически замена не происходила?
  • почему финансовую нагрузку в данном случае несет пользователь?

4. Возврат/внесение залога производится и тогда, когда бортовое устройство перестает функционировать. Однако есть случаи, когда прибор оказывался неисправным по не зависящим от пользователя причинам:

  • если пользователь не виноват в нарушении работы прибора, почему он тоже вынужден терять деньги за счет курсовой разницы?
  • почему в таком случае не производится экспертиза причин сбоя?
  • почему при выдаче бортового устройства пользователь не получает никаких документов, подтверждающих исправность прибора?
  • есть ли у бортового устройства срок эксплуатации? Сколько прибор может исправно служить?

5. Как пользователь может получить информацию об имеющихся у него нарушениях? Имеет ли он право получить эти сведения, позвонив на инфолинию?"

Через две недели мы получили ответ следующего содержания:

"Рассмотрев Ваше обращение от 20.03.2015 исх. №25, сообщаем, что ИООО "Капш Телематик Сервисиз" как оператор ЕТС-системы обеспечивает только надлежащее функционирование системы, неукоснительно соблюдая установленные законодательством Республики Беларусь правила пользования платными автодорогами, не изменяя их и не создавая новых.

Учитывая изложенное, на всех расчетных сегментах платных дорог, закрепленных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 года №340 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь", плата за проезд взимается в строгом и полном соответствии с действующими нормами законодательства Республики Беларусь.

Полагаем необходимым отметить, что поставленные Вами вопросы относятся к сфере индивидуального взаимодействия пользователя платной дороги и владельца ЕТС-системы. Согласно п. 6.3 "Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь", утвержденного 27.09.2012 Указом Президента Республики Беларусь №426, "оператор не вправе разглашать сведения о пользователях платной автомобильной дороги, полученные в результате работы системы электронного сбора платы". Только в рамках изучения всех обстоятельств и нюансов каждой конкретной ситуации возможно сделать выводы, установить наличие каких-либо проблемных или спорных вопросов и найти пути их разрешения. Оператор ЕТС-системы готов оказать каждому пользователю платных дорог необходимое содействие в рамках полного спектра возможностей, предоставленных законодательством, включая подачу претензий, регулярный личный прием председателем дирекции, заместителем председателя дирекции ИООО "Капш Телематик Сервисиз", а также предоставление подробной технической, финансовой и другой необходимой информации о взаимодействии ЕТС-системы с конкретным пользователем при его личном обращении в компанию". 

Полученный ответ оператора можно расценить как нежелание обсуждать назревшие проблемы. Конечно, можно ссылаться на тайну личных данных, на решение проблем в индивидуальном порядке, однако общие вопросы работы BelToll носят системный характер и требуют официальных пояснений без привязки к личности. А информационная пустота, как и любая другая, имеет свойство заполняться. Только не тем, чем промолчавшим хотелось бы.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!