Последний опрос в полной мере продемонстрировал узор белорусского характера, ткавшийся не одно столетие. Основа его - недоверчивость и осмотрительность. А что? Имеем право!

Между прочим, это наши деды не могли определиться, с кем они и за кого, это наши родители растили кукурузу и осушали Полесье, это мы возили нефть из Венесуэлы и строили агрогородки. Так что любая инициатива у нас проходит жесткий кастинг национального менталитета. Удается это единицам.

Вот и идея организовать платную электронную очередь на границах, специальный указ по поводу которой был подписан на прошлой неделе, мягко скажем, не нашла поддержки у респондентов.

Большинство принявших участие в опросе поставило на ней крест еще на субъективном уровне. "Не верю в то, что у нас могут что-то нормально сделать", - ответили 45%. Конечно, в рамках нашей с вами действительности не согласиться с этой позицией нельзя. "Лиха беда начало!" - это про нас. Практически каждый "первый блин" у нас получается комом. Вспомнить хотя бы утилизационный сбор или злополучный BelToll. Доработки начинаются уже в процессе.

Следующий по многочисленности ответ апеллировал к объективным аргументам. "А смысл? Очередь на въезд в соседнее государство все равно будет общей" - так считают 22%. Да, граница та еще лотерея. А с наличием электронной очереди она обещает приобрести бессистемный характер. К примеру, в законодательстве у нас закреплено право отдельных категорий граждан (например, с маленькими детьми) проходить таможенный и паспортный контроль вне очереди. Логично предположить, что штат сотрудников меняться не будет. Кого в таком случае инспектор будет досматривать первым - "платника" или "льготника"? Заметьте, это мы говорим о белорусской территории, а соседние государства нам вообще ничего не должны. Поэтому в час пик, пройдя белорусский контроль, все будут становиться в общий поток. Да и не в "пиковых" часах даже проблема. Я лично стояла в среду утром, пройдя все проверки, первая перед закрытым шлагбаумом на въезд в Литву. Два часа. Бессмысленные. Долгие. Просто потому, что бастовали сотрудники литовской таможни.

Среди участников опроса определилась и группа "рационалистов". Понимая, что разные ЧП на границе - это все-таки единичные моменты, часть респондентов готова сперва присмотреться, а уже потом выносить свой вердикт. "Все зависит от соотношения цены и качества", - ответили 14%.

Чуть меньше опрошенных - 11% - считают, что платить за то, что можно получить бесплатно, бессмысленно.

Еще меньше респондентов - 8% - указали, что "платить за сервис - это нормально" и что в принципе они готовы воспользоваться новыми возможностями.

Мы же, как истинные белорусы, предлагаем относиться ко всему философски. Новый указ ныне существующее положение не ухудшает, а если по каким-то причинам услуга работать не будет, как минимум мы останемся "при своих". Ну а если профильные органы смогут-таки разработать качественно и стабильно работающую схему, то такая услуга всегда найдет клиента.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY